Конспект урока по окружающему миру Сад — искусственное сообщество 4 класс УМК Планета знаний 
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Костромы
«Средняя общеобразовательная школа №8»
Учитель: Смирнова Татьяна Николаевна
Место работы: МБОУ города Костромы «СОШ №8»
Должность: учитель начальных классов
Педагогический стаж: 25 лет
Квалификационная категория: высшая
Контактный e-mail: tatjana-a17@mail.ru
Тема урока: «Сад – искусственное сообщество»
Предмет: окружающий мир
Класс: 4 «В»
УМК: «Планета знаний»
Цель урока: получить целостное представление о своеобразии искусственного сообщества сад и его роли в жизни человека.
Задачи урока:
-  расширить знания учащихся о культурных растениях сада;
-  научить различать наиболее распространённые в данной местности;
-  познакомить с животными, обитающими в садах;
-  развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
-  развивать творческие способности;
-  тренировать коммуникативные способности учащихся.
Оборудование:
- ноутбук
- видеопроектор 
- интерактивная доска
- интерактивное учебное пособие «Наглядная школа» Окружающий мир 4 класс
- индивидуальный раздаточный материал
-учебник Г.Г.Ивченкова «Окружающий мир» 4 класс
Тип урока: урок изучения нового материала
Конспект хода урока
Этапы урока Деятельность  учителя Деятельность ученика
Оргмомент Добрый день! 
Наш урок  -  результат целенаправленной самостоятельной вашей исследовательской работы. И сегодня мы являемся участниками проекта по теме: (Слайд 1)
Каждый из вас решал свою проектную задачу и сегодня на суд зрителей вы представляете результат своего труда.
Тему озвучивают учащиеся:
               
Актуализация знаний Я рада, что  у каждого из вас  есть островок, где вы можете отдохнуть, подышать свежим воздухом, полюбоваться яблоневым цветом, ощутить запах цветущей вишни, улыбнуться глазастой ромашке. Этот островок -  наши сады, которые украшают землю.
Итак, внимание, сады земли Костромской, наши с вами сады (видео – ролик «Мой сад» о садах учащихся)
Вот и прикоснулись мы с вами к красоте родной земли, созданной вашими руками, руками ваших родителей, бабушек и дедушек.
 - Объясните, пожалуйста, чем привлекла вас выбранная фотография?
 - Назовите деревья, которые растут в ваших садах? Кустарники?
Внимание!  Работаем на интерактивной доске. (Интерактивное учебное пособие «Наглядная школа» Окружающий мир, 4 класс, Задание 2)
Перед вами деревья, кустарники и травянистые растения. Укажите соответствие. 
        Наши сады радуют нас и клубникой, и земляникой, и вкусной смородиной и наливными яблочками.
- Какое самое распространённое дерево растет в наших садах?
- А чем же отличаются яблоки в наших садах? 
Вам всем было дано задание, познакомиться с разными сортами яблок. Вот сейчас вы и поможете мне выбрать самое вкусное и ароматное. (Ваза с яблоками)
Молодцы! Вы знаете сорта яблок, растущих в наших садах.
 - А знаете ли вы, что растет в саду, а что не растет? Работаем на интерактивной доске. 
(Интерактивное учебное пособие «Наглядная школа» Окружающий мир, 4 класс, Задание 3)
 
Молодцы! Просматривают (видео - ролик), составленный на основе фотографий  садов учащихся и выбирают самую яркую фотографию сада и объясняют свой выбор.
Ответы детей на поставленные вопросы. 
Учащиеся в рамках интерактивной программы устанавливают соответствие. 
          
Учащиеся рассматривают яблоки, лежащие в вазе и определяют их сорт.
               
Учащиеся рассматривают, классифицируют и систематизируют фотографии по таблицам в соответствии с заданием программы.
                   
