Программа кружка Юные спортсмены.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VII ВИДА
СТ. КАЗАНСКОЙ ВЕРХНЕДОНСКОГО РАЙОНА
(ГКОУ РО КАЗАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VII ВИДА)
346170, Ростовская область, Верхнедонской район, ст. Казанская ул. Трудовая,6 «а»
Тел 8 (86364)31-4-62, тел/факс 8 (86364)31-4-62
E-mail: ski_kazanskaya@rostobr.ru 1222112@mail.ru
Программа по спортивно-оздоровительному направлению «Юные спортсмены»
Составитель: Н.М. ШмычковаСентябрь, 2015
Программа состоит из нескольких блоков:
1блок «Черлидинг»
2 блок «Играем вместе»
3 блок «Спортивные игры»
Каждое практическое занятие состоит из трёх частей:
- подготовительная (строевые упражнения, ходьба, бег, ОРУ).
- основная (акробатические упражнения, упражнения из разделов лёгкой атлетики, подвижные и спортивные игры, эстафеты).
-заключительная (ходьба, медленный бег, упражнения на внимание, на осанку, подведение итогов).
1блок
Программа по дополнительному образованию для отделения черлидинга.
1.Пояснительная записка.
Одной из главных задач современной школы является создание необходимых условий для формирования здоровой, творческой, разносторонне развитой личности, готовой к активной жизненной позиции. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников сегодня отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
Воспитание здорового образа жизни является неотъемлемой частью всестороннего развития личности обучающегося и формирования интереса к овладению ценностями физической культуры, потребности двигательной активности.
Для достижения нового, современного качества общего образования отмечается необходимость оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки обучающихся и создания в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления их здоровья, в том числе за счет внедрения программ внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению.
Младший школьный возраст – самый благоприятный возраст для творческого развития. Для создания максимально благоприятных условий раскрытия и развития не только творческих, но и физических, а также духовных способностей ребенка, его самоопределения, разработана программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности « Юные спортсмены», включающая элементы черлидинга» для обучающихся начальной школы.Черлидинг – инновационная форма в системе внеурочной воспитательной работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, с пользой для развития личности ребенка, удовлетворения его потребностей. Черлидинг – это современный и массовый вид спорта, который соответствует направлению политики Министерства спорта России. Кроме этого, черлидинг пользуется большой популярностью среди детей и подростков, доступен всем обучающимся, всем группам здоровья, всем уровням физической подготовленности. Черлидинг содействует воспитанию волевых и нравственных качеств личности, способствует развитию лидерских качеств и чувств коллективизма. Черлидинг – это украшение всех физкультурных и культурно-массовых праздников, неотъемлемый компонент проведения Спартакиад. Поэтому черлидинг является перспективным направлением, до настоящего времени практически не используемым в образовательной практике.
Блок внеурочной деятельности «Черлидинг» для обучающихся начальной школе разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования. Блок рассчитан на 18 часов.
2.Цели и задачи блока.
Целью блока для обучающихся по черлидингу является - формирование разносторонне физически развитой личности, готовой к активной, творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, оптимизации трудовой деятельности, умеющей использовать ценности физической культуры и в частности средств черлидинга для укрепления и сохранения собственного здоровья, организации активного отдыха. Блок направлен на формирование устойчивых мотивов и потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом, целостном развитии физических и психических качеств, морально волевых качеств, социализации и адаптации школьников к современным требованиям и условиям жизни российского общества.
Достижение цели возможно через решение следующих задач:
• развитие координационных, ориентационно-пространственных, временных, ритмических способностей:
• освоение базовых знаний и общих представлений о физической культуре, их истории и современном развитии, значении в жизни человека, роли в укреплении и сохранении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
• воспитание физических качеств и повышение функциональных возможностей основных жизнеобеспечивающих систем организма;
• совершенствование жизненно важных навыков и умений, формирование культуры движения, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами;
• обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно - оздоровительной деятельности,
• воспитание положительных качеств личности, эстетическому и нравственному воспитанию, воспитание качеств взаимодействия и сотрудничества;
• воспитание нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности
• воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
• повышение интереса к занятиям физкультурой, развитие потребности в систематических занятиях спортом;
• формирование представления о здоровом образе жизни, влиянии движения и музыки на состояние организма;
• обучение приёмам релаксации и самодиагностики;
• обеспечение формирования правильной осанки, укрепление мышечного корсета средствами черлидинга, танцевальных упражнений;
• воспитание личности обучающегося с установкой на здоровый образ жизни, способной к сотрудничеству в творческой деятельности.
