Изменение вод суши под влиянием хозяйственной деятельности
Тема: Изменение вод суши под влиянием хозяйственной деятельности
Цели урока: раскрыть роль воды в жизни и хозяйственной деятельности людей; познакомить с изменениями количества и качества вод суши; расширить знания об искусственных водных объектах на материках.
Средства обучения: физическая карта мира, атласы, презентация.
Основные понятия: водохранилища, каналы, орошение, осушение.
Межпредметные связи: великие цивилизации Древнего мира (история); источники загрязнения вод (природоведение)
План урока
Организационный момент. Здравствуй те, дорогие ученики!
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. (сл.1) Не так давно закончилось солнечное лето. Вы отдыхали, играли, купались, загорали. Кто-то купался в реке, кто-то в пруду или озере. А где отдыхали вы? (дети отвечают). Любите ли вы путешествовать? Мы попробуем вместе отправиться в путь по великим и крупным водным объектам.
Актуализация знаний. Но для начала мы проведем конкурс «Самый эрудированный». Условия конкурса: поднимать руку, зная правильный ответ; быть бдительным и внимательным.
1)Давай-ка слово назовём: Большой природный водоём, Что заперт прочно берегами. Ответ мы точно знаем с вами. (Озеро)
2)Я не маленький ручей, Я и шире, и длинней! А ещё я глубока, Потому что я… (Река)
3)Есть в тайге сибирской нашей Больше моря чудо-чаша. В окруженье диких скал, Это – озеро … (Байкал)
4)Покажите на карте самую длинную реку Земли (Нил), Европы (Волга), самую полноводную реку (Амазонка), реки муссонного типа (Янцзы, Хуанхэ);
5)самое глубокое озеро мира (Байкал), самое высокогорное озеро (Титикака), самое большое озеро по площади водного зеркала (Каспийское)
Ребят, а какие же вы объекты сейчас назвали? (воды суши). Можем ли мы обойтись без воды? (нет). О чем же мы будем с вами говорить на уроке? (о том как человек изменяет воды суши). (сл.2) Итак, тема урока «Изменение вод суши под влияние хозяйственной деятельности человека».
Первичное усвоение новых знаний. Вода в жизни людей в разные исторические периоды. Ребят, скажите использует ли человек воду в своей жизнедеятельности? (сл.3) Конечно, ведь без воды - нет жизни. Смотрите что про нее говорили писатели (Антуан де Сент-Экзюпери.) Вспомните из курса истории, где зародились великие цивилизации? (сл.4) (Нил, Тигр, Евфрат, Инд, Ганг, Янцзы и Хуанхэ). Именно в долинах крупных рек и в мягком субтропическом климате сложились лучшие условия для земледелия. А их разливы удобряли почву. Уже тогда создавали водоемы и резервуары для хранения воды на период засухи. А каким образом вода сейчас поступает к нам в дома? (через водопровод). Конечно, пройдя через фильтры она поступает к нам и мы смело можем ее употреблять. Можно ли пить воду прямо из реки? (нет) Почему?
Воздействие человека на воды суши.(сл.5) В настоящее время человек изменяет качество воды прямым и косвенным путем (распашка, вырубка лесов, застройка). Что же является источником загрязнения вод суши?
Настя для нас подготовила сообщение, а пока она его зачитывает вам необходимо записать все источники загрязнения вод в тетрадь.
Сообщение: Воздействие человека на водоемы можно сравнить со стихийным бедствием вселенского масштаба. Антропогенное загрязнение может быть первичным и вторичным. Первичное загрязнение связано с ухудшением качества водной среды за счет поступлений загрязняющих веществ из антропогенных источников. Вторичное загрязнение вызывается появлением избыточных концентраций продуктов жизнедеятельности и остатков водных животных. Основными источниками загрязнения водоемов являются: промышленные бытовые сточные воды; дренажные воды с орошаемых земель; сточные воды животноводческих комплексов; сток с сельскохозяйственных полей; водный транспорт.
Сейчас мы проверим сколько источников загрязнения вод было озвучено? (пять)
(сл.6) Помимо этого человек научился изменять количество воды путем перераспределения вод между бассейнами, создает каналы и водохранилища (презентация)
Первичная проверка понимания. Сейчас я предлагаю вам выполнить задание в тетрадях. Нужно заполнить таблицу, пользуясь картой атласа. На каких материках созданы каналы, какие водные объекты они соединяют? По окончанию выполнения задания, я приглашу вас к доске показать все записанные водные объекты на карте.(сл.7-10)
Материк Водные объекты Название канала
Африка Средиземное и Красное моря Суэцкий
Евразия Белое Балтийское моря Беломоро-Балтийский
Америка Тихий и Атлантический океаны Панамский
Итак, вы достаточно быстро ориентируетесь на карте. Хорошо.
Физкультминутка. Рисование носом. Посмотреть на контур материка, острова, моря. Закрыть глаза. Начертить в воздухе объект носом. Открыть глаза, сравнить с оригиналом.
Вернемся опять в лето. Вы, наверняка, помогали своим мамам или бабушкам поливать урожай. А для чего вы это делаете?
(сл.11) Сейчас в районах с большим количеством тепла и малым количеством осадков используют орошение. Орошение — подвод воды на поля, испытывающие недостаток влаги, в целях увеличения плодородия почвы. И правда. В некоторых регионах ощутимо не хватает воды.
(сл.12) Например, в Африке южнее Сахары почти 340 миллионов человек лишены доступа к питьевой воде. В поселениях, где живет полмиллиарда африканцев, нет нормальных очистных сооружений. Почти 80% заболеваний в развивающихся странах вызваны употреблением некачественной воды. Каждый день от "болезней немытых рук" умирает пять тысяч детей.
(сл.13) Изменение природы озер и болот под влиянием человека. Конечно, любое вмешательство в природу приносит свои последствия. Еще совсем недавно человек осушал болота и не думал к чему это может привести. В учебниках на странице 65 я попрошу вас найти проблему, возникающую при осушении болот (развеивание и непригодность земель, нужно соблюдать режим: во влажный сезон осушать, а в сухой – поддерживать уровень грунтовых вод). Осушение болот дает нам хорошее топливо, плодородные земли, но вместе с тем мы получаем и огромные экологические последствия. Через несколько лет после осушения, вся, присущая болоту, растительность погибает, и на месте бывшего болота образуется негодная пустошь.
Ребят, а зачем мы об этом обо всем говорим? К чему это приведет?
Будь на месте вашего любимого супер героя, что бы вы предложили для сохранения вод суши?
Многие водные объекты сейчас находятся под охраной и занесены в список природных памятников Всемирного наследия ЮНЭСКО (презентация)
Закрепление изученного материала.
Вопросы: как и где человек использует воды суши?
На каких реках человек создал большие водохранилища?
Пользу или вред она наносят природе?
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению: п.16, что такое кислотные дожди и последствия(сообщение, презентация, рисунок).
Рефлексия (подведение итогов занятия): что я узнал?
Что я не понял?(сл.14)