Конспект классного часа Мир дому твоему.




Тема: Мир дому твоему.
Цели: познакомить детей с основами семейных взаимоотношений;
выявить причины семейных конфликтов;
развивать умение правильно оценивать ситуации и находить выход из них;
воспитывать уважение, доброжелательность к близким людям.
Ход занятия:
Организационный момент.
-Ребята, я предлагаю вам посмотреть одну жизненную ситуацию.
(Муж, закинув ногу на ногу, сидит в кресле, читает газету. Сын играет на полу машинкой. Входит жена с полными сумками. Пытается снять обувь и надеть домашние тапочки. При этом устало вздыхает.
Муж ,не глядя на жену, продолжает читать газету.)
Жена: Костя, сынок, помоги мне, возьми сумки.
Костя: Мам, некогда мне, видишь, я машинкой играю.
(Жена, надев тапочки, уходит с сумками на кухню.Вскоре появляется муж.)Муж: Ну, что купила вкусненького?
(Начинает рыться в сумках)
Жена: Хватит рыться! Лучше бы помог мне, я так устала на работе, да ещё в очереди за мясом стояла.
Муж: Я тоже работал! Ничего не сделалось, если ты постояла в магазине, все женщины стоят в очереди, не одна ты.
Жена: Конечно, а вам лишь бы на диване лежать!
Муж: Не кричи; лучше ужин готовь скорее, а то есть хочется. А я пока пойду, телевизор посмотрю.
-Вот вы посмотрели ситуацию. Что вы можете о ней сказать? Что вы здесь увидели?
(Ссора супругов, не уважительное отношение мужа к жене, плохие отношения между членами семьи)
-Почему же так происходит?
Ведь в брак вступают два любящих человека, искренне желающих создать семью. А их иногда подстерегают неудачи, возникают какие - то проблемы, конфликты, ссоры. Создать семью нелегко, а сохранить ещё труднее. Беды и радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить конфликт удаётся далеко не всем.
-Ребята, я предлагаю вам самим сформулировать тему нашего занятия. Как бы вы его назвали?
Сообщение темы занятия.
Итак, тема нашего занятия: «Мир дому твоему».(слайд)
Целеполагание.
О чём бы вы хотели узнать на сегодняшнем занятии?
1. По каким причинам возникают конфликты в семье?
2. Какие качества необходимы, что бы выйти из конфликтной ситуации?
3. Как нужно вести себя супругам, что бы было меньше семейных разногласий?
4. Какие качества являются основой семейных отношений?
Работа по теме.
Вступительная беседа.
-Есть такое утверждение, счастлив тот, кто счастлив дома. И оно не подлежит сомнению. Ведь как сказал Сан – Мён Мун «Нет никакого другого счастья, кроме как в семье. Даже если весь мир пребывает в согласии, а вы и ваш супруг в раздоре, то в вашей душе не будет покоя».(слайд)
-Сегодня мы с вами постараемся вывести формулу семейного счастья.
-Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «семья»?
(Родители, родной дом, братья, сёстры, тепло, праздники, мама, папа, бабушка.)
М.о. То есть наша семья-это те люди, которые наиболее нам близки, с которыми мы поддерживаем связь в течение всей жизни.
Причины конфликтов.
-Однако даже если мы искренне любим своих родных, наверное, никому не удаётся избежать проблем в семье. Часто мы выплёскиваем своё плохое настроение на наших близких, и это становится причиной конфликта.
Попробуйте назвать основные причины конфликтов в семье? (Деньги, дети, ревность, несовместимость характеров, алкоголизм, лидерство и другие).
Работа с карточками.
-Что бы достойно разрешить конфликт, преодолеть семейные трудности супруги должны обладать определёнными качествами личности.
-Может быть, вы знаете, какими качествами?
-А вот ещё, какими качествами должны обладать супруги, вы узнаете, выполнив задание.
Каждая группа получает карточку, на которой описано то или иное качество. Вам нужно будет по описанию определить, что это за качество.
Внимание!
Ниже в карточке, после описания качества, есть маленькая подсказка.
В слове – ответе должно быть столько же букв, сколько нарисовано клеток.
Итак, проверяем.
У человека, обладающего этим качеством, в доме всегда чистота и порядок, во дворе пол чисто подметён. В огороде все грядки ухожены. Его не надо заставлять что-то делать, он сам видит всю работу.(слайд)
т ру до л юб и е
Человеку, обладающему эти качеством, можно доверить любое поручение, задание, он его обязательно выполнит.(слайд)
о т в е т с т в е нно с т ьВ браке часто соединяются люди с разными взглядами и привычками, и в этом случае для сохранения брака им нужно это качество. А также оно необходимо по отношению к недостаткам другого человека.(слайд)
т е рпи м о с т ьЭто качество противоположное качеству злость.(слайд)
до б ро т а

-Перечисленные на этой карточке качества поставьте, пожалуйста, по степени важности.
-Как вы считаете, какое из этих качеств кажется вам важнее в семейных отношениях, чем другие.
-Запишите, пожалуйста, под цифрами 1, 2, 3, 4 на листочке.
-Зачитайте, как расположили по степени важности.
-Какое качество у вас получилось на первом месте?
-Вот мы вывели с вами первый компонент формулы семейного счастья.(слайд)
С.С.=Т.+
М.О. Ведь недаром утверждает народная мудрость: «Терпение-вот лучшее умение». В супружеской жизни приходиться от чего- то отказываться, в чём- то себя ограничивать, пересмотреть некоторые взгляды и привычки, быть терпимее к недостаткам друг друга.

