Методическая разработка Современные подходы к оцениванию учебных достижений обучающихся
Современные подходы к оцениванию учебных достижений обучающихся
Инёшина Л.Г., преподаватель
русского языка и литературы
ГАП ОУ «Якутский автодорожный техникум»
Оценивание учебных достижений обучающихся является одной из самых важных проблем в педагогической теории и практике. Учение может быть результативным только тогда, когда учебная работа контролируется, когда студенты постоянно видят результат своей работы. Плохая организация контроля знаний может стать одной из причин снижения качества образования в целом, снизить познавательную активность обучающихся, интерес к учению.
Чрезвычайно важно, чтобы оценочная деятельность педагога осуществлялась им в интересах социально-психологического развития личности. Кроме того, важно чтобы оценка была адекватной, справедливой и объективной. Одной из причин необъективной педагогической оценки является недостаточная разработанность критериев оценивания. Привычная пятибалльная (а на практике трехбалльная) шкала имеет ряд существенных недостатков: субъективность и слабая дифференцирующая способность. С ее помощью можно провести лишь грубое разделение на четыре группы («двоечники», «троечники», «хорошисты» и «отличники). Всё это ориентирует на то, чтобы в каждом образовательном учреждении каждым преподавателем качественно реализовывались все известные функции процесса оценивания и осваивались современные технологии оценки качества образования обучающихся.
Оценивание очень объемное понятие: оно включает в себя как сам процесс, так и результат работы. При этом оценивание может осуществляться по-разному:
1. В виде количественного показателя: отметка, баллы;
2. В виде качественного показателя: словесные высказывания о процессе и результате работы, эмоциональная реакция.
Выделяются следующие функции оценивания деятельности обучающихся: диагностическая, обучающая, развивающая, воспитывающая, стимулирующая и корректирующая. Все вышеназванные функции важны, и их необходимо реализовывать в практической деятельности. Всесторонняя проверка успеваемости - выявлении глубины не только знаний, но и умений добывать знания или пользоваться ими в процессе обоснования тех или иных явлений. Всесторонность проверки предполагает учет знаний студента в системе уроков, его активность, инициативу, оригинальность суждений, глубину ума. Таким образом, оценивание учебных достижений является очень сложным компонентом учебного процесса.
В своей работе я использую традиционные формы и методы контроля: тематический, фронтальный, сравнительный, индивидуальный, итоговый и другие. Чтобы более качественно оценить учебные достижения обучающихся по предмету,
- разработала различные пособия, памятки, помогающие закреплению умений и навыков, приобретенных в результате совместной работы с преподавателем;
- в начале урока провожу срез знаний на «четвертинках»: предлагаю 5 вопросов по теоретическому материалу, а полученная оценка идет в зачет оценке, полученной в результате работы на уроке;
- провожу взаимозачёт по теме: обучающиеся задают 5 вопросов по пройденной теме друг другу,
- предлагаю самостоятельный выбор упражнения, что позволяет увидеть, кто из них стремится преодолевать трудности, а кто упрощает себе задачу.
В своей работе стараюсь придерживаться определенной технологии оценки учебных успехов
1. Оценивается любое, особенно успешное, действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи - умения по использованию знаний
2.. Преподаватель и студент по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка + самооценка). Обучающийся имеет право аргументированно оспорить выставленную отметку
3. За каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающую овладение отдельным умением, выставляется, по возможности, отдельная отметка.
4. Отметки (или часть их) выставляются в таблицу требований (рабочий журнал учителя,) в графу того умения, которое было основным в ходе решения конкретной задачи.
5. За задачи, решенные по изученной новой теме, отметка ставится только по желанию обучающегося, так как он еще недостаточно овладел умениями и знаниями данной темы.
За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем студентам, так как каждый должен показать уровень сформированности знаний, умений, навыков. Желающий имеет право пересдать тему, если его не устраивает отметка.
6. Оценка обучающегося определяется по универсальной шкале трех уровней успешности.
Необходимый уровень – выполнение типовой задачи, подобной той, что делали уже много раз, где требовались выработанные умения и полученные знания (необходимый стандарт)
Программный уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знания, либо имеющиеся знания и умения, но в новой ситуации.
Необязательный максимальный уровень - решение никогда не изучавшихся заданий, для которых потребовалось самостоятельно полученные знания и умения. Такие задания под силу отдельным студентам.
7. Итоговые отметки выставляю не только за семестр, но и за учебный модуль (блок тем). Итоговая отметка (за семестр) – это показатель уровня обученности: среднеарифметическое текущих отметок, выставленных с согласия обучающегося, и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учетом их возможной пересдачи.
Такой процесс оценивания, на мой взгляд, соответствует требованиям, так как он создает условия для коррекции деятельности как студента, так и педагога.
