Аспекты адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Аспекты адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения:
понятие "адаптации" и факторы, влияющие на неё.
С поступлением ребенка 2-3-лет в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Изменился режим дня, родители детей отсутствуют в течение нескольких часов, новые требования к поведению ребенка, происходит контакт с новыми взрослыми, со сверстниками, новый стиль общения, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного. Эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая часто приводит к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д.
Ребенок должен приспособиться к новым условиям, т.е. адаптироваться. Термин "адаптация" означает приспособление. Адаптация (от лат. Adaptare – приспособлять) – в широком смысле – приспособление к окружающим условиям. Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям.
Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.
Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между нашими возможностями и требованиями среды.
Как же формируются у ребенка способности к адаптации? Само рождение ребенка – яркое проявление биологической адаптации. Переход из условий внутриутробному ко внеутробному существованию требует коренной перестройки в деятельности всех основных систем организма - кровообращения, дыхания, пищеварения. Эти системы должны к моменту рождения иметь возможность осуществить функциональную перестройку, т.е. должен быть соответствующий врожденный уровень готовности этих адаптационных механизмов. Здоровый новорожденный имеет такой уровень готовности и достаточно быстро приспосабливается к существованию во внешних условиях.
Также как и другие функциональные системы, система адаптационных механизмов продолжает свое созревание и совершенствование в течение ряда лет постнатального онтогенеза. В рамках этой системы уже после рождения у ребенка формируется и возможность к социальной адаптации по мере того, как ребенок овладевает окружающей его социальной средой. Это происходит одновременно с формированием всей системы нервной высшей деятельности.
Чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно подойти к одной из проблем дошкольного учреждения – проблеме адаптации детей. Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее его адаптацию.
Весь период привыкания ребенка к дошкольному учреждению можно разбить на три этапа:
1. Острый период или период дезадаптации, когда имеется более или менее ярко выраженное рассогласование между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой микросоциальной среды. В это время наиболее выражены сдвиги по поведенческим параметрам – взаимоотношений с взрослыми и детьми, речевой активности, игре, в вегетативной нервной системе, показателях соматического состояния.
2. Подострый период или собственно адаптация, когда ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывая соответствующие ей формы поведения. быстрее всего нормализуется аппетит, более продолжительны нарушения сна и эмоционального состояния, медленнее всего налаживается игра и речевая активность.
3. Период компенсации и адаптированности к данным социальным условиям, когда нормализуются, то есть достигают своего исходного уровня все перечисленные выше системы организма.
Характер и особенности течения первых двух периодов позволили классифицировать адаптацию по степени тяжести на легкую, среднюю и тяжелую.
Легкая адаптация.
Нарушения в поведении в течении 15- 20 дней. Отмечается незначительное снижение аппетита. Восстановление происходит в течении 7-10 дней. Дома сон ребенка не нарушен. Эмоциональное состояние, ориентировочная и речевая активность, взаимоотношения с детьми нормализуются в течении 15-20 дней, иногда скорее.
Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушены, двигательная активность не снижается. Функциональные сдвиги выражены минимально. Заболеваний в период адаптации не возникает. Легкая адаптация отмечается у детей с благополучным анамнезом и хорошим состояниям здоровья.
Адаптация средней тяжести.
Нарушение сна и аппетита нормализуется не раньше 20-30 –го дня. Период угнетения ориентировочно активно длится в среднем 20 дней, в тоже время появляются первые проявления контактов с другими детьми, речевая активность не восстанавливается в течении 20-40 дней, эмоциональное состояние неустойчиво в течении первого месяца, отмечается значительная задержка двигательной активности, ее восстановление происходит после 30-35 дней пребывания в учреждении. Взаимоотношения со взрослыми не нарушены. Функциональные сдвиги выражены отчетливо, особенно в дни предшествующие острым заболеваниям, которые возникают при адаптации средней тяжести в виде ОРЗ текущей без осложнений. Такое течение адаптации регистрируется у детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья или неправильные воспитательные воздействия в семье.
Тяжелая адаптация.
Тяжелая адаптация характеризуется, во–первых, значительной длительностью (от 2 до 6 месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений. Исследования показали, что этот вид адаптации может протекать в 2-х вариантах, каждый из которых имеет свои признаки.
Это либо повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями (отиты, бронхиты, пневмонии и т.д.), либо стойкие нарушения поведения, граничащие с преневротическими состояниями. Наблюдается длительное снижение аппетита. Сон длительно нарушен. (чуткий, укороченный), засыпание медленное (в течении 30-40 минут), сопровождается как и пробуждение плачем. Снижена активность, ребенок избегает контактов с детьми, стремится к уединению или проявляет пассивное отношение к детям. Отношение к взрослым избирательное. Эмоциональное состояние длительно нарушено. Это выражается либо в плаче в течении всего отрезка бодрствования, либо плач и хныканье сменяются состоянием пассивности, безразличия. Часто ребенок не расстается с игрушкой, принесенной из дома или каким-либо домашним предметом. Пассивность и повышенная раздражительность волнообразно сменяют друг друга. Резко снижается двигательная и речевая активность не только во время пребывания в детском саду, но и дома. Ребенок становится капризным, требует повышенного внимания со стороны взрослого, вскрикивает во сне.
У таких детей в истории развития (анамнезе) наблюдаются неблагоприятные как биологические, так и социальные факторы. Это отягощенные беременность и роды у матерей, приводящие к разной степени гипоксии плода и новорожденного, заболевания периода новорожденного и особенно в первые 3 месяца жизни.
