Технологическая карта урока по русскому языку на тему Родовые окончания имен прилагательных
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Явасская средняя общеобразовательная школа»
Урок русского языка
в 3 «А» классе по теме:
«Правописание родовых окончаний имён прилагательных»
Учитель начальных классов: Боздунова Ольга Михайловна
Явас, 2015-2016 уч. г.
ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ РОДОВЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Педагогическиецели
Способствовать развитию умений изменять имена прилагательные по родам в единственном числе, образовывать словосочетания, состоящие из имен прилагательных и имен существительных, писать правильно родовые окончания имен прилагательных
Тип урока
Развитие знаний и способов действий / решение учебной задачи
Планируемыерезультаты (предметные)
Овладевают умением ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов
Личностныерезультаты
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе
Универсальные учебные действия(метапредметные)
Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют поиск необходимой информации в художественном тексте; логические – осуществляют сравнение, приводят доказательства; устанавливают причинно-следственные связи; владеют основами смыслового чтения художественных текстов.
Регулятивные: понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Основное содержание темы, понятия и термины
Род имен прилагательных и имен существительных. Правописание родовых окончаний имен прилагательных. Словосочетания.
Образовательныересурсы
Учебник, с.76. Таблица «Изменение имен прилагательных по родам», иллюстрации перелетных птиц, карточки с разноуровневыми заданиями, карточки с заданиями, звуковое оформление «Пение птиц», лист самооценки, тест «Да или нет»
Ход урока
Этапы урока
Формы, методы, методическиеприемы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Приемыконтроля
осуществляемыедействия
формируемые умения
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
Фронтальная.
Словесный.
Слово учителя
Приветствует учащихся.
– Проверим готовность к уроку
Поздоровалось с людьми солнце на рассвете.
«С добрым утром!»– говорит и большим, и детям.
Утро добрым быть должно, и хорошим тоже.
Лишь хороший человек всё на свете сможет.
– Пусть эти стихи поэтессы Т. Юриной станут девизом нашего урока. Я думаю, что тогда наш урок будет проходить в атмосфере доброжелательности и взаимопомощи. И у нас сегодня всё получится.
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
Наблюдение
II. Актуализация знаний
Звучит тихая музыка из цикла П.И Чайковского “Времена года” “Весна”.
- Сейчас прозвучит фрагмент из музыки П.И Чайковского “Времена года” “Весна”, я в этот момент буду читать отрывок из стихотворения, а вы будете внимательно слушать с закрытыми глазами и рисовать мысленно ту картинку, которая будет описана в отрывке. (На доске открывается текст)
Пройдет зима холодная,
Наступят дни весенние,
Теплом растопит солнышко,
Как воск снега пушистые.
- Какую картинку вы себе нарисовали?
- С помощью, каких слов автор передает красоту весенней природы?
- А какая часть речи делает нашу речь более выразительной красивой?
- Назовите имена прилагательные, которые встречаются в тексте.
- Что вы знаете об имени прилагательном?
Слушают, представляют картины природы.
- Весна, светит солнышко, в небе плывут облака.
- С помощью слов весенние, пушистые, теплом.
- Имя прилагательное.
-Холодная, весенние, пушистые.
III. Чистописание.
IV. Самоопределение к деятельности.
Фронтальная. Устный.
Индивидуальная. Практический. Письмо
- Откроем наши тетради, запишем число. Помните наш девиз при письменной работе:
Я тетрадь сейчас открою,
И наклонно, положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Запишите число, классная работа. Подчеркните орфограммы. Объясним новую орфограмму (семнадцатое)
- Прочитаем хором буквосочетания для чистописания.
- Что они вам напоминают?
- Разделим их на группы.
- Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.
- Определите цели урока.
Мы узнаем
Будет учиться
– Выполните по образцу.
ая яя ое ее ый ий ой
Выполняют письмо по образцу.
Работают над изученными орфограммами
- Окончания имен прилагательных.
- Правописание родовых окончаний имен прилагательных.
- Продолжать учиться определять род имен прилагат.; научиться определять их окончания.
Вырабатывают каллиграфический почерк
Письмо
V. Усвоение новых знаний и способов действий.
1. Словарно-орфографическая минутка
Фронтальная, индивидуальная. Словесный, Практический. Упражнение, работа с таблицей
- К нам на пушистом облаке прилетела Весна и принесла слова: (на доске)
ветер
погода
солнце
- Что вы можете рассказать о них Весне?
- Объясните орфограммы в этих словах?
- Кто принес слова?
- Образуйте имя прилагательное от этого слова.
(на доске появляется слово)
весенн . . .
- Составьте словосочетания, используя слова, чтобы прилагательное весен сочеталось с каждым существительным, выделите окончание у прилагательных, укажите род. (У доски)
- Как вы определили род у имени прилагательного?
- А изменялся ли род у имени существительного?
