Внеклассное мероприятие Компьютер — друг или враг?
Внеклассное мероприятие
"Компьютер - друг или враг?"
Цель: Формирование позитивного отношения к компьютеру и умения использовать его во благо себе.
Задачи:
1. Ознакомить учащихся с вредными последствиями компьютерных игр, дать представление об Интернет - зависимости;
2. Развивать умения видеть положительные и негативные стороны в работес компьютером;
2. Формировать у школьников умение анализировать, сравнивать, обобщать;
3. Развивать навыки участия в дискуссии;
4. Воспитывать у ребят дружеское отношение друг к другу, умение работать в коллективе.
Оборудование и материалы:
1. Мультимедийное оборудование.
2. Презентация "Компьютер - друг или враг?"
3. Памятки (правила работы на компьютере).
4. Упражнения для глаз.
План классного часа:
1. Мотивационная беседа. Анкетирование.
2. Круглый стол "Страдания от кибермании".
3. Первый блок дискуссии "Три грани проблемы".
4. Второй блок дискуссии "Кто виноват".
5. Третий блок дискуссии "Что делать?"
6. Заключительное слово.
7. Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа.
I. Организационный момент.
- Ребята, я хочу вам загадать загадку, которая и раскроет тему нашего классного часа:
Он рисует, он считает,
Проектирует заводы,
Даже в космосе летает
И даёт прогноз погоды.
Миллионы вычислений
Может сделать за минуту.
Догадайтесь, что за гений?
Ну, конечно же ... (компьютер).
II. Мотивационная беседа.
Кл. руководитель: Правильно. А тема нашего классного часа "Компьютер - враг или друг?" (экран)
Наш классный час будет необычным. Он будет проходить в форме дискуссии. Что такое дискуссия? Посмотрим на экран.
Дискуссия - это спор, обсуждение какого-нибудь вопроса в беседе. (так объясняет значение данного слова толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова).
В дискуссии будут принимать участие наши гости: от родителей Марина Сергеевна, от врачей наша медицинская сестра Елена Михайловна и наш специалист по компьютеру Роман Вячеславович.
Сегодня мы затронем очень важную для всех подростков тему. Но сначала я проведу анкетирование: прошу вас, ребята, ответить на некоторые мои вопросы, но отвечайте честно, как есть на самом деле.
(Вопросы один за другим появляются на экране).
- Поднимите руки, кто хотя бы один раз играл в компьютерные игры?
- Говорите ли вы с друзьями о компьютерных играх?
- Испытываете ли вы удовольствие за работой на компьютере?
- Злитесь ли вы на тех, кто отвлекает вас от компьютера?
- Приходилось ли вам обманывать близких, говоря о том, что вы искали для школы информацию, в то время когда вы просто играли или общались с друзьями?
- Случалось ли вам забывать о времени вовремя игры за компьютером?
- Откладываете ли вы важные дела ради компьютера?
- Просиживаете ли вы за компьютером допоздна?
- Посещаете ли вы Интернет-клубы?
III. Круглый стол. "Страдания от компьютерной зависимости".
- Ребята, я задала эти вопросы для того, чтобы вы посмотрели на себя со стороны и оценили трезво своё отношение к компьютеру. Если вы сейчас отвечали честно, то, возможно, вы пока ещё не очень зависимы от компьютера. Но некоторые ваши положительные ответы должны вас заставить насторожиться уже сейчас. Поэтому тема нашего классного часа очень важная, и говорить о ней нужно.
Сейчас все говорят: зависимость от компьютера. Что это: новая болезнь нашего времени или выдуманная угроза? На Западе утверждают, что каждый пятый пользователь Интернета в какой то мере страдает компьютерной зависимостью. Да и в России уже многие люди этому подвержены. Они теряют чувство реальности, уходят в виртуальный мир. Самыми незащищёнными, как всегда, оказались дети и подростки. Появился даже такой термин - "компьютерная зависимость".
