Урок по математике на тему Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц (1 класс)


Математика. 1 класс «Школа России»
Тема: Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц .
Цели:
Предметные: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с принципом решения задач на увеличение (уменьшение) на несколько единиц; продолжить закрепление вычислительного навыка для случаев прибавить и вычесть 2;
Метапредметные:
Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем на разных этапах обучения; осуществлять под руководством учителя пошаговый контроль своих действий.
Познавательные: ориентироваться в материале учебника и находить нужную информацию по заданию учителя; строить несложные цепочки логических рассуждений; понимать и строить простые модели при решении текстовых задач; находить и читать информацию, представленную различными способами.
Коммуникативные: принимать участие в работе в паре с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы; применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действия.
Личностные: способствовать развитию интереса к математике; формированию мотивационной основы учебной деятельности; понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап).
рефлексивные: самоанализ деятельности, проводимый каждым ребёнком.
Тип урока: изучение нового материала.
Структура урока: урок построен в соответствии со структурой учебной деятельности.
Оборудование: учебник, печатная тетрадь, счётный материал, геометрический материал, электронная доска, презентация, карточки для работы в парах.
Методы работы: фронтальная беседа, индивидуальная, работа в парах, проговаривание хором, использование ИКТ.
Ход урока.
Этап (элемент) урока, цели. Деятельность учителя. Деятельность учащихся.
1.Организационный момент.
Цель, которую хочет достичь учитель:
способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе на уроке.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке. - Мы друг друга понимаем?- Хорошо всегда считаем?
- А задачи мы решаем?- На уроке засыпаем?
Игры, шутки, всё для вас! Пожелаем всем удачи – 
За работу, в добрый час!
*Девиз урока.
Мы – умные!
Мы - дружные!
Мы - внимательные!
Мы – старательные!
В первом классе учимся!
Всё у нас получится!
Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.
2. Актуализация опорных знаний.
Цель, которую хочет достичь учитель:
проверить, как дети считают до 10 и обратно, как могут работать с рядом натуральных чисел(назвать предыдущее число/последующее), как ориентируются в пространстве (право, влево; вверху внизу; над, под; в центре); проверить знание состава числа 5.
Методы работы: фронтальный, упражнения на счёт предметов,
индивидуальный.
Методы оценивания:
сверка по доске, использование знаков- символов согласие или несогласие.
Методы стимулирования: похвала. 1. Устный счёт. (7минут)
-счёт до 10 и обратно;
-работа по натуральному ряду чисел.
-Какое число называется предыдущее? Последующее?
Вывод: С чем мы работали в данном задании?
*Во время выполнения этого задания трое учащихся работают у доски, заполняя пропуски в выражении, затем класс проверяет работу уч-ся.
Первый ученик
□ – 2 =6
Второй ученик
5 + □ = 7
Третий ученик
□+ 2 = 8
Вывод: Как найти неизвестное число?
*Решение примеров с обратной связью
2+2 10-2 7-2 6+2
8+2 8-2 5-2 4-2
* Выражения записаны на доске, учитель указкой показывает пример, учащиеся показывают знак согласия/несогласия.
- По какому признаку вы можете разделить примеры на группы?
-Какой пример лишний?
*Физ. минутка
"Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали!
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте.
Повертелись, покрутились
И за парту все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем".
- Предыдущее число- это число, стоящее впереди заданного числа или меньшее на один.
-Последующее число- это число, стоящее позади заданного числа или большее на один.
-Мы работали с рядом натуральных чисел.
*Учащиеся объясняют, как находили неизвестное число.
-Мы должны выделить в выражении целое и части и по правилу найти неизвестное число.
Группа примеров на сложение и группа примеров на вычитание.
10 – 2 – так как это вычитание из двузначного числа
8 +2 = 10 – в ответе двузначное число
3.Постановка учебной задачи.
Цель, которую хочет достичь учитель:
Методы работы:
Методы оценивания:
Методы стимулирования: * Целеполагание.(5 минут)
Слайд "Определи, где задача?"
1. Нахождение задачи из других текстов.
- Как определим среди записей задачу?
Далее учитель читает записи, а учащиеся доказывают, является та или иная запись задачей или нет и почему.
1.В коробке было 7 мелков. Из коробки взяли 3 мелка. В коробке осталось 4 мелка.
2.В коробке были мелки. Из коробки взяли 3 мелка. Сколько мелков осталось в коробке?
3.В коробке было 7 мелков. Из коробки взяли 3 мелка. Сколько мелков осталось в коробке?
-Вспомним алгоритм решения задач:
- Мне известно…
- Надо узнать…
- Рисую и объясняю…
- Называю решение…(7 – 3 = 4)
- Называю ответ…(4 мелка осталось в коробке)
4.В коробке 7 мелков. Из коробки взяли 2 мелка. Сколько карандашей осталось в коробке?
- Молодцы! Предположите, чем будем заниматься на уроке?
-А какие задачи будем решать – на этот вопрос вам поможет ответить ещё одно задание.
Увеличьте Уменьшите
5 на 1 (6)
2 на 3 (5)
4 на 1 (5)
7 на 0 (7)
- Что общего у этих примеров?
(Прибавляем и получаем больше, то есть было меньше – стало больше)
5 на 2 (3)
8 на 1 (7)
6 на 2 (4)
9 на 0 (9)
- Что общего у этих примеров?
(Вычитаем и получаем меньше, то есть было больше – стало меньше)
- Какой вывод сделаем?
-Так какие задачи будем решать на уроке?
-Давайте прочтём в учебнике, правильно ли вы предположили тему урока?
Учебная задача урока: Будем учиться решать задачи на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц.
*Работа в парах.
(на слайде задача)
«Оля нарисовала 4 ёлочки, а Ваня ещё 2 ёлочки. Оля увидела, что на её рисунке ёлочек стало больше. Сколько ёлочек стало на рисунке Оли?»
1 вариант пары, вы будете выполнять роль Оли.
2 вариант, вы будете за Ваню.
-Попробуйте предположить, как решить задачу, в которой происходит увеличение предметов?
(на слайде задача, которая решается вычитанием)
«Оля достала из сервиза 6 чашек. Ваня решил их переставить и 1 чашку разбил. Сколько чашек стояло на столе?