3.Содержание курса 1года обучения.
Содержание курса «Черлидинг» интегрируется с хореографией, акробатикой, гимнастикой, танцами. В процессе занятий осуществляются связи с анатомией, физиологией, теорией и методикой физического воспитания, гигиеной, музыкой и др. Занятия должны проводиться под ритмичное музыкальное сопровождение в спортивном зале с обязательным соблюдением гигиенических норм и правил техники безопасности. Спортивная одежда и обувь должны соответствовать требованиям и правилам. Подбор учебного материала, представленного в программе, необходимо осуществлять с учетом индивидуальных особенностей (возраста, состояния здоровья, физического развития) и физической подготовленности занимающихся, а также их мотивационной сферы.
Основная цель первого года обучения черлидеров: обеспечение отбора по видам, физической и координационной готовности к простейшим упражнениям (общеразвивающим и специальным упражнениям используемых в подготовке черлидеров). На протяжении первого года обучения черлидер должен познакомиться с техникой нескольких видов спортивной деятельности: бег на короткие и длинные дистанции, комплекс прыжковых упражнений, элементы гимнастики, элементы акробатики, элементы хореографии, элементы различных танцевальных направлений.
Основные средства тренировочного воздействия.
общеразвивающие упражнения с предметами (помпоны) и без;
комплекс прыжковых упражнений;
силовые упражнения (с отягощениями и без)
элементы акробатики (кувырки, повороты, группировки, перекаты и т.д.);
элементы гимнастики («мост», махи, шпагаты и т.д.);
элементы хореографии
комплекс прыжковых упражнений;
музыкальное сопровождение;
изучение «возгласов и скандирований».
Основные методы выполнения упражнения: повторный, игровой, круговой, равномерный, соревновательный.
Основные направления занятий черлидингом: первый год подготовки необходим для создания предпосылок для последующего выполнения более сложных элементов «Cheer» и «Dance». Здесь происходит отбор детей для дальнейших занятий черлидингом, поскольку именно в это время закладывается основа физической подготовки для дальнейшего совершенствования.
Особенности первого года обучения. Обучение осуществляется на основе общих методических принципов. В большей степени используются методы обеспечения наглядности (показ упражнения, демонстрация наглядного пособия), методы: игровой и соревновательный. При обучении общеразвивающих упражнений, основных элементов «Cheer» и «Dance», показ должен быть целостным и образцовым, а объяснение простым.
4. Ожидаемый результат.
интерес к физической культуре и спорту;
потребность к занятиям черлидинга;
развития культурно-эстетического восприятия к здоровому образу жизни;
● стабильность состава занимающихся;
● динамика прироста индивидуальных показателей выполнения программных требований по уровню подготовленности занимающихся;
● результаты участия в соревнованиях.
Итогами реализации авторской дополнительной программы являются: участие воспитанников в соревнованиях, выполнение занимающимися нормативных требований по уровню подготовленности. Школьники должны расширить свой кругозор, получить знания о здоровом образе жизни, развить эстетический вкус. Учащиеся должны достичь оптимального уровня развития таких качеств, как гибкость, выносливость, сила, координация движений, а так же повысить самооценку и веру в собственные силы и возможности. Разовьётся творческий потенциал учащихся, повысится интерес к спортивным мероприятиям.
Программа «Черлидинг» состоит из теоретической и практической частей. Особое внимание в подготовке спортсменов уделяется теоретической подготовке. Она имеет немаловажное значение. Теоретическая подготовка проводится в форме бесед и непосредственно в тренировке. Она органически связана с физической, моральной и волевой подготовкой как элемент практических знаний. Черлидер, как и любой другой спортсмен, должен обладать высокими моральными и волевыми качествами, быть достойным гражданином России, с честью представлять свою школу, клуб, свой город, страну на соревнованиях любого ранга.
