Семинар-практикум «Оказание психологической поддержки близким, воспитанникам, коллегам»
Семинар-практикум
«Оказание психологической поддержки близким, воспитанникам, коллегам»
ХОД РАБОТЫВступительное слово ведущего
За окном январь, зима. А так хочется вспомнить такие весенние денечки. Давайте сегодня мы вернемся в весну.
Весна — это свежесть легкого ветерка на улице, это время приятных ожиданий. Яркие солнечные лучи пробуждают наши эмоции, будоражат желания. вызывают фантазии. Весна традиционно считается сезоном влюбленности, беспричинной радости, ожидания перемен к лучшему... Вряд ли кто-то поспорит с тем, что весна что-то меняет в нашей жизни, весеннее солнышко заставляет таять не только снежные сугробы, но и сердца людей.
Для того чтобы очутиться на весенней полянке, нам необходимо пройти через волшебный туннель. Возьмитесь за руки., закройте глаза, слушаем музыку и представляем свою весну (МУЗЫКА 1)
Для закрепления восприятия увиденной картинки предлагаю медленно потереть мочку уха, при повторном потирании у вас возобновились эти приятные воспоминания о весне
2. Рисунок «Поляна возрождения»
Ведущий:
Предлагаю вам отобразить на рисунках ту весну которую вы представили. (Музыка2)
(После этого все поляны соединяются в одну большую)
Обратите внимания, что нарисованная каждым из вас картина — это частичка вашего внутреннего мира. Мира, в котором есть счастливые моменты и не очень, есть трудности, которые необходимо преодолевать. Цветы, травинки — это вы. ваши дети, близкие. Как Вы считаете ,что необходимо, чтобы эти цветы росли, Цвели ,крепли? (Ответы участников.) Да им нужен свет, тепло, забота, ласка и конечно же поддержка. Давайте попробуем определить, что такое поддержка, какая поддержка нужна всем нам и как ее правильно оказывать.
3.Дискуссия на тему занятия
«Поддержка — что это такое?»
Предлагаю подискутировать .. «Поддержка — что это такое?» в чем сущность этого понятия
Ведущий вводит понятия: Правильно многие отобразили , что это может быть знак внимания, похвала, поддержка, комплимент.
Многие психологи считают что, взрослые часто путают поддержку с похвалой и наградой. Похвала может быть, а может и не быть поддержкой. Например, слишком щедрая похвала может показаться ребенку неискренней. В другом же случае она может поддержать ребенка, опасающегося, что он не соответствует ожиданиям взрослых.
Обратимся к определению в «Толковом словаре» Сергея Ивановича Ожегова «Поддержка – помощь, содействие». Происходит от глагола «поддержать», имеющего несколько значений:
Придержав, не дать упасть;
Оказать помощь, содействие;
Выразив согласие, одобрив, выступить в защиту кого-нибудь;
Не дать прекратиться, нарушиться чему-нибудь
Цель психологической поддержки: помощь детям в конструировании их автономного внутреннего мира. Психологическая поддержка нужна для того, чтобы учебно-воспитательный процесс носил личностно-ориентированный характер. При осуществлении психологической поддержки главным предметом деятельности ребенка и взрослого является проблема воспитанника. Ребенок должен учиться не просто спонтанно действовать в ситуации проблемы, а размышлять
Задача психологической поддержки — помочь ребенку почувствовать свою нужность. Различие между поддержкой и наградой определяется временем и эффектом. Награда обычно выдается ребенку за то, что он сделал что-то очень хорошо, или за какие-то его достижения в определенный период времени. Поддержка в отличие от похвалы может оказываться при любой попытке или небольшом прогрессе.
Ведущий: Рассмотрим одну из ситуаций : Каждому из нас, независимо от возраста, статуса и возможностей, случалось попадать в ситуацию, когда все валится из рук и, что бы мы ни предпринимали, дело с места не движется. Не всегда помогает и поддержка близких. Они-то искренне желают нас подбодрить: «Ты должен собраться!»; «Ведь ты всегда со всем справлялась!»; «Брось, это просто ерунда — при твоей-то энергии и находчивости!» А нам становится от этого хуже... Но почему?
Когда кто-то обращается к нашим внутренним резервам, предлагает вспомнить, что мы успешны, энергичны, способны на многое, это вопреки ожиданиям загоняет нас еще дальше в угол. Дело в том, что в сложные моменты жизни мы не помним, не чувствуем себя такими, какими являемся на самом деле. Попавший в трудное положение человек понимает, что окружающие ждут от него чего-то вполне конкретного, но будучи не в состоянии выполнить эти требования, он начинает сомневаться в себе, невольно боится разочаровать своих близких, а потому вынуждает себя соответствовать их представлениям о нем самом.
Для этого он всячески подстегивает себя, в то время как силы ему нужны совсем для другого — для размышлений, нового взгляда на себя, самостоятельных решений, непривычных действий и поступков. Кроме того, страдает и его вера в себя: «Не надо было и пытаться, для этого проекта нужен совсем другой человек!»; «Да ну ее, эту информатику, у меня к ней совсем нет способностей».
Именно психологическая поддержка со стороны другого человека создает для вас атмосферу доброжелательности, покоя и уверенности в своих силах, способствует снижению тревоги и остроте переживаний.
Уважаемые коллеги предлагаю вам разбиться на группы, для этого необходимо собрать отдельные элементы в единую картинку. Для удобства проходите за столы. Группы сформированы. Вам необходимо создать солнце своих способностей. Для этого вы напишите на лучах свои высказывания -за что мы можем похвалить сами себя.(раздаю файлы,) (Музыка3) А теперь представители каждой команды озвучьте своё солнце способностей. (озвучили)
Вопросы для обсуждения
- вы испытывали неловкость, затруднение при написании своих высказываний?
