Менеджмент в образовании — прихоть или объективная необходимость?
Менеджмент в образовании - прихоть или объективная необходимость?
Менеджмент сегодня – это очень и очень популярное научное направление, ведь его применение в различных сферах деятельности должно приводить к мобилизации финансовых, материальных и интеллектуальных ресурсов. И это коммерчески выгодно. Но нужен ли менеджмент в образовании? Или в этой сфере можно запросто обойтись без него? Менеджмент в системе образования – это норма в странах Западной Европы. Считается, что без правильной организации коллектива никак не получится добиться высоких показателей в уровне студенческих учебных достижений. Менеджмент в образовании просто необходим, ведь только с его помощью могут быть приняты грамотные решения. Интересно, что в процессе их принятия, по мнению западных специалистов, обязан участвовать каждый отдельный учитель. Администрация же нужна скорее для того, чтобы отобрать самые рациональные предложения и воплотить их в жизнь в рамках одной школы, университета или другого учебного заведения. Разработка научных подходов к управлению школой началась еще в 20-х годах прошлого века. С развитием социологии, психологии, философии и различных научных методов познания, в частности системного подхода, возрос интерес и к школьному менеджменту. В начале 90-х годов были опубликованы крупные теоретические работы западных ученых. Они считали, что итоговый анализ деятельности любого учебного заведения за год обязательно должен включать в себя: Выполнение школой различных директивных нормативных документов Министерства образования. Эффективность годового управленческого цикла. Анализ результативности проводимой методической работы. Оценку общего качества образования и преподавания ключевых предметов. Анализ взаимодействия школы с родителями учащихся; Эффективность работы учебного заведения с различными общественными организациями. Оценку уровня воспитанности учащихся. Анализ соблюдения санитарно-гигиенических норм. Итоги реализации образовательной программы. Менеджмент в сфере образования представляет собой комплекс технологических приемов, организационных форм, принципов и методов, которые направлены на повышение эффективности системы обучения. Его основные функции – это организация, планирование, мотивация и контроль. Менеджмент в образовании сводится в первую очередь к обеспечению всех субъектов информацией о деятельности системы. На основе этой информации осуществляется принятие решений, а также планирование дальнейшей деятельности. Менеджмент в образовании имеет своей целью отбор оптимальных решений, а также разработку программы развития различных учебных заведений. Управление школой или университетом должно осуществляться в три этапа. На первом этапе осуществляется диагностирование и дается предположительная оценка, на втором – собираются данные с помощью различных социологических методов, а на третьем – делаются окончательные выводы о положении дел, а также способах улучшения ситуации. Без менеджмента вряд ли можно добиться высоких результатов в чем-либо. И обучение - не исключение.