Современные педагогические технологии в процессе формирования познавательной самостоятельности у учащихся на уроках биологии и химии
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Герасимовская средняя общеобразовательная школа»
Валуйский район Белгородская область
Современные педагогические технологии в процессе формирования познавательной самостоятельности у учащихся на уроках биологии и химии
Подготовила:
учитель химии, биологии
Ходарева Юлия
Константиновна
2014 г.
На современном этапе развития учебно-воспитательного процесса наблюдается постепенный отказ от приоритетного формирования ЗУН в чистом виде. Центр тяжести переносится на формирование способностей личности учащихся, особенно способности её к самообразованию, к самостоятельному получению знаний, умений и отработке навыков.
Вместе с тем у меня как у учителя-практика давно сложилось понимание ценности такого результата преподавания химии, биологии, как познавательная самостоятельность учащихся. Формирование познавательной самостоятельности является актуальным и основано на развитии у детей способности анализировать нестандартные ситуации, ставить цели, планировать и оценивать результаты своей деятельности. Это позволит ребятам научиться принимать ответственные решения в различных жизненных ситуациях. Уроки, представленные на фестиваль, предполагают такую организацию учебной деятельности, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием, что ведёт к более прочному и осознанному усвоению материала, а также повышению знаний, умений и навыков.
Учитель на данных уроках выступает в роли организатора, действуя скорее как руководитель и партнер, чем как источник готовых знаний и директив для учащихся. Вся учебная деятельность строится на основе субъект-субъектных, партнерских взаимоотношений между учителем и учениками, между самими учащимися, что создает благоприятную среду для развития, самопознания и самовыражения личности.
На традиционном уроке его цель ставит учитель, но зачастую она не совпадает с целью ученика. Поэтому очень важным является формирование у обучаемого умения постановки цели. На данных уроках тема и цель определяется самим учеником, учитель может только направить его в нужном направлении.
При планировании уроков я не делаю акцент на каком-либо одном методе или технологии преподавания. Для достижения познавательной самостоятельности учащихся необходимо умело пользоваться возможностями и объяснительно-иллюстративных методов обучения, и проблемного, и проектного, и блочно-модульного обучения и некоторых других.
Содержание понятия "познавательная самостоятельность" раскрыто во многих психолого-педагогических работах. Большинство авторов рассматривают его как качество личности, сочетающее в себе умение приобретать новые знания и творчески применять их в различных ситуациях. Этот феномен представляет собой единство двух компонентов - мотивационного и процессуального. Первый отражает потребность в процессе познания, второй - знания данной предметной области и приемы деятельности, которые способствуют осуществлению целенаправленного поиска. И хотя эти стороны существуют в единстве, их разделение вполне оправданно, ибо можно стремиться к поиску знаний, но не уметь их находить, можно уметь их добывать, но не испытывать в этом органической потребности.
Именно применение мультимедиа-проекта в учебном процессе, на мой взгляд, играет существенную роль в развитии познавательной самостоятельности учащихся. Работа над мультимедийным проектом осуществляется на уроках информатики в 11 классах и во внеклассной деятельности, начиная с 8 класса. Тема творческого мультимедийного проекта может быть связана с одной или несколькими дисциплинами учебного плана, а также с событиями и проблемами окружающей действительности. Следует отметить, что тема проектной работы должна быть практически выполнимой и значимой по своей проблематике, вызывать живой интерес участников проекта и соответствовать их мотивационным установкам. Приведем примеры некоторых мультимедийных проектов, выполненных учащимися лицея в разные годы, многие из которых с успехом учителя используют на своих уроках: информационный модуль "Клетка" (биология); информационный модуль "Альдегиды" (химия) и др.
Практика создания творческих проектов с использованием мультимедиа позволяет учащимся осваивать новые задачи, требующие разработку пользовательского интерфейса, ввода и компоновки звука, сканирования иллюстраций, вставку видео, графики, анимации, гипертекста. При выполнении проекта учащиеся показывают самый высокий уровень самостоятельности - творческий. Он проявляется в ходе выполнения заданий исследовательского характера, когда необходимо овладеть методами и приемами познания, которые позволяют увидеть новую проблему в знакомой ситуации, найти новые способы применения усвоенных знаний. Очень часто работа над мультимедийным проектом перерастает в научную работу по разработке обучающих и контролирующих программ по различным предметным областям. В результате самостоятельной работы на базе имеющихся у учащихся знаний и приемов формируются новые.