2блок «Играем вместе».
Пояснительная записка
Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от учащихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности. Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности. В связи с этим обязательная оздоровительная направленность образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии и продолжают существовать.
2 блок «Играем вместе» входит во внеурочную деятельность по направлению спортивно-оздоровительному направлению «Юные спортсмены». Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков и психических процессов. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности; формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе игры дети учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм.
Блок рассчитан на 7 часов.
Цель: содействие развитию психических процессов посредством игр.
Основными задачами данного курса являются:
• укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств;
• развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;
• развитие сообразительности, творческого воображения;
• развитие коммуникативных умений;
• воспитание внимания, культуры поведения;
• создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к себе;
• обучить умению работать индивидуально и в группе,
• развить природные задатки и способности детей;
• развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.
• развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
Личностные результаты: являются следующие умения:
– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
– умение выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Метапредметные результаты:
• формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности с помощью воспитателя;
– проговаривать последовательность действий во время занятия;
– учиться работать по определенному алгоритму
Познавательные УУД:
– умение делать выводы в результате совместной работы класса и воспитателя;
Коммуникативные УУД:
– умение оформлять свои мысли в устной форме
– слушать и понимать речь других;
– договариваться с одноклассниками совместно с воспитателем о правилах поведения и общения, и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли
Формы занятий: занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него.
3 блок «Спортивные игры».
Цель – развитие физических качеств учащихся младшего школьного возраста и совершенствование двигательных.
Основными задачами для курса являются:
1. Формировать у детей интерес к спорту.
2. Уметь играть по правилам.
3. Учить бережно относиться к своему здоровью и здоровью других.
4. Развивать скоростно-силовых качеств, ловкость, уважение к товарищам.
Данная программа ориентирована на 8 часов.
Универсальные учебные действия.
Универсальными компетенциями учащихся по блоку «Спортивные игры» являются:
· умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
· умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
· умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания блока являются следующие умения:
· активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
· проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
· проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
· оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по блоку «Спортивные игры» являются следующие умения:
· характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
· находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
· общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
· обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
· организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
· планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
· анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
· видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
· оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
· управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять сдержанность, рассудительность;
· технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по блоку «Спортивные игры» являются следующие умения:
· представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
· оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
· организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
· бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
· организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью;
· взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
· в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
· находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
· выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
· применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Ожидаемые результаты деятельности блока:
1. Изменение у всех субъектов образовательного процесса отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательного воздействия окружающей среды, желание и умение вести здоровый образ жизни.
2. Включение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.
3. Снижение заболеваемости школьников.
4. Снижение психоэмоциональных расстройств.
5. Повышение уровня физической подготовки школьников.
6. Повышение уровня качества знаний по вопросам здоровья и его сохранения.
7. Снижение последствий умственной нагрузки.
8. Повышение социально-психологической комфортности в детском коллективе.
Тематическое планирование.
Дата
№ Тема 6.09.2015 1 1 блок «Черлидинг»
История возникновения черлидинга. Развитие черлидинга в России. Знакомство с понятиями «черлидинг», «черлидер»
13.09. 2 Влияние черлидинга. 20.09. 3 Основные понятия. 27.09. 4 Тест Проверить усвоение знаний учащихся по теме
4.10.
5 Общая физическая подготовка.
1.Бег на короткие дистанции. Развитие быстроты
11.10.
6 2.Бег с препятствиями. 18.10. 7 3.Прыжки со скакалкой 25.10. 8 4.Подвижные и спортивные игры. Открытая прогулка «Путешествие в город Настроения»
8.11. 9 1.Прыжки. Развитие выносливости
15.11. 10 2.Бег с различной скоростью и продолжительностью 22.11. 11 1.Шпагаты, махи, выпады. Развитие гибкости
29.11. 12 2. Прогибы, мосты, корзинка. 6.12. 13 Акробатика (Перекаты, кувырки, выпады, мост из положения: лёжа и стоя, стойка на руках, переворот в сторону (колесо), шпагаты, полу шпагат)Развитие силы
13.12. 14 Упражнения, направленные на развитие силы мышц рук, кистей, плечевого пояса, брюшного пресса, спины, ног. 20.12. 15 Специальные стойки, (стойка на бедре, стойка на плечах, стойка сидя на плечах, стойка на лопатках, стойка на руках) 27.12. 16 Пирамиды (станты).