- Кому то из вас показалось, что кто-то хвастает, или вы узнали что-то новое о коллегах? Согласна, что нас учили (и мы так воспитываем с детей) обращать внимание прежде всего на минусы, а не на плюсы. А это способствует появлению у ребенка состояния подавленности. Подавленные дети — дети с низкой самооценкой. Дети с низкой самооценкой, как правило, имеют «плохое поведение»
Психологическая поддержка это процесс
* в котором взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенке с целью укрепления его самооценки;
* помогает ребенку поверить в себя свои способности;
* помогает ребенку избежать ошибок;
* поддерживает ребенка при неудачах
Для того чтобы научиться поддерживать ребенка педагогам и родителям, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействие с ним. Вместо того чтобы обращать внимание прежде всего на ошибки и плохое поведение ребенка взрослому придется сосредоточиться на положительной стороне его поступков и поощрения того что он делает.
Поддерживать ребенка — значит верить Вербально и невербально родитель сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо.
Для того чтобы поддержать ребенка, родители и педагоги сами должны испытывать уверенность в себе. Они не смогут оказывать поддержку ребе тех пор, пока не научатся принимать себя и не достигнут самоуважения и уверенности в своих силах.
Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо
1. Опираться на сильные стороны ребенка.2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком.4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.6. Проводить больше времени с ребенком.7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.9. Уметь взаимодействовать с ребенком.10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.12. Принимать индивидуальность ребенка.13. Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.14. Демонстрировать оптимизм.
Поддержка может осуществляться посредством:
отдельных слов (красиво, аккуратно, прекрасно, здорово, вперед, продолжай, молодец, о'кей, фантастично, удачно, супер, способный и т.д.);- высказываний (я горжусь тобой; мне нравится, как ты работаешь; это действительно прогресс; я рада твоей помощи; спасибо, все идет прекрасно; хорошо, благодарю тебя; я рада, что ты в этом участвуешь; я рада, что ты попробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал);- прикосновений (похлопать, потрепать по плечу, дотронуться до руки, мягко поднять подбородок ребенка, приблизить свое лицо к его лицу, обнять его и т.д.);
- совместных действий, физического соучастия (сидеть или стоять рядом с ребенком; мягко вести его; играть с ним; слушать его; есть вместе с ним и т.д.);
- выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех и т.д.).
Рассмотрим один из способов поддержки
Упражнение с хлопками
Слова, которые поддерживают ребенка
1 . Зная тебя, я был уверен, что ты все сделаешь хорошо.
2. Зная тебя и твои способности, я думаю, ты бы мог сделать это гораздо лучше.
3. Ты мог бы больше постараться, когда выполнял работу.
4 . У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?
5. Эту идею ты никогда не сможешь реализовать.6 . Это серьезный вызов, и я уверен, что ты готов к нему.7 . Это нелегко сделать, но ты сильный, ты справишься.
8 . Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам сделаю.
9 . Ты еще маленький, чтобы делать такую работу10. В жизни бывают удачи и неудачи. Но вместе преодолеем трудности.
Предлагаем всем, кто работает с детьми, иметь список фраз поощрений и поддержки - 99 таких предложений, которые значительно облегчат работу воспитателей, педагогов и других работников ДОУ
(раздатка)
Ну что сказать, ну что сказать.
Устроены так люди,
Желают знать, желают знать.
Желают знать, что будет!
Слова из популярной песни
Предлагаем еще один способ - гадание это отличная форма психологической поддержки.
Можно выделить несколько причин такого пристального внимания к гороскопам, гаданиям, предсказаниям. Во-первых, боязнь будущего. Желание «подстраховаться», заручиться поддержкой «свыше» особенно часто возникает перед принятием важного решения. Еще одна из распространенных причин -подкрепление оптимизма. Всегда приятно, когда твое решение подкрепляется добрым предсказанием, и чаще всего это положительно сказывается на конечном результате, может быть, оттого, что мы перестаем нервничать, сомневаться
Предлагается ларец — это кладезь советов, «подбадриватель» и даже предсказатель будущего. Раньше был он скучным — в нем лежали лишь сложенные трубочкой бумажки. Теперь же это детское лото с картинками — яркими, живыми, говорящими Карточки с советами помогают расслабить зажимы детей, ведь в ДОУ, школе советы дают лишь взрослые, и эти советы зачастую имеют форму поучений и нотаций. Другое дело карточки — их, можно сказать, выбирает бесстрастный случай, если угодно, судьба.
И никаких обид, никаких противоборств.
Использовать такие карточки можно по-разному. В начале беседы это организационный момент, позволяющий определить круг интересов ребенка. В ходе занятия или консультации — способ отвлечься, переключиться. А если применить в завершение занятия, то для закрепления терапевтического воздействия, оптимизации положительных качеств, для «подзарядки» позитивной энергией. . (участники вытягивают лото из ларца)
Таким образом, «поддержка»: помогает другому обрести уверенность;
подкрепляет то положительное, что есть в личности; удерживает от того, что мешает развитию и желаем чтобы Вы поддерживали и любили своих детей порой без всяких причин..об этом отобразил в своем стихотворении В.Берестов
«Любили тебя без особых причин:
За то, что ты внук,
За то, что ты сын
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на маму и папу похож…»
В.Берестов
……
В заключение для позитивного настроения предлагаем провести акцию «Дари людям добро».
карточки помогают поднять настроение, побороть скуку, прогнать гнев и, наконец, взрастить добро.