Кто же в этом виноват и что делать? Эти вопросы сегодня мы и будем обсуждать.
Своё мнение по данному вопросу озвучит мама Насти Марденской - Марина Сергеевна. От медицины выступит медсестра школы Елена Михайловна. Мнение компьютерного специалиста мы услышим от учителя информатики Романа Вячеславовича.
И прежде, чем начнётся обсуждение, послушаем наших ребят.
- Компьютер прочно вошёл в нашу жизнь. Всеобщая компьютеризация сильно влияет на человека. А каково это влияние: положительное или отрицательное? Кем является компьютер человеку: другом или врагом?
Я расскажу вам сказку, а вы, ребята, выделите из рассказа основные области, в которых компьютер нанёс вред человеку или принёс пользу.
С К А З К А (сценка).
В некотором царстве - тридевятом государстве жил-был царь...И было у него два сына: Старший и Младший. Так он их называл. Старший умный был детина, ну а Младший ни так, ни сяк, просто был дурак.
Чтобы от века не отстать, чтоб детям помочь умнее стать,
Чтоб могли сыновья в современном мире жить
Решил царь ребятам компьютер купить.
Самый крутой подключил им Интернет:
безлимитный, высокоскоростной.
Долго ли сказка сказывается, да недолго дело-то делается.
Прошло много лет, что же случилось с сыновьями царя?
Старший сын говорит: (Вася)
"У меня один лишь друг,
Компьютером его зовут.
Целый день с ним провожу,
На прогулки не хожу.
Спортом я не занимаюсь,
И совсем не закаляюсь,
Я с друзьями не общаюсь,
Я учуся целый день,
И поверьте, мне не лень
За компьютером сидеть,
Фильмы, игры поглядеть.
На все сайты без разбора
Выхожу вплоть до упора.
Плохо стал соображать,
Отчего вдруг? - не понять.
Стало плохо с головою,
И с глазами. Что со мною?"
Посмотрите, каким стал Старший сын.
Младший сын говорит: (Андрей)
У меня есть новый друг,
Его компьютером зовут.
Дружу я с ним давно,
И расскажу вам про него:
Он всё по папочкам разложит,
Через принтер всё размножит.
Электронные файлы услуг
Инструмент "на все руки",
И лекарство от скуки,
И учитель, и преданный друг.
До чего же энергичныйЭлектронный человек
Мой попутчик симпатичный
В двадцать первый век.
- Ребята, а теперь обсудим влияние компьютера на Старшего сына. Ведь он у царя был умным детиной. И что с ним стало? (уч-ся перечисляют).
- Как вы думаете, почему всё это произошло? (целыми днями сидел за компьютером).
Верно.
- А как использовал компьютер Младший сын хотя и был дураком? (только по назначению). Правильно.
Мы сегодня постараемся выяснить, компьютер для вас друг или враг.
А сейчас послушаем Настю М. Она прочитает нам стихотворение, которое в шуточной форме расскажет нам, какой вред здоровью может нанести компьютер, если им неправильно пользоваться. А называется стихотворение "Вредные советы".
Вредные советы:
Никогда не мойте руки,
монитор , клавиатуру.
Это глупое занятие
не приводит ни к чему.
Вновь испачкаются руки.
Монитор, клавиатура.
И зачем же тратить силы,
время попусту терять.
Хочешь зрение улучшить
сядь поближе к монитору,
Лучше сразу носом ткнуться и
И сидеть часов так десять.
И тогда уж через месяц
Будет глаз как у орла.
Нет приятнее занятья,
Чем, сутулясь сильно-сильно
Посидеть у монитора.
Тренируйся ежедневно,
И наступит день счастливый-
Вас в какое-нибудь царство
Примут главным горбуном.
- Как вы думаете, нужно следовать этим советам? Почему? (в данном случае от компьютера будет только вред).