Решение ситуаций.
Но в жизни бывают такие ситуации, которые требуют немедленного решения. И человеку бывает очень трудно, найти достойный выход, если он не обладает качествами, которые являются основой семейного счастья и благополучия.
-Мы с вами сейчас постараемся выяснить, что это за качества.
И в этом нам поможет решение жизненных ситуаций.
-На столах у вас лежат карточки. Я предлагаю прочитать ситуацию, и ответить на поставленные там вопросы.
Ситуация №1
Вернувшись пораньше с работы, муж решил сделать жене приятное, постирать бельё. Но по неопытности он положил в стиральную машинку вместе: её любимую белую блузку и свои синие тренировочные брюки. Естественно, блузка безнадёжно испорчена.
(Приходит жена)
Муж: Люба, я решил сегодня постирать и положил вместе твою блузку и свои брюки. И блузка стала синяя. Прости меня, пожалуйста!
Жена: Какая блузка?
Муж: Твоя любимая, белая.
Жена: Ну как ты мог? Если не умеешь стирать, то лучше не суйся. Я хотела завтра её одеть на работу.(плачет)
Как бы вы поступили на месте Любы?
Какое качество помогло бы выйти из этой ситуации?
(Люба, должна была поцеловать мужа, сказать какой он молодец, что решил помочь ей. И объяснить, что в следующий раз лучше класть белое бельё отдельно от цветного. Но Люба, даже не постаралась понять мужа. Если бы она посмотрела внимательно в его глаза, то увидела бы, как муж переживает.)Значит какое качество помогло бы выйти из этой ситуации?
(взаимопонимание)
Ситуация №2
Вася получил приглашение на ужин от своих друзей, с которыми он дружил ещё до свадьбы с Леной. И решил сразу же позвонить жене.
Муж: Милая, нас сегодня пригласили на ужин мои друзья.
Жена: Сколько раз тебе говорила, не нравятся мне твои друзья. Мне с вами скучно и не интересно. Они опять заведут разговор о машинах и рыбалке. Я не пойду! И тебя не отпущу! Займись вон лучше своей машиной, надоело уже на работу на трамвае ездить.
Как бы вы поступили на месте Лены?
Каких качеств, на ваш взгляд, не хватает супруге?
(Лена могла сказать мужу, что она уважает его друзей, но у неё с ними разные интересы. Если он хочет, то может сходить один. Можно вежливо отказаться.
Лена не уважает выбор и решение мужа.)Каких качеств не хватает супруге?
(Взаимопонимание и взаимоуважение )Итак, мы с вами нашли следующий компонент формулы семейного счастья?(слайд)
С. С. = Т. + В. В.
М.О. Основная норма отношений между мужем и женой, а также основа семейного счастья и благополучия- взаимоуважения и взаимопонимания.
Игра «Измени фразу».
-Учёные доказали, что поцелуи улучшают настроение, а значит и семейную атмосферу, они вместе с ласковыми словами, душевной теплотой, умением сделать мужу или жене приятное (например подарок) помогут преодолеть повседневность семейной жизни и сделать её счастливой.
-Я предлагаю игру «измени фразу».
-Вы получите карточки, на них написаны фразы, с которых часто начинаются ссоры. Попробуйте сказать то же самое, но с уважением и используя ласковые слова. (группы по очереди зачитывают фразы).
Карточка №1
Сколько ждать тебя? Весь обед остынет, пока ты в свой телевизор пялишься. ( Милый, иди кушать, я жду тебя, отвлекись, пожалуйста, от телевизора.)
Зачем ты напялила эту юбку? Она тебе не идёт. (Дорогая, ты не могла бы надеть другую юбку, эта тебе не к лицу.)
Нам, что домработницу нанять? Я уже неделю без пуговицы хожу. (Милая, будь добра, пришей, пожалуйста, пуговку.)
Карточка №2
Ну, куда же ты в лужу то едешь? Не можешь, что ли как нормальные люди везти коляску. ( Милый, не вези коляску по лужам.)
Опять сидишь, свои сериалы смотришь. Приготовила бы лучше поесть. (Дорогая отвлекись, пожалуйста, от телевизора, я кушать хочу.)
Ну, куда же ты прёшься то, не видишь, я пол мою. Снимай обувь! (Милый сними, пожалуйста, обувь, я только что вымыла пол.)
-Ребята, какие слова мы использовали в этой игре.( Ласковые слова)(слайд)
-Это третий компонент формулы.
С. С. = Т. + В. В. + Л. С.
М.О. если супруги в своей жизни будут пользоваться этой формулой: терпимее относится друг к другу, проявлять взаимопонимание и взаимоуважение, при общении использовать ласковые слова, то семья принесёт им только счастье, а в доме всегда будет только мир.
В подтверждении своих слов, я приведу высказывание Макаренко: «Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье…»
-Давайте ребята, обратимся к той ситуации, которую мы видели в начале занятия. Попробуйте её решить с помощью формулы.
Как бы вы поступили на месте мужа?
Как бы вы поступили на месте Кости?
Каких качеств не хватает мужчинам этой семьи?
Итог.
Вспомните, пожалуйста, вопросы, которые вы ставили в начале занятия.
На все ли вопросы вы нашли ответы?
(слайд)
Семья- это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слёзы, и смех,
Взлёт и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года.
Но стены родные, отчий твой дом-
Сердце навеки останется в нём.
Оценивание.