Буквы И,Ы после приставок на согласную
Тема урока: Буквы И, Ы после приставок на согласную
Цели урока:
формирование умения определять условия выбора гласных Ы-И после приставок на согласные;
тренировать умение выделять приставки в словах.
развитие схематического мышления, зрительного внимания, памяти, словарного запаса, устной связной речи.
Задачи:
образовательные:
организовать деятельность учащихся по выведению правила употребления «Буквы Ы - И в корне после приставок»,
формировать навык обоснованного выбора гласных Ы - И в изучаемой орфограмме,
формировать умение составлять слова на данное правило, находить их в художественном тексте;
развивающие:
развивать внимание, орфографическую зоркость, логическое мышление, умение классифицировать и обобщить изучаемые факты умения слушать других, культуры речи, общения;
воспитательные:
воспитывать умение внимательно слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение,
ответственно относиться к своим произнесенным словам.
Тип урока: урок формирования (открытия) новых знаний.
Ход занятия:
Здравствуйте ребята! Меня зовут Ченцова Ольга Владимировна. Урок русского языка сегодня буду вести у вас я. Прежде чем начать знакомство с новой темой, давайте проведем орфоэпическую разминку. Откройте страницу 170 в ваших учебниках и хором прочитаем слова. (чтение слов по правилам).
На слайде перед вами скороговорка, давайте и ее отчитаем: на дворе трава, на траве дрова. (читаем, затем пару учеников спросить)
Проверка домашнего задания.
Откройте рабочие тетради, запишите число, кл.работа. Орфографическая пятиминутка.
(Записываем слова под диктовку. По цепочке ребята объясняют написание)
Касание, приложение, загар, выращенный, располагаться, коснулся, безынтересный, водоросли, угорел.
- Обозначьте изученную орфограмму.
-с написанием Какого слова мы не знакомы?
(безынтересный ,т.к это слово не с чередующей гласной)
На доске появляется запись:
Интересный – безынтересный
-Можете ли вы сформулировать тему урока?
(ответы детей)
Написание И-Ы в корне слова.
Учитель редактирует тему:
«Буквы И-Ы в корне после приставок».
-Какова главная цель урока? (Понять, когда пишем Ы или И после приставок)
-Проанализируйте такие пары слов:
Заигрывать – подыгрывать
Выигрывать – разыгрывать
-Какую закономерность вы увидели? Какой вывод можно сделать? (ответ: после приставки, оканчивающейся на согласную букву, пишется буква Ы, на гласную букву – И)
-на экране у вас появляется слайд со словосочетаниями. Вова Бутузов, увидев эти словосочетания, сказал:
- Что-то плохо пятиклассники разобрались в этой орфограмме, вон сколько ошибок наделали
- Ну, нет, не могут все в классе быть такими невнимательными. Видимо тут есть какая-то закономерность, - задумчиво сказала Настя Кувшинчикова . - Вот только какая? Ребета, давайте с вами посмотрим на словосочетания и назовем эту закономерность.
Разыгралась метель, отыскать клад, безымянный палец, обыграть в шашки, , дезинфекция помещений, межигровой, межинститутский, подытожить заседание, сверхинтересный рассказ, изысканный вкус, суперинтересный фильм, предынфарктное состояние, долгая контригра.
- Выпишите слова, которые противоречат нашему выводу:
Дезинфекция, межигровой, межинститутский, сверхинтересный, суперинтересный, контригра.
Какую закономерность увидели вы? (Иноязычные приставки)
Дайте толкование приставок. Как вы считаете, что означают данные приставки? контр- лат. ПРОТИВ (контрудар, контрразведка), дез- лат. ОБРАТНО, ПРОТИВ (дезинфекция, дезориентация)
Сделайте вывод самостоятельно, когда у нас после приставки на согласную букву пишется И, а когда Ы (делают вывод).
Работа по учебнику. Чтение материала.
На экране появляется схема.
Ы пишу,только после приставок на согласный.
И пишу: После приставок сверх-, меж-
Физминутка (для глаз, для рук).
Закрепление материала.
1. а)Лексический диктант.
А. Человек, который занимается розыском пропавших людей или вещей.(СЫЩИК)
Б. Проводить осмотр, чтобы найти что-либо.(ОБЫСКАТЬ)
В. Подшутить над кем – то.(РАЗЫГРАТЬ)
2. Напишите мини-сочинение, используя данные слова:
предыстория, небезызвестный, небезынтересный, предыдущий, отыскать и другие.
Упр. 199
Самостоятельная работа «3 лишнее» ( нагляд. )
раз. . скать, по. . скать, от. . скать
сверх. . нтересный, без. . нтересный, меж. . нтеллектуальный
дез. . нформация, контр. . гра, без. дейный
Рефлексия.
-Какие мысли, ощущения возникли у вас во время сегодняшнего урока, выразите их, закончив предложения.
(Метод незаконченных предложений).
-На уроке я узнал
-Я ухожу с урока с чувством
-Мне это необходимо знать, чтобы..
-Я почувствовал, что..
-Мне захотелось
Домашнее задание.
&39 упр.200.
10. Выставление и комментирование оценок.
-Спасибо всем за урок.
15