Продолжите фразу. Когда компьютер- враг , т.е. может причинить вред…
(излучение, чрезмерное увлечение играми, вирусы из Интернета, напряжение зрения, неподвижная поза и т.д. )А теперь продолжите фразу, компьютер – это друг, с ним я могу (что делать?)……
(играть, рисовать, песни петь, фотографии рассматривать, решать задачи, примеры, писать упражнения, писать и отправлять письма, отыскивать нужные знания в Интернете)
В этом случае от компьютера будет только польза.
Задание: Улыбнитесь друг другу. Я думаю, что при этом вы испытали приятные чувства. Если вы скажете друг другу приятные слова или дотроньтесь до руки, то вновь испытаете такие же чувства.
А теперь представьте, что улыбаетесь компьютеру. Вы испытали приятные чувства, тепло от общения?
Какой же мы можем сделать вывод?
С компьютером интересно учиться, познавать окружающий мир. Компьютер помогает человеку работать, учиться, развиваться через правильные игры.
Но он не может заменить радость общения с другом, сверстником. Только друг тебя поймет, с тобой помечтает, сможет приготовить сюрприз, сможет успокоить.
- Но всегда ли мы умеем контролировать себя, работая на компьютере?
Обсудим это. Наши родители расскажут из своего опыта, либо из опыта знакомых, соседей, телепередач.
Первое слово - родителям
Многие ребята просто не понимают, как опасен компьютер, если его неправильно использовать. В нашей семье, к счастью, с этим всё в порядке. Но как часто слышу жалобы от знакомых и соседей о том, что сын перестал учиться, ворует деньги для Интернет-клуба. Был страшный случай, когда 12-летний подросток погиб от инсульта после 12-часовой игры на компьютере. Дети сутками без еды и отдыха сидят перед компьютером дома или в игровых клубах, бросают учёбу, теряют друзей, конфликтуют с родителями. Были и такие случаи, когда старшеклассники отнимали у бабушек деньги, чтобы затем потратить их всё в том же Интернет-клубе, где просиживали сутками, а родители не знали, где искать своих детей.
Классный руководитель: Спасибо. Это так. Сейчас запрещено нахождение подростков ночью в Интернет-клубах, и это правильно. В своё время у меня был такой ученик (не буду называть его), когда до начала уроков я ходила в один из таких Интернет-клубов и забирала его. Но заниматься он уже не мог, а спал все уроки. Тогда этот ученик стал менять Интернет-клубы, чтобы я его не нашла. Конечно, этот ученик себя уже не мог контролировать.
- Ребята, что вы можете добавить к тому, что рассказали родители?
-Чувствуете ли вы, что вас тоже затягивает компьютерная трясина?
-Может это происходит с вашими друзьями?
-Может вы приведёте противоположные примеры, когда любители компьютерных игр не попадали ни в какую зависимость? (высказывания уч-ся).
А я хочу напомнить вам телевизионный ролик, возможно вы его тоже видели, когда уже позднее время, а сын всё сидит перед компьютером. Мать заходит в комнату сына и зовёт его спать, напоминая о том, что завтра в школу. Сначала тот просто отмахивается от матери, но потом приходит в ярость и набрасывается на мать с кулаками. Та в испуге даже выбегает из комнаты. А ведь этому мальчику всего-то лет 10.
О таком поведении детей свидетельствуют и криминальные факты, когда13-летний подросток жестоко избил родных бабушку и дедушку, чтобы добыть денег всё для того же Интернет-клуба. А другой старшеклассник, наигравшись в игры, жестоко избил соседских малышей.
Всё это говорит о том, что компьютерные игры воспитывают в детях бесконтрольность своего поведения, жестокость. И люди бьют тревогу по этому поводу.
- Что скажут врачи? Слово - врачу.
Западные медики утверждают, что компьютерная Интернет-зависимость существует. Учёные считают, что очень скоро это заболевание будет номер один в мире. На Западе уже есть клиники, где лечат компьютерные расстройства. А, например, в Финляндии даже были случаи, когда призывники получали отсрочку от армии для лечения компьютерной зависимости. В России люди тоже обращаются за такой медицинской помощью.
