Презентация к уроку осетинской литературы в 11 классе
Георгий Гадоевич Малиев22 октября 188627 мая 1942
БиографияРодился в бедной крестьянской семье. По национальности осетин-дигорец. Будучи учеником третьего класса был исключен из семинарии за участие в волнениях учащихся против беззаконных действий администрации. Попытки юноши поступить в учебное заведение какого-нибудь города России не имели успеха. Вернувшись в Осетию, учительствовал в горных селах Дигории, публиковал стихи, рассказы, корреспонденции на русском языке в газетах «Терские ведомости», «Горская жизнь» и «Владикавказский листок» .Давал частные уроки, работал журналистом.
В 1917 году Малиев был среди основателей осетинской революционно-демократической партии «Кермен», впоследствии присоединившейся к большевикам. Поражённый жестокостям национализациям, Малиев оставил политику и в 1920 году вернулся на село. В 1923—1932 годах он работал директором школы в небольшом селении Гулар. В 1932 году он переселяется в Мостиздах, где работал учителем, строил новую школу, по воспоминаниям современников «жил скромно и незаметно».
В 1934 году Малиева приняли в Союз советских писателей. В 1935 вышла его книга «Ираф» (сборник коротких рассказов и поэтических произведений). Творчество Малиева было несовременным, не восхваляло революционные преобразования, его обвиняли в буржуазном национализме и пессимизме. 4 декабря 1937 года по ложному обвинению в «контрреволюционной деятельности» Георгий Малиев был осуждён на 10 лет в исправительно-трудовых лагерях. Ранее в том же году статус дигорского языка был снова понижен до диалекта, дигорский алфавит объявлен «контрреволюционным», развитие литературной традиции надолго заморожено. Георгий Малиев скончался в лагере в 1942 году, его могила утеряна.
ТворчествоГеоргий Малиев —писал стихи на русском и осетинском языках. Но его талант более всего проявился в произведениях написанных на дигорском диалекте осетинского языка. Известность ему принес сборник стихов «Ираф».
Основной мотив дореволюционной поэзии Г. Малиева — любовь и сострадание к обездоленным, бесправность горской бедноты («Дзидзил», 1936), «Немой» («Гоби», 1916).
В поэзии Г. Малиева особое место занимает образ женщины-горянки, угнетенной жестокими обычаями («Песня девушки», «Дзуле», «Плач похищенной» — «Скъафди гъарэнгэ»).
Малиев написал цикл лирических стихотворений о любви («Веретено» — «Элхуинэ», «Песня девушки», «Фатима», «Мне вспомнилась песня родная»).
В поэзии Г. Малиева есть и романтические поэмы, созданные в основном по мотивам народного творчества осетин. Обращение поэта к фольклору свидетельствует о новом этапе поэтического мастерства автора. В то же время фольклор служил для поэта и средством более глубокого раскрытия народного характера. По фольклорным сюжетам созданы поэмы «Два пастуха» («Дууэ фиййауи»), «Сын Уахатага маленький Гуйман» («Уэхатэги фурт минкъи Гуйман»), «Темур-Алсак», «Сын пастуха бедный Махамат» («Гъонгаси фурт мэгур Мэхэмэт»), «Дзан-дзирак», «Симд нартов» и др.
Г. Малиевым написано несколько новелл: «Смерть глашатая» («Федоги мэлэт»), «Скрытный» («Эхгэдзэрдэ»), «Лавина» («Хэрэ») и др. Перу Г. Малиева принадлежит и водевиль в стихах «Охотники» («Цауэйонтэ», 1921), в котором высмеивается старый ловелас Поцо, мечтающий жениться на юной красавице.