- Как решить задачу, в которой происходит уменьшение предметов?
Вывод: Когда число предметов увеличивается, то есть предметов становится больше, используется сложение.
Когда число предметов уменьшается, то есть предметов становится меньше, используют вычитание.
-Мы знаем, что у задачи есть: условие, вопрос, решение, ответ.
-Это не задача. Нет вопроса.

-Это не задача, т.к. нет данных о том, сколько было.
-Это задача, есть все части задачи.
- Было 7 мелков, взяли 3 мелка.
-Сколько мелков осталось в коробке?
- Решать задачу будем вычитанием, так как, когда мелки взяли из коробки, их осталось меньше.
7 – 3 = 4
4 мелка
-Это не задача, т.к. в тексте говорится о мелках, а здесь спрашивается о карандашах.
-Решать задачи.
- Когда увеличиваем – прибавляем, становится больше.
Когда уменьшаем – вычитаем, становится меньше
- Будем решать задачи, в которых что – то увеличивается или уменьшается.
-Сложением, так как было меньше, а стало больше.
- Вычитанием, так как было больше, а стало меньше.
4.Формирование прочных навыков.
Цель, которую хочет достичь учитель:
Методы работы:
Методы оценивания:
Методы стимулирования: 1. Работа по учебнику. Задача №1.
-41910129540*Первичное чтение учителем.
*Чтение задачи хорошо читающими детьми.
*Дальше решение задачи «по цепочке».
-Мне известно...
-Надо узнать...
-Рисую и объясняю...
-Называю решение...
-Называю ответ...
Задача №2 решается аналогично.
-Мне известно...
-Надо узнать:
-Рисую и объясняю: 5 треугольников красного цвета, два зачёркиваю, значит надо вычитать.
-Называю решение:
-Называю ответ:
-Так как же решать задачи на увеличение или уменьшение числа?
Вывод: Когда число предметов увеличивается, то есть предметов становится больше, используется сложение.
Когда число предметов уменьшается, то есть предметов становится меньше, используют вычитание.
-Ребята, вспомните, кроме решения задач, что мы ещё должны сделать на уроке?
-103505227965
-Загадка:
Она красива и мила,
Имя ее от слова "зола".
-Кто автор сказки?
-Ребята. Почему я вам загадала эту загадку?
- Вам необходимо найти на этом рисунке знакомые нам геометрические фигуры.
2.Самостоятельная работа в тетрадях на печатной основе.
- А сейчас самостоятельная работа в тетради, по вариантам. Первый вариант будет решать задачу о божьих коровках, а второй вариант о муравьях.
По одному человеку от каждого варианта решают эти задачи за доской.
*Проверка. Дети сверяют с доской.
-У Люси было 4 тетради, стало на 2 больше.
-Сколько тетрадей стало у Люси?
-Рисую 4 прямоугольника зелёного цвета и 2 синего цвета, число предметов стало больше, значит будем складывать.
-К 4+2
- 6 тетрадей.
- У Лиды было 5 карандашей. Стало на 2 меньше. Это условие.
- Сколько карандашей стало у Лиды? Это вопрос.
-5 треугольников красного цвета, два зачёркиваю, значит надо вычитать.
-5 – 2 = 3, предметов стало меньше – поэтому вычитали.
-3 карандаша.
-На рисунке находить геометрические фигуры.
- Золушка.
- Шарль Перро.
- В учебнике иллюстрация к этой сказке
- Круги: солнце, окна в доме и карете, колёса – отмечают их различие по форме и цвету; многоугольники; лучи; отрезки, треугольники, ломаные
5. Итог урока (рефлексия)
Методы работы:
Методы оценивания:
Методы стимулирования: -Какая учебная задача стояла перед нами на уроке?
-Как решать такие задачи?
-Оцените свою работу на уроке, ответив на вопросы:
1.Сегодня я узнал на уроке...
2.Мне было трудно на уроке...
3.Мне было легко на уроке...
4.Мне понравилось на уроке... -Учиться решать задачи на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц.
- Когда число предметов увеличивается, то есть предметов становится больше, используется сложение.
Когда число предметов уменьшается, то есть предметов становится меньше, используют вычитание.