Выполнение групповых акробатических упражнений в парах, тройках
17.01.2016 17 Постановка голоса.
Громкость, высота звука.
Дыхательные упражнения (упражнения на вдохе и выдохе).
Выразительность, разучивание и исполнение гимнов, командных песен
24.01. 18 КричалкиЗнакомство с понятиями «чир», «чант»
31.01. 19 Хореография.
Танцевальный блок с использованием основных элементов черлидинга (чир-данс)
Исправление осанки (подтягивание мышц живота, ягодичной области, расправление плеч, выпрямление позвоночника)
7.02.
20 2 блок «Играем вместе»
Игры на внимания. Развитие внимания в процессе двигательной активности
14.02. 21 Игры на развитие памяти Развитие двигательной памяти
21.02. 22 Психогимнастика для коррекции трудностей в общении Развитие коммуникативных навыков
28.02. 23 Игры на развитие коммуникативных и организаторских способностей Развитие коммуникативных и организаторских способностей
6.03. 24 Упражнения и игры на развитие наблюдательности Развитие наблюдательности
13.03. 25 Упражнения и игры на развитие способности к сосредоточению Развитие способности к сосредоточению
3.04. 26 Упражнения и игры на развитие глазомера Развитие глазомера
10.04. 27 3 блок «Спортивные игры»
Игра «Регби»
Игровые правила. Отработка игровых приёмов
17.04. 28 Игра «Регби» Игровые правила. Отработка игровых приёмов
24.04. 29 Игра «Волейбол» (девочки)
Игра «Футбол» (мальчики) Игровые правила. Отработка игровых приёмов
1.05. 30 Игра «Волейбол» (девочки)
Игра «Футбол» (мальчики) Игровые правила. Отработка игровых приёмов
8.05. 31 Игра «Баскетбол» Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Броски в корзину
15.05. 32 Игра «Баскетбол» Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Броски в корзину
22.05. 33 Преодоление полосы препятствий Развитие ловкости, быстроты реакции, внимания
29.05. 34 Мониторинг знаний по программе Диагностика
Литература.
Былеева Л.А, Короткова И.В., Яковлев В.Е. Подвижные игры.- М., 2005
Гусак Ш.З. Групповые акробатические упражнения.- М., 2001
Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно - методической деятельности в физической культуре и спорте. М., 2005
Задворнов К.Ю. Исследование процесса становления новых (нетрадиционных) видов спорта //Теор. и практ. физ. культ., 1999, № 12, с.17-22.
Зинкеева Л.С. Путешествие в мир музыки и движений // Физическая культура в школе. – 3. – 2002, 68-71с.
Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации //Теор. и практ. физ. культ. 2001, № 4, с. 2-8.
Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе. М., 2004г.
Лубышева Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности // Теор. и практ. физ. культ. 2001. № 4, с. 11-15.
Лях В. И., Зданевич А. А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1- 11 классов. М.,2007
Морель Ф. Хореография в спорте. М., 2001
Назаренко Л.Д. Пластичность как двигательно - координационное качество // Теория и практика физической культуры. – 1999. -№8. – С.48-53.
Носкова С.А. Методические рекомендации по формированию специфических индивидуальных качеств "cheerleaders" - групп поддержки спортивных команд. Метод. пос. для педагогов-инструкторов и тренеров.- М.: МГСА, 2001.
Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе.- М., 2000
Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры.- М., 2004
Сингина Н.Ф., Кокоулин А.Н. Черлидинг. Теория и методика спортивной тренировки. Сибирский государственный университет физической культуры и спорта.,2007
Твердовская С.В, Краснова Г.В. Черлидинг для обучающихся общеобразовательных школ, ДЮЦ и ДЮСШ.Омск.,2005.
Френкин А.А. Эстетика физической культуры.- М., 2003