- А вы знаете, как прилагательное подружилось с существительным? Послушайте сказку об этом.
Давно это было. Родилось на свете имя прилагательное с покладистым характером и с удовольствием стало дружить с именем существительным. Да вот не задача: не было у прилагательного собственного рода и числа. Что если мне попросить у существительного, хотя бы на время? – догадалось как-то Прилагательное. Существительному пришёлся по душе скромный вежливый проситель, и оно одолжило ему свои формы. Так и живут они вместе до сих пор: вместе служба, вместе – дружба.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ + ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ = ДРУЖБА
- Это имена существительные единственного числа, неодушевленные. Ветер (мужского рода), солнце (среднего рода), погода (женского рода).
- В словах ветер, погода – непроверяемые безударные гласные, а в слове солнце – непроизносимый согласный –л-, который можно проверить словом солнечный.
- Весна.
-Весенний.
- По имени существительному.
- Нет.
Ирина М. рассказывает сказку.
Остальные слушают.
Осуществляют самопроверку выполненного задания по листам.
Оценивают свою работу.
Упражнение, работа с таблицей
Физкультминутка
Коллективная. Практический
- Закройте глазки, представьте себе картину весны. По каким признакам еще можно отличить весну от другого времени года? (прилетают птицы)
Проводит физкультминутку.
Разминка для глаз.
Иллюстрации перелетных птиц развешаны по всему классу.
Найти глазами птиц по заданию учителя.
- Прослушайте голоса лесных птиц, которые прилетают к нам весной. Назовите птиц. Найдите их изображения на картинках в классе.
(Голос соловья, кукушки, жаворонка, зарянки)
-Пение, какой птицы вызвало затруднение? А хотите узнать больше о зарянке?
Выполняют движения по тексту под руководством учителя
Осуществляют профилактику утомления
Правильное выполнение движений
VI. Закрепление знаний и способов действий.
Коллективная, индивидуальная. Словесный,
-Как определить род прил.? -Найди в тексте им. прил., определите род. - Прочитайте задание к упр.132.
- Что надо выполнить? Что узнали о зарянке? -Почему птичку назвали зарянкой?
- Назовите тему текста. Озаглавьте текст.
- Какова основная мысль текста?
- Что вы знаете об этой птичке?
Сообщение учителем о зарянке. Показать иллюстрацию.
Зарянка – насекомоядная птица. Прилетает к нам ранней весной, как только появляются проталины. Селится в смешанных лесах. Песня зарянки очень красивая. Гнездо зарянка устраивает на кустах, в дуплах деревьев, но не высоко над землей. Поэтому нужно быть внимательными, когда бываете в лесу. Почему? В гнездо птица откладывает до 6 яиц.
Читают текст, озаглавливают его. Записывают текст, вставляя пропущенные буквы.
Владеют навыками смыслового чтения. Определяют главную мысль текста.
Упражнение, работа с текстом
1. Работа с текстом (упр. 132)
Практический. Упражнение, работа с текстом
- Какие орфограммы вспомним, для написания слов.
- Что такое имя прилагательное? С какой целью употребляют прилагательные в речи?
- Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.
- Подчеркните имена прилагательные. Укажите род имен прилагательных. Выделите окончания.
-Как определить род прил.?
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные? Что обозначают?
Списывают текст. Выделяют окончания имен прилагательных. Определяют род.
Определяют род имен прилагательных.
Упражнение. Работа с текстом.
2. Картинный диктант.
Практический. Индивидуальная. Письмо.
- Я буду показывать картинку. Вы, пожалуйста, запишите только цвет предмета. Например: яблоко зеленое. Я напишу только слово зеленое.
- Определите род имен прилагательных. Выделите окончания.
(Красный (шар), голубое (небо), желтое (солнце), белая (снежинка), черный (кот).
Выделяют окончания имен прилагательных. Определяют род.
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Фронтальная.
Словесный.
Беседа
- Ребята, во втором классе к нам очень часто на урок приходили Буратино и Незнайка. Вот сегодня они прислали вам письмо и просят вас помочь составить табличку-помощник по окончаниям имен прилагательных в том или ином роде. Давайте поможем им.
- Я свой конверт отправлю им. а вы свои оставьте себе, чтобы не забывать.
– Закончите предложения:
Я сегодня узнал
Я научился
Мне было
- Оцените свою работу на уроке, свое настроение. Нарисуйте лицо своему смайлику и покажите его мне. В детской песне, которую вы хорошо знаете, есть замечательные слова: "поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется". Я с вами делюсь своей улыбкой (учитель улыбается),
и вы поделитесь улыбкой, соответствующей вашему настроению от пройденного урока.
Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния,впечатления от урока
Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке
Беседа по вопросам. Саморегуляция
Домашнее задание: упр. 134
Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя
Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания.
Проверяет соответствующие записи
Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи
Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития
Упражнение
15