Цель выполнения проектной работы - углубленное изучение той или иной проблемы, в результате которого на основе специальных методов исследования учащиеся создают новый продукт, конкретное знание или новый конкретный опыт, знакомятся с технологией мультимедиа, созданием слайд-фильмов.
Работа над проектом начинается с формулировки проблемы, обоснования ее социальной и практической значимости, а также выдвижения гипотез ее решения. Следующий этап - планирование работы, распределение обязанностей между разработчиками проекта, определение в выборе инструментальных сред для выполнения проекта. При этом учащимся отводится главная роль в планировании и проведении работы, а также в формировании исследовательской группы и выработке систем внутригруппового управления. Педагог или несколько педагогов (учитель информатики и учитель-предметник) выступают преимущественно в роли научного руководителя и консультанта.
Непосредственно работа над творческим мультимедийным проектом начинается со сбора имеющейся информации по исследуемой проблеме. В нашем лицее собрана большая медиатека, поэтому нередко поиск информации сопровождается работой в Интернет, с мультимедийными справочниками, энциклопедиями, видео- и аудиокассетами по различным учебным предметам. Отличительной чертой проектной работы является то, что в процессе ее выполнения теоретическое изучение того или иного вопроса должно непременно сопровождаться приобретением специальных практических умений и навыков (Сканирование иллюстраций, видеомонтаж, интеграция объектов из различных программ и т. д.).
Немаловажно и то, что обсуждение результатов выполнения мультимедийного проекта проходит в форме защиты на итоговой конференции, на которую приглашаются учителя предметники и учащиеся, которые в будущем тоже будут выполнять творческие проекты. Это в свою очередь требует выработки у ребят навыков публичного общения, дискутирования, умения аргументированно отстаивать собственную позицию.
Работа над мультимедийным проектом, а она преимущественно осуществляется в группе, требует овладения особыми навыками коллективной работы и межличностного общения.
Итак, создание творческого мультимедийного проекта учащимися - это мощный инструмент, позволяющий формировать у детей необходимые знания и познавательные приемы, а также развивать мотивацию учебной деятельности, способствуя тем самым развитию мотивационного и процессуального компонентов познавательной самостоятельности. И в этом дидактическом процессе учителю принадлежит ведущая роль.
Образовательные технологии – явление многомерное, в теории и практике образовательных учреждений сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Но каждый педагог привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное. В зависимости от целей и задач которые преследуются в процессе использования любой технологии, каждая технология имеет определенный адаптивный элемент привнесенный в нее педагогом – практиком.
Метод проектов.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
На долю педагога остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.
В процессе использования данного метода автор адаптировал и доработал рекомендации по проектной деятельности для учащихся
Технология «портфолио»
Портфель – «портфолио» сегодня, это процесс организации учебно-познавательной деятельности учащихся, в ходе которой они отбирают и анализируют некие учебные единицы. В литературе существует множества типов « портфолио», итоговых уровней оценки « портфолио», за и против данной технологии, ее результативности. В нашей практике мы используем портфолио, как набор материалов, которые учащийся собирает по ходу работы над проектом и учебным исследованием. Кроме «накопительной» функции данного портфолио он отражает динамику развития учащегося, отношений, результатов его самореализации, служит формой обсуждения и самооценки результатов деятельности. ( Приложение 3 )
Технология кейс – study ( анализ конкретных ситуаций),
метод кейсов.
Впервые данная технология была использована в Гарвардском университете Джемсом Б. Конантом ( 1960-1970-х годах) для обучения студентов, будущих менеджеров. Сегодня метод кейсов широко используется как в западной, так и в российской высшей и средней школах. Кейсовый метод включает обучение действием; развитие навыков анализа, принятия решений , устной коммуникации и групповой работы. Кейсовый метод – это репетиция реальных жизненных ситуаций.
Основная цель кейсового метода – передать содержание предметной области, развить аналитические способности, навыки принятия решений.