В чём опасность компьютерной зависимости? Прежде всего, опасны многие компьютерные игры. В них главное действие - убийство, причём красочное, изощрённое. А ведь игра для ребёнка - это репетиция жизни. Так и складывается к 14-15 годам мнение, что насилие, убийство - это увлекательное и полезное занятие. Но самая страшная опасность в том, что компьютерная зависимость может перейти в другой вид зависимости: алкоголь, наркотики.
Кл. руководитель: Спасибо.
- Ребята, что скажете вы?
- Согласны ли вы с выводами врачей?
- Считаете ли вы, что компьютерные игры повышают агрессивность? (высказывания учащихся).
Пришло время высказаться компьютерному специалисту. Действительно ли так опасен компьютер? Все ли игры построены на насилии?
Слово – учителю информатики.
Компьютер может быть опасен. Ведь это источник электромагнитного излучения. чрезмерное увлечение вредными играми, напряжение зрения, неподвижная поза и др. Всё это негативно действует на человека. Но если соблюдать санитарные правила, компьютер может быть безвредным. Правила работы на компьютере находятся в компьютерном классе у каждого ученика прямо на рабочем столе, и ребята их, надеюсь, помнят.
Так есть ли вред от компьютерных игр? Не все игры построены на агрессии. Есть логические игры, игры для изучения школьных предметов. Есть тренажёры, с помощью которых можно получить важные и полезные навыки. Есть игровые тесты, которые помогут проверить свои знания. Что касается Интернета, то там есть форумы, где обсуждаются серьёзные вопросы и где можно высказать свою точку зрения. Можно создать свой сайт, сделать его популярным. Хочу также коснуться анонимности в Интернете, то она мнимая. Каждый компьютер имеет свой уникальный цифровой адрес, по которому его узнают другие компьютерные сети. Как только ты зашёл на какой-либо сайт, твой адрес мгновенно фиксируется и можно легко вычислить, кто ты такой и где живёшь. Вот почему хакеров почти всегда находят.
Кл. руководитель: Как мы видим, ни в самом компьютере, ни в Интернете нет ничего такого, что вызывало бы зависимость.
- Ребята, что вы можете к этому добавить? Прав ли учитель?
- В какие игры вы играете?
- Какую информацию ищете в Интернете?
-Знаете ли вы о санитарных правилах пользования компьютером? Давайте их вспомним.
(появляются на экране).
Вывод: К чему же мы пришли на этом этапе дискуссии: есть ли компьютерная зависимость или это выдумки врачей и родителей? (Да, есть)
IV. Второй блок дискуссии. "Кто виноват?"
Кл. руководитель: И так, мы выяснили, что компьютерная зависимость всё-таки есть. Но кто в этом виноват? Послушаем мнение участников нашей дискуссии.
Варианты мнений:
Мама: Виноваты в этом хозяева Интернет-клубов, которые наживаются на здоровье наших детей, родители, которые не проводят беседы со своими детьми, не воспитывают их; дети, которые просиживают за компьютером по ночам и играют в игры.Врач: Виноваты родители в том, что дают детям деньги, не спрашивая, куда они их потратят. Позволяют своим детям проводить много времени за компьютером. Виноваты сами дети, которые не слушаются родителей и учителей.
Программист: Я. думаю, что виноваты все. Производители компьютеров выпускают всё новые и новые игры. А дети любознательные: всё хотят попробовать и попадают в зависимость. Виноваты родители, которые не следят за детьми, не знают, чем они занимаются.
Кл. руководитель: А что скажут ребята? Кого винить, что они попадают в компьютерную зависимость?
Примерные ответы:
- Виноваты сами дети.
- Родители виноваты. Они не хотят понимать детей, только ругают, поучают.
- Виновата школа. В ней скучно.