Озвучивание проблемного вопроса проекта и постановка учебной задачи             Вспомните проблемный вопрос нашего проекта. 
Обратите внимание на творческое название проекта, которое мы подбирали все вместе: 
Это и есть основная идея нашего  проекта.
Каждый из вас решал свою проектную задачу для того, чтобы мы все вместе….(учащиеся озвучивают цель проекта)  (Слайд 2)  
(Слайд 3  )
Открытие детьми нового знания  (афиширование результатов решения учащимися проектных задач) А сейчас перед вами темы наших проектных задач: 
Одна из наших проектных задач – «Кладовая солнца».
- Как вы думаете, почему сады называют кладовой солнца?
             Для того чтобы ответить на этот вопрос, познакомимся с результатом решения проектной задачи Пашковой Анастасии 
(Приложение 1)
- Почему же сад - кладовая солнца?
О том, что растет в наших садах, мы уже знаем. Посмотрите, какой богатый урожай дарят нам сады.
- А знаете ли вы, кто является помощниками человека в борьбе за урожай? 
Для того чтобы ответить на этот вопрос, выполним задание на интерактивной доске.
(Интерактивное учебное пособие «Наглядная школа» Окружающий мир, 4 класс, Задание 4)
 
 
Все вы хорошо знаете божью коровку. 
- А что интересного вы можете про нее рассказать? Давайте обратимся к электронному справочнику.  Внимание!  
(Интерактивное учебное пособие «Наглядная школа» Окружающий мир, 4 класс, Справочник)
- Какой же вывод можно сделать из этой информации?
А теперь, внимание!
- Кто из вас может назвать редкие деревья, названия которых еще сегодня не звучали? Затрудняетесь!
- А куда мы можем обратиться за помощью? 
А сейчас Власова Екатерина приглашает нас на экскурсию, на которой и познакомит всех с   энциклопедией живой природы. (Ролевая игра). А по окончании экскурсии вы ответьте на вопрос:
- Почему ботанический сад называют энциклопедией живой природы? (Приложение 2)
Спасибо за интересную экскурсию.
А теперь давайте вспомним творческое название нашего проекта: 
С необычным садом нас познакомит будущий ландшафтный дизайнер Воронина Ирина
- А кто из вас знает, кто такой ландшафтный дизайнер?
Это профессия творческая интересная, это люди создающие красоту. Итак, мы в гостях у Ирины. (Приложение 3)
А сейчас, внимание, сюрприз из садовой корзинки, от ребят, которые решали самую вкусную проектную задачу.
Мы приглашаем будущего шеф-повара Смирнову Юлю, который познакомит нас с рецептами из садовой корзинки. 
(Приложение 4)
Учащиеся озвучивают темы проектных задач:
( Слайд 4) 
Презентация «Кладовая солнца»
                     
Учащиеся знакомятся с презентацией и ищут ответ на вопрос: почему же сад - кладовая солнца?
Учащиеся устанавливают соответствие фотографии с названием животных.
        
Учащиеся внимательно слушают информацию и выбирают главное, необходимое для ответа на поставленный вопрос.
       
Ответы учащихся.
Учащиеся становятся участниками ролевой игры, во время которой узнают новое о Ботаническом саде Москвы. И ищут ответ на поставленный  вопрос.
В интернет, в книги, в энциклопедии
        
 
«Я знаю город будет, я знаю саду цвесть…»
Учащиеся оказываются в «саду», хозяйка которого знакомит их с его дизайном и тайнами.
Рассматривают необычные деревья, мысленно проходят по дорожкам сада, останавливаются около пруда и делятся впечатлениями.
      
Дети знакомятся с рецептами из садовой корзинки и выбирают один для мамы.
       
Знакомство с выставкой «Рецепты из садовой корзинки»
Самостоятельная работа  Согласитесь, что новые знания мы открыли сегодня интересно и необычно. Проверим результат нашей работы. Перед вами тест, выполните задания теста. (Приложение 5)
Проверка на интерактивной доске
(Интерактивное учебное пособие «Наглядная школа» Окружающий мир, 4 класс, Тестовое задание)
Выполнение теста
Проверка теста с помощью интерактивного учебного пособия
Рефлексия Продолжите фразу: 
«Сегодня на уроке я …»  Ответы учащихся