В образовательном процессе мы работаем с кейсами следующих типов:
Информационный – в котором предусмотрено знакомство с новыми терминами, механизмами взаимодействия в процессе выполнения какой-то функции, выстраивания этапов реализации данной функции;
Проблемный – акцент делается на наличие проблемы, описание проблемы, может быть информация по истории вопроса, описание событий, так же могут быть приложены таблицы, графики, видеоматериалы.
Обсуждение кейса: анализ конкретной ситуации предполагает следующие виды деятельности:
информационный поиск – критическое осмысление ситуации и вычленение проблемы;
выявление проблемы - анализ, направленный на объяснение причин и возможные последствия и тенденции развития ситуации;
критерии – выработка критериев разрешения проблемы;
выбор идеи – поиск идеи, направленной на разрешение проблемы;
план действий – разработка детального плана решения проблемы.
Анализ информационного кейса предусматривает:
вычленение новой информации;
выделение незнакомых терминов;
выделение основной мысли кейса;
находить в тексте предложения, наиболее полно отражающие его содержание;
поиск закономерностей, определяющих наличие фактов.
При работе с информационными кейсами и работе с терминами можно использовать технологию «Кластери».
Технология «Кластери»
( от английского clustery – растущий пучками ,гроздьями)
Выделяется новый термин, а затем к нему подбираются слова которые приходят на ум в связи с этим словом, а затем слова ассоциирующиеся со словами второй строки. Время ограничено. Затем учащиеся берут учебник и среди терминов находят значении слов которые они выписали. В конце изучения определенной темы может накопиться целый банк кластеров, которые могут быть использованы при изучении следующих тем.
Информационно – коммуникативные технологии.
Новые информационные технологии, широко используемые во всех сферах жизни современного человека несут в себе огромный образовательный потенциал. В многочисленных статьях посвященных данной теме, часто встречается выражение «урок с мльтимедийной поддержкой» где усилить образовательный эффект урока призваны различные мультимедийные средства. Целенаправленная организация работы с видеоматериалом на уроках биологии позволяет значительно повышать эффективность формирования у учащихся информационной компетентности. Восприятие идет одновременно по нескольким сенсорным каналам, задействовано и слуховое, и зрительное восприятие, что позволяет усвоить 50% новой информации.
Педагог, имея в руках интересный видеоматериал, может сконструировать творческие задания необходимой сложности в соответствии с целями и задачами урока. Благодаря использованию видеоматериалов, урок биологии можно превратить в захватывающее путешествие по самым разным уголкам природы. Использование технологии кейс-стади позволяет заменить текстовый кейс-видеокейсом, что необычно для данной технологии, но актуально и эффективно в курсе биологии.
Творческие задания на уроках позволяют педагогу создать на уроке творческую ситуацию, прямо или косвенно задать цель, условия и требования учебного творчества, в процессе которого учащиеся активно овладевают навыками самостоятельной познавательной деятельности и развивают креативное мышление.
Видеоматериалы можно применять с различными дидактическими целями, на всех этапах процесса обучения: для мотивации учения; в качестве яркого эпиграфа к уроку, для закрепления, расширения, углубления и проверки знаний; осмысления биологических понятий, законов, теорий; развития и диагностики творческих способностей личности, а также в качестве интересной и запоминающейся иллюстрации к изучаемому материалу.
Отдельно хочется выделить педагогический эффект видеокейсов, который включает в себя анализ конкретных ситуаций, включает обучение действием; развитие навыков анализа, принятие решений, устной коммуникации и групповой работы. Основная цель видеокейсов-не столько передать содержание предметной области, сколько показать учащимся, что представляет собой научный процесс в реальной жизни на примере реальных видеосюжетов, и сформировать навыки для обучения на более высоком уровне.
Использование на уроках электронных учебников позволяет реализовать более эффективно многие виды деятельности на уроке: работу с текстом, работу с терминами, тестовый контроль, практические работы. В электронных приложениях к современным учебно-методическим комплектам имеется видеоматериал, который можно использовать в качестве информационных видеокейсов.
Таким образом можно сказать, что для развития познавательной самостоятельности существует много способов. Необходимо лишь выбрать те, которые подходят вам и вашим ученикам.