Классный час Умей сказать Нет
Классный час в 7 классе на тему: «Умей сказать «НЕТ»!!!»
Мортуй-оол Клара Шагдыровна учитель математики
МБОУ СОШ№8
г.Кызыла Республики Тыва
Классный час в 7 классе на тему: «Умей сказать «НЕТ»!!!»
Цели:
•раскрыть проблемы, связанные с отрицательным воздействием курения на организм человека;
•развить умение критически мыслить, формировать, излагать и аргументировать собственную точку зрения;
•работать сообща ради достижения общей цели;
•научиться корректно обращаться к людям.
Ход классного часа.
Учитель. Ребята, сегодня речь пойдет о курении и его пагубном влиянии на организм человека. Какие ассоциации возникают у вас при слове «курение»?
Высказывания ребят записываются на доске: «сигареты», «табак», «болезни» и т.д.
Учитель. А как выглядит заядлый курильщик? Давайте опишем его портрет.
Высказывания ребят записываются на доске: «неприятный запах изо рта», «желтые зубы», «кашель», «круги под глазами» и т.д.
Учитель. Кто может ответить на вопросы: Откуда родом табак? Как он получил распространение в Европе? Табак родом из Южной Америки. В Европу его завез Христофор Колумб в конце XV века. Распространение табака встречало в странах сильное противодействие. В Турции курение табака рассматривалось как нарушение законов Корана, и виновных сажали на кол; Персидский шах приказал сжечь торговца, который завез табак в военный лагерь; Римский папа Урбан VII отлучал от церкви тех, кто курил или нюхал табак, а однажды за курение сигар монахов живыми замуровали в стенах; в Россию табака попал в XVI веке и был встречен, как и во многих странах Европы, не очень приветливо. Во времена царствования М. Ф. Романова уличенных в курении в первый раз, наказывали 60-ю ударами палок по стопам, во второй раз – отрезанием носа или ушей. После опустошительного пожара в Москве в 1634 году, причиной которого стало курение, оно было запрещено под страхом смертной казни. Такова история табака.
Учитель. Кто знает, сколько вредных веществ содержится в табаке? (Трудно себе представить – почти 1200!)
Учитель. А кто сможет перечислить хотя бы некоторые вредные вещества. (Никотин, табачный деготь, синильная кислота, угарный газ, аммиак, сероводород, муравьиная кислота)
Учитель. Каким заболеваниям способствует курение?
Высказывания ребят записываются на доске.
Учитель. А теперь данные статистики. Каждый 5-й подросток в возрасте от 14 до 17 лет уже заядлый курильщик. Никотин – вещество, входящее в состав табака. Это очень сильный нервный яд. Смертельная доза для человека составляет 0,01-0,08 грамма.Рак легких в подавляющем большинстве случаев обнаруживается именно у курильщиков.В семьях курильщиков некурящие члены семьи в среднем на 20% чаще заболевают раком желудка, на 20% чаще раком легких, чем в семьях, в которых не курят.Ежегодно фиксируется до 1 млн случаев бронхиальной астмы у детей, родители которых курят. Длительно и много курящие люди в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 – инфарктом миокарда, в 10 – язвой желудка и двенадцатиперстной кишки.
Ученые установили, что сломанные конечности у курильщиков срастаются медленнее и тяжелее, чем у некурящих, так как никотин способствует сужению кровеносных сосудов, в результате чего сокращается кровоток вокруг сломанной кости.
Исследования показали, что каждая выкуренная человеком сигареты, уносит его жизнь в среднем от 6 до 10 минут его жизни. Венгерские ученые установили, что процесс старения организма курящего человека среднего возраста ускоряется в 2,5 раза.
Что заставляет людей курить, если они знают, что это ни к чему хорошему не приведет? (желание попробовать, боязнь быть отвергнутым в компании, курение якобы успокаивает, снимает стресс)
Нашим поведением движет любопытство, воля или разум. Человек находится в процессе поиска и принятия решения «за» или «против» чего-либо, в том числе курение или некурение. Но для того, чтобы принять какое-то решение, нужно собрать определенную информацию об объекте, в отношении которого решение принимается, проанализировать ее, рассмотреть с разных сторон. При этом человеком движут, с одной стороны, его интерес к объекту – любопытство, с другой стороны – разум, который позволяет критически оценить ситуацию, взвесить «за» и «против» , с третьей стороны – воля, которая ответственна за принятие решения.
Я приглашаю 3х человек. Один – Любопытство, второй – Воля, третий – Разум.
Задача Воли – внимательно выслушивать все аргументы, которые приводят Любопытство и Разум, и в конце принять решение: начинать курить или нет.
Все остальные ребята могут принять сторону Любопытства или Разума, аргументировав свое решение.
Учитель. Кто был более убедительным: Разум или Воля? На что опиралось Любопытство, когда выдвигало свои аргументы? Какие контраргументы предлагал искать Разум?
Часто в нас побеждает любопытство, хотя все очень хорошо знают, что курение – опасное для жизни и здоровья занятие. Но любопытство питается многочисленными рассказами друзей и знакомых о том, что курить – это модно, это приятно, да и бросить можно в любой момент.
Попробуем развенчать известные мифы о курении
Миф 1: Курение помогает расслабиться.
Реальность: курение переключает внимание на хорошо знакомые действия. В кровь попадают такие вещества, которые вырабатываются организмом в ситуациях достижения победы, следовательно создается видимость достижения победы, но реальная проблема остается.
Миф 2: Проще войти в компанию, завязать разговор.
Реальность: кто говорил, что человек не войдет в компанию, если не курит? Возможно, вы действительно приобретаете ключик, который позволяет стать членом компании, но он не является универсальным, не решает проблем, связанных с установлением отношений. Вам придется искать другие лжеключики, например алкоголь…
Миф 3: Курение приносит свободу.
Реальность: а как насчет материальной зависимости? и почему так трудно бросить, если ты свободен.
Миф 4: Курение – не зависимость: брошу, если захочу.
Реальность: зачем же выпускают пластыри против курения, жвачки? Почему появились врачи, помогающие бросить курить?
Миф 5: Тот, кто курит – взрослый.
Реальность: и в правду, курение для детей и подростков – это уж слишком жестокий способ расправы со своим здоровьем.
Миф 6: Курение не приносит большого вреда. У многих родители курят и ничего.
Реальность: почему же столько взрослых хотят бросить курить, платят за это деньги и не хотят, чтобы их дети начинали курить?
Учитель. Что нового вы сегодня узнали? Какая информация о табакокурении вас удивила? Что было сложным, трудным?
Итог: ответственность за состояние своего здоровья несет сам человек. Только ему решать, быть здоровым или быть больным. Решайте сами, какой выбор сделать: курить или не курить, умей сказать «НЕТ»