Поиск способов оценивания занимает умы преподавателей не одно столетие. Современное образование становится более индивидуализированным, дифференцированным, ориентированным на создание условий выбора для удовлетворения образовательных потребностей подрастающего поколения. Поэтому педагогу необходимо использовать новые формы организации процесса оценивания учебных достижений обучающихся. Современные способы оценки знаний - это взаимооценка, самооценка, программированный контроль, портфолио, оценка презентации проекта, рейтинговая система оценки качества знаний и др.
В последнее время вместо традиционного понятия «контроль» все чаще стали использовать понятие «мониторинг». От обычной оценки знаний он отличается тем, что обеспечивает преподавателя оперативной обратной связью об уровне усвоения обучающимися обязательного учебного материала. Мониторинг в системе «учитель-студент» - это непрерывные контролирующие действия, позволяющие наблюдать (и корректировать по мере необходимости) продвижение обучающегося от незнания к знанию.
Очень важно, чтобы педагог, пользуясь учебно-методической литературой, реализуя собственный творческий потенциал, сформировал систему мониторинга.
Объективными и адекватными измерителями для проверки результатов обучения по русскому языку и литературе являются тесты, упражнения, диктанты (в том числе словарные), контрольные работы, изложения и сочинения. Большинство из них дают возможность быстро проверить знания обучающихся и сообщить им результаты.
Для более удобного применения их в учебном процессе можно использовать таблицу для записи системы контролирующих методов.
Таблица №1. Запись системы контролирующих методов.
Учитель ___Инёшина Л.Г.___________
Предмет - русский язык
Группа - АМ 3-40
Учебная единица - бессоюзное сложное предложение
Цели
Знать
Понимать
Применить
Контроль
Тест (по теории)
Тест
упражнения
Источник
После определения системы контролирующих методов необходимо разработать корректирующей методики. В неё входят индивидуальные консультации, дополнительные задания (прочтение конкретных страниц учебника, выполнение определённых заданий), повторное тестирование или выполнение упражнений на усвоение данной учебной единицы. Для более тщательного учёта результатов достижений обучающихся целесообразно данные занести в таблицу.
Таблица № 2. Учёт результатов достижений обучающихся.
Группа АМ 3-40 __________________
Учебная единица - бессоюзное сложное предложение
Мониторинг
Учащиеся (ФИО)
Контроль
Корректирующая методика
Повторная работа
Тест 1
Тест 2
Упр.
Иванов П.
+
__
__
Работа с тренажёром
Стр. в учебнике
Упражнения в рабочей тетради.
+
Для получения полной картины усвоения обучающимися учебного материала результаты могут быть занесены в сводную таблицу
Таблица № 3. Учёт успешности усвоения учебного материала учащимися.
Группа АМ 3-40 _______________
Преподаватель ____________
Учащиеся (ФИО)
Мониторинг
Тесты
Упражнения
Повторный тест
Итоговый результат
1
2
3
№ 4
№
:
Иванов П.
Не все оценки, полученные студентами, заносятся в журнал (особенно неудовлетворительные), чтобы у них было желание заниматься и в конечном итоге усвоить материал. Можно оценивать результат по шкале – «знает – не знает», выполнил – не выполнил», «зачёт – незачёт» и т.д.
Для большей объективности оценки результатов усвоения обучающимися учебного материала целесообразно вести индивидуальный учет знаний учебных единиц. В подобной таблице (см. таблицу №3) в первую колонку заносятся темы учебных единиц, которые должен усвоить студент.
Ведение предлагаемых таблиц, конечно, требует большой затраты времени, но при этом создает возможность объективной оценки их знаний, что является очень важным как для обучающихся, так и для их родителей. Для большей наглядности можно использовать диаграммы и графики.
На сегодняшний день одним из способов быстрой и эффективной проверки знаний являются тесты. Есть огромное количество сборников с разработанными тестами по различным темам, в некоторых случаях для мониторинга педагоги сами разрабатывают тесты. Но, используя любую форму проверки знаний студентов, необходимо правильно организовать учебную деятельность:
- конкретно сформулировать учебные цели, которые являются для обучающихся эталоном, на основе которого планируется оценка его результатов;
- после изучения каждой учебной единицы студенты выполняют проверочные работы (преподавателю необходимо создать систему проверочных работ, например, диагностические тесты);
- результаты объявляются сразу после выполнения работ;
- после корректировки знаний проводится повторная работа по той теме, с которой раньше обучающийся не справился;
- заключительный этап – система итоговых работ
Таким образом, мониторинг как система контролирующих и диагностирующих мероприятий, обусловленных целеполаганием процесса обучения и предусматривающих в динамике уровни усвоения обучающимися учебного материала и его корректировку, даёт возможность не только оценивать знания ученика, но и анализировать его учебную деятельность, достичь поставленных целей обучения.
Следовательно, оценивая учебные достижений обучающихся, педагогу необходимо грамотно выбирать и применять существующие формы и методы педагогического контроля, четко определять его цели и функции, помнить, что без систематического и достаточного по объему осуществления принципа обратной связи не может всерьез идти речь об эффективном управлении процессом обучения.
15