Крок литературы для 7 класса Песня про купца калашникова


Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова М.Ю. Лермонтов * Иван Васильевич Грозный (Иван IV) принял царский титул в 1547 году. «Иоанн имел разум превосходный, соединенный с необыкновенным даром слова...; хвалился милостию и щедростию, хвалился правосудием, карая вместе и заслуги и преступления; хвалился соблюдением державной чести, велев изрубить присланного из Персии в Москву слона, не хотевшего стать перед ним на колена, и жестоко наказывая бедных царедворцев, которые смели играть лучше державного в шашки или в карты» * Его правление – жестокость, цинизм и террор * Опричники – преданные воины, с помощью которых царь боролся с «изменой», уничтожал неугодных ему бояр, проводил массовые казни. * Он объявил наиболее важную центральную часть страны опричниной — собственной землей царя. Опричные земли царь роздал не знатным, но преданным ему служилым людям. Это и были «опричники» — личная гвардия царя Ивана. Опричники носили у седла метлу и собачью голову в знак того, что они призваны искоренять измену, вынюхивая, подобно собакам, царских недругов и выметая их, как помелом, с земли русской. По законам Ивана Грозного опричник мог безнаказанно ограбить и разорить любого. Иногда, схватив человека на улице, вел его в суд, жалуясь на вымышленную обиду, на вымышленную брань. Обычный человек на опричника не мог даже пожаловаться. Сказать про опричника неучтивое слово значило оскорбить самого царя. В любом споре опричник считался правым. Поднять руку на опричника считалось тяжким преступлением. Любой поступок и даже тяжёлое преступление сходило с рук царским любимцам. Скоро увидели, что Иоанн предает всю Россию в жертву своим опричным: они были всегда правы в судах, а на них не было ни суда, ни управы. Царь Иван Васильевич Во златом венцеБрови чёрныеОчи зоркиеЗвонким голосом Определите героя произведения Определите героя произведения Статный молодецУдалой боец, лихой боецОчи соколиныеМогутные плечиКудрява борода Купец Степан Парамонович Калашников Определите героя произведения Удалой боец, буйный молодецОчи тёмные, очи бойкие Голова кудрявая, усыширока грудь, руки сильные, сильные плечиШуба бархатная, парчевой кафтан с кушаком шёлковым, шапка алая бархатная, чёрным соболем отороченная Киребеевич Определите героя произведения Ходит плавно – будто лебёдушка, смотрит сладко – как голубушка, молвит слово – соловей поёт.Щёки румяные, косы русые, золотистыеУзорный платок, фата полосатая бухарская Алёна Дмитриевна Пир у Ивана Грозного И пирует царь во славу Божию, В удовольствие своё и веселие. Алёна говорит мужу о надругательстве «Ты не дай меня, свою верную жену,Злым охульникам в поругание!» Поединок Калашникова с Кирибеевичем «К тебе вышел я теперь, бусурманский сын,Вышел я настрашный бой, на последний бой!» Анализ 1 главыГде мы присутствуем?Как автор изображает царя?Кто такой Кирибеевич? Как относится царь к нему?Почему царь сердится? В чём подозревает окружающих? ММы на пиру, царь в ореоле величия в окружении верных опричников, он грозен, подозревает всех в измене. Образ царя сложен: он грозен и щедр. Щедр и добр к кому и почему? Анализ 2 главы- Любит ли мужа Алена Дмитриевна?- Почему удивился Калашников, не застав жены дома? Как объяснить слова, которыми встречает муж жену? Что вы помните о Домострое?- Как в характере Алены Дмитриевны отражаются народные представления об идеальной женщине – жене?- Как проявляется у Кирибеевича и Калашникова любовь к Алене Дмитриевне? Домострой— памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Анализ 3 главы- С помощью каких средств рисует автор внешность героев? Как она помогает понять, постичь их характеры?- Зачем каждый из них вышел на поединок? Кому кланяются герои перед боем? Почему?- Какое значение для понимания замысла автора имеет спор между Кирибеевичем и Калашниковым перед боем? Кто и почему из него выходит победителем? - Почему царь приказал казнить победителя кулачного боя? Справедливо ли он поступил?- На чьей стороне симпатии автора? В чем и как это выражается? Удалось ли Лермонтову передать колорит эпохи 16 века? В чём? Какие фольклорные мотивы и образы использует автор в произведении? Палех Лаковая миниатюра