Современные образовательные технологии, применяемые на уроках биологии. 
Современные образовательные технологии, применяемые на уроках биологии.
Современное образование требует поиска новых форм обучения, совершенствования учебно-воспитательного процесса с применением инновационных технологий, интерактивных методов обучения, которые позволяют развивать компетентность обучающихся, вовлекать пассивных участников и создавать психологически благоприятную среду, способствовать развитию наблюдательности, способности к самовыражению.  Из научной литературы известно, что интерактивные методы условно можно разделить на три основные  стратегии: пассивные, активные, интерактивные.
 Пассивные: обучающимся отводится роль пассивных объектов воздействия педагога. Формы реализации в учебном процессе: лекция, изучение документа, опрос репродуктивного характера.
 Активные: педагог остается главным и единственным источником информации и экспертом, но и обучающимся представляется возможность задавать вопросы, предлагать свои пути решения, комментировать, делать выводы и обобщения, так как учебный процесс не может быть полностью заранее подготовлен преподавателем, занятия не имеют жесткой структуры.
 Формы реализации в учебном процессе: дискуссия, эвристическая   беседа, проблемный анализ, «мозговой штурм», круглый стол.
 Интерактивные: активное взаимодействие всех участников учебно-воспитательного процесса. Роль преподавателя перестает быть центральной, он регулирует учебно-воспитательный процесс и занимается его общей организацией, определяет общее направление, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана работы, дает консультации.
 Формы реализации в учебном  процессе: дебаты, ролевые игры, моделирование, проектная деятельность.
 При планировании уроков применяю чаще всего интерактивную стратегию. Цель моей педагогической деятельности: работа по повышению познавательного интереса, активизации познавательной деятельности студентов, самостоятельному поиску и добыванию знаний, осуществление взаимосвязи учебной и внеаудиторной работы.
 Условиями достижения результатов являются:
 а) проведение нетрадиционных уроков с применением элементов современных образовательных технологий;
 б) активизация познавательной деятельности обучающихся  через поисковую и исследовательскую деятельность;
 в) диалоговая форма ведения урока, что позволяет создать ситуацию общения для обучающихся; успехи обучающихся в творческих конкурсах и олимпиадах;
 г) взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности – самостоятельной работе учащимся уделяю большое внимание при выполнении домашнего задания: они пишут и защищают доклады, рефераты; выполняют творческие задания – изготовление кроссвордов, презентаций, делают поделки из пластилина и др. 
  Доминирующим принципом работы является принцип сотрудничества.
  Руководствуясь этим принципом, пытаюсь на уроках создать условия для обучения и формирования личности каждого обучающегося. 
Я   апробировала  такие технологии как: технология проблемного обучение, использование компьютерных технологий,  здоровьесберегающие,   игровые технологии, компетентностно - ориентированное обучение, гуманно- личностная технология и др. Из них взяла для себя только то, что сочла приемлемым, исходя из уровня подготовленности групп и своего опыта работы. 
Всегда проходят успешно уроки с применением технологии проблемного обучения. Но, хочу отметить, что применение  проблемного подхода на уроках биологии имеет свои трудности, мы о них хорошо знаем.  При проблемном обучении: у студентов формируется умение творчески, нестандартно решать поставленные задачи. Задача преподавателя создать проблемную ситуацию на уроке – удивление, затруднения. Пример:   «Естественный отбор» рассказываю о проявлениях отбора в популяциях каких – либо животных при изменении внешней среды. Затем предлагается  студентам ответить на вопрос: почему постоянно приходится создавать новые ядохимикаты против насекомых – вредителей сельскохозяйственных культур?
 Заинтересовать обучающихся на более продуктивную работу по предмету возможно при внедрении на уроках ИКТ - технологий.  Я  выделяю три основных формы работы с ИКТ на уроках биологии:
Во-первых,  это непосредственно применение информационных технологий на уроках (представление учебного материала в форме презентаций, образовательного программного обеспечения – «Электронные учебники Кирилла и Мефодия»  и т.д.). 
Во-вторых, это применение информационных технологий для организации самостоятельной работы учащихся (электронные учебные пособия, обучающие сайты, тренажеры). 
И, в-третьих, это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование электронных  энциклопедий и т.д.). При использовании различных электронных материалов, возникла необходимость создания собственной версии – презентации, где появилась возможность комбинировать разные источники информации.  
Представление учебного материала в форме Презентации, удобны тем, что при подготовке можно отобрать именно тот материал, который нужен для конкретного урока и в нужной последовательности. Кроме того, компьютерную презентацию можно использовать  в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности.  
Применяю  тестовые технологии.  Тесты и тестовые формы  позволяют получить объективные оценки уровня знаний, позволяют выработать необходимые навыки при сдаче зачётов, за ограниченное время проверить уровень знаний всей группы. При внедрении новых технологий они вновь привлекли к себе интерес. Я разработала банк тестовых заданий по биологии.
Применяю на уроках элементы технологии критического мышления,  основой которых является базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий). Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Первая стадия — «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Вторая стадия — «осмысление» — содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа студента с текстом, причем работа направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями учащегося (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
Третья стадия — «рефлексия» — размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний. 
Я считаю данную технологию универсальной (позволяющей легко сочетать несколько технологий одновременно). Особенности концептуальных подходов этой технологии заключаются в следующем: не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как учащийся умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни; не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения. Эта технология, на мой взгляд, многое дает и преподавателю, разрушая стереотипы педагогической деятельности: обучающийся не должен делать ошибки, на занятии нужно оценивать обучающегося, преподаватель знает, как и что должен отвечать обучающийся, знать ответы на все вопросы, которые возникают на занятии и т.д.
Одним из способов решения проблемы ухудшающего состояния здоровья детей, является реализация здоровьесберегающих технологий в процессе обучения. Одним из важнейших факторов здоровья – это организация учебной деятельности: строгая дозировка учебной нагрузки, проведение физкульминуток, соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, хорошая освещённость, чистота), обучение в малых группах, благоприятный эмоциональный настрой. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности ( в норме должно быть 4-7 смен видов деятельности).
В центре внимания личностно- ориентированные технологии, обеспечивающие вовлечение каждого студента в активный познавательный процесс, а отношение «учитель- ученик» строятся на принципах сотрудничества и свобода выбора. Методы, используемые внутри данной технологии: проблемный, индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, исследовательская работа в группах, парах. Формами проведения уроков могут быть: урок-дискуссия, интегрированный урок, урок  - игра. Можно применять на всех этапах урока.
Часто использую технологию обучение в  процессе игры как на уроке, так и во внеурочное время при разработке внеклассных мероприятий. Часть урока или урок игрового характера обогащает учащихся новыми впечатлениями, выполняет развивающую функцию, снимает утомляемость. Этот приём позволяет решить несколько задач: обеспечивает психологическую разгрузку учащихся, показывает практическую значимость темы, побуждает  к активизации самостоятельной, познавательной деятельности. По игровым технологиям у меня есть разработки.
В течение года наблюдался рост мотивации к обучению биологии. Проявлялось в увеличении активности студентов на уроках, участие в конкурсах, повышение интереса к обучению.
В новом учебном году планирую использование данных педагогических технологий для достижения лучших результатов.