Ведущими неблагоприятными факторами социального плана оказались нарушения сна, приводящие к трудностям в засыпании, нарушение кормления, неправильная организация бодрствования ребенка, неправильные воспитательные воздействия. Наиболее тяжелая адаптация наблюдается у детей при сочетании нескольких факторов неблагополучия в развитии.
Часто причиной неуравновешенного поведения детей бывает неправильная организация деятельности ребенка: когда не удовлетворяется его двигательная активность, ребенок не получает достаточно впечатлений, испытывает дефицит в общении со взрослыми. Срывы в поведении детей могут произойти и в результате того, что не удовлетворены своевременно его органические потребности – неудобство в одежде, ребенок не своевременно накормлен, не выспался. Поэтому режим дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных процессов – сна, кормления, туалета, своевременная организация самостоятельной деятельности детей, занятий, осуществления правильных воспитательных подходов к ним является залогом формирования правильного поведения ребенка, создания у него уравновешенного настроения [1].
Как правило, ослабленные дети труднее адаптируются к новым условиям. Они чаще заболевают, труднее переживают разлуку с близкими. Случается, что ребенок не плачет, не выражает внешне негативных проявлений, но теряет в весе, не играет, подавлен. Его состояние должно беспокоить воспитателей не меньше, чем тех детей, которые плачут, зовут родителей.
Так же, особого внимания требуют дети со слабым типом нервной системы. Эти дети болезненно переносят любые перемены в их жизни. При малейших неприятностях их эмоциональное состояние нарушается, хотя свои чувства они бурно не выражают. Их пугает все новое и дается оно с большим трудом. В своих движениях и действиях с предметами они не уверенны, медлительны. Таких детей к детскому саду следует приучать постепенно, привлекать к этому близких им людей. Воспитатель должен поощрять, подбадривать и помогать им.
Игнорирование воспитателем особенностей типов нервной системы ребенка в период адаптации к дошкольному учреждению может привести к осложнению в его поведении. Например, строгость к детям не уверенным, малообщительным вызывает у них слезы, нежелание находиться в детском саду. Резкий тон обращения вызывает у легко возбудимых детей излишнее возбуждение, непослушание.
В разных ситуациях один и тот же малыш может повести себя по-разному, особенно в период адаптации. Бывает, даже спокойный и общительный ребенок при расставании с близкими начинает плакать и проситься домой, нелегко привыкает к новым требованиям.Поведение ребенка под влиянием сложившихся привычек также приобретает индивидуальный характер. Если он не умеет, есть самостоятельно, то в детском саду отказывается от еды, ждет, чтобы его накормили. Так же, если не знает, как мыть руки в новой обстановке – сразу плачет; если не знает, где взять игрушку – тоже плачет; не привык спать без укачивания – плачет и т.д. поэтому очень важно знать привычки ребенка, считаться с ними.
Незнание привычек ребенка значительно осложняет работу воспитателя. Его педагогические воздействия становятся стихийными, нецеленаправленными и часто не дают необходимого результата. Все привычки и навыки каждого вновь поступившего ребенка сразу узнать трудно, да они и не всегда проявляются в новых условиях. Воспитателю необходимо помнить, что ребенок раннего возраста, имеющий необходимые навыки, не всегда может перенести их в новую обстановку, ему необходима помощь взрослого.
В домашних условиях ребенок привыкает к характеру применяемых педагогических воздействий, выраженных не только спокойным ровным тоном, но и в тоне строгой требовательности. Тем не менее, строгий тон воспитателя или няни может вызвать испуг. И наоборот, ребенок, привыкший к громким раздраженным указаниям, не всегда выполнит тихие спокойные указания воспитателя.
Особое значение в период адаптации имеют индивидуальные особенности детей в сфере общения. Есть дети, которые уверенно и с достоинством вступают в новое для них окружение детского сада: они обращаются к воспитателю, к помощнику воспитателя, чтобы узнать о чем-нибудь. Другие сторонятся чужих взрослых, стесняются, опускают глаза. А есть и такие дети, которых общение с воспитателем пугает. Такой ребенок старается уединиться, отворачивается лицом к стене, чтобы только не видеть незнакомых людей, с которыми он не умеет вступить в контакт.
Опыт общения ребенка с окружающими, полученный им до прихода в детский сад, определяет характер его адаптации к условиям детского сада..Поэтому именно знание содержания потребностей ребенка в общении является тем ключиком, с помощью которого можно определить характер педагогических воздействий на него в адаптационный период [2].
Воспитатель должен установить контакт с ребенком в первый же день. Но если у ребенка не сформирован опыт общения с незнакомыми людьми, на все действия воспитателя он реагирует негативно: плачет, вырывается из рук, стремится отдалиться, а не приблизиться к воспитателю. Ему нужно более длительное время, чтобы привыкнуть, перестать испытывать страх перед воспитателем. Нервозность, слезы мешают ему правильно и быстро воспринять заинтересованное, доброе отношение воспитателя.
В таком случае целесообразно разрешить маме побыть в группе. В ее присутствии ребенок успокаивается, страх перед незнакомым взрослым исчезает, ребенок начинает проявлять интерес к игрушкам. Мать должна побуждать его обратиться к воспитателю, попросить игрушку, сказать, какая тетя хорошая, добрая, как она любит детей, играет с ними, кормит. Воспитатель подтверждает это своими действиями: ласково обращается к малышу, дает игрушку, хвалит его костюм, показывает что-то интересное в группе и т.п. [3].
Следовательно, на характер привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения влияет ряд факторов: возраст ребенка, состояние здоровья, сформированность опыта общения, степень родительской опеки.
Литература
1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006.
2. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ - М.: Просвещение, 2003.-№3.
3. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях - М.: Владос, 2007.