III. Блок дискуссии. "Что делать?"
Кл. руководитель: Итак, существует проблема компьютерной зависимости. Мы выслушали различные точки зрения, определили виновных. Приступаем к заключительному этапу дискуссии. Попробуем ответить на вопрос: что делать, чтобы люди, а точнее дети не попадали в компьютерную зависимость? Слово нашим гостям.
Примерные варианты мнений:
Мама: Закрыть все игровые клубы. Разрешить детям доступ в Интернет только в присутствии взрослых. В школе больше разъяснять детям о вреде игр, в которых есть агрессия, убийства.
Врач: Запрещать использование в клубах агрессивных игр. Заставить родителей контролировать своих детей, не разрешать им ночами сидеть за компьютером, больше с ними общаться. Каждый ребёнок должен заняться спортом или найти себе интересное увлечение. Тогда и друзья появятся, и скучать будет некогда.
Программист: Во-первых, нужно стать грамотным пользователем.
Во-вторых, не покупать все игры подряд, а быть избирательным.
И, в-третьих, нужно поменьше играть в игры. Нужно учиться создавать сайт, где можно будет что-то рассказать о себе. Это подтолкнёт каждого к саморазвитию.
Кл. руководитель: А что скажут ребята?
-Какой выход видите, чтобы не попасть в компьютерную зависимость? (Дети высказываются, повторяя и перефразируя мнения гостей, добавляют свои оригинальные предложения).
Подведём итог: Мы выяснили, чтобы не попасть в компьютерную зависимость, нужно стать грамотным пользователем, не покупать вредные игры, меньше играть, а заняться спортом, общаться с друзьями, читать книги.
- А теперь подведём общий итог нашей дискуссии, в ходе которой мы обсуждали очень важные вопросы. Что же мы выяснили:
1. Существует ли компьютерная зависимость или как её ещё называют "кибермания"?
Ваш ответ: существует.
2. Кто виноват в её появлении?
Ваш ответ: сами дети, клубы, родители.
3. Как бороться с этим злом?
Ваш ответ: повышать компьютерную грамотность, не покупать агрессивные игры, меньше сидеть за компьютером, а заниматься спортом.
Кл. руководитель: Я тоже так считаю. Наше обсуждение подошло к концу. И завершить его я хотела бы словами одного писателя, который так говорил: "Я пишу свои размышления на компьютере, отправляю их электронной почтой через мировую сеть. Нужную информацию беру из Интернета. Но при этом я не становлюсь зависимым от компьютера. Более того, я очень люблю этот маленький ящик, который помогает мне жить. Но моя любовь закончится в тот момент, когда я пойму, что не я владею им, а он мной".
Заключительное слово.
Кл. руководитель: Сегодня мы говорили о компьютерной зависимости. Эта проблема очень сложная, и мы не пытались её решить. Мы её обсуждали, мы учились вести дискуссию, учились слушать и слышать друг друга. Самое главное. обсуждая тему, мы учились живому общению, что не может нам дать самый мощный и современный компьютер. И ещё раз вспомним замечательные слова писателя, который говорил о том, что компьютер должен нам помогать жить, но не владеть нами.
Желаю вам, чтобы ваш компьютер помогал вам жить, а не создавал проблемы. Я хочу вам раздать памятки, в которых изложены некоторые правила работы на компьютере. Они помогут вам правильно распределять время при работе с компьютером, научат некоторым нехитрым упражнениям для глаз, рук, позвоночника, помогут сохранить здоровье.
Подведение итогов (рефлексия).
Кл. руководитель:
-Ребята, касается ли вас то, о чём мы сегодня говорили?
-Появился ли повод задуматься о себе и изменить своё поведение по отношению к компьютеру?
Если пока нет, то это замечательно. Как говорят медики: "Болезнь лучше предупредить, чем её лечить". Поэтому сегодня я пыталась вас предупредить, чтобы вы не стали зависимы от компьютера, а использовали бы его себе во благо.
-Ребята, что дал вам сегодняшний классный час?
-Вам было интересно?
-Что-нибудь полезное взяли для себя?
Всем спасибо за подготовку и участие в дискуссии.