Урок по окружающему миру на тему Искусственное сообщество — сад и его обитатели 4 класс
Автор урока: Меркулова Татьяна Александровна - учитель начальных классов МБОУ СОШ с. Первомайская
Аннотация урока: Урок по предмету Окружающий мир в 4 классе, автор учебника Г.Г.Ивченкова УМК «Планета знаний». На уроке использовалась методика развития критического мышления посредством чтения и письма. На протяжении всего урока использовались ИКТ.
Использование на уроке дидактического материала позволяет демонстрировать фотографии, для восстановления в памяти детей изученного материала при выполнении тестов. При выполнении физкультминутки дети расслабляются под нежную мелодию. При изучении нового материала, у детей происходит актуализация имеющихся знаний, мозговой штурм; (вспоминаем и заполняем табл.№1), затем пробуждение и интерес к новой информации (когда раздали текст), далее структурирование процесса познания (когда ставим знаки). Получение новой информации; (знакомство с текстом), соотнесение старых и новых знаний;(таблица №2) В закреплении нового материала показ презентации в сопровождении с яркой музыкой происходит личностно-эмоциональная рефлексия; Дети обобщают информацию, и происходит взрыв эмоций. Все это позволяет получить за урок значительно больше информации, чем на обычном уроке, что повышает эффективность знаний. Новый материал усваивается лучше, быстрее закрепляется, повышается интерес учащихся к предмету. Дети самостоятельно добывают информацию, а это дорогого стоит.
В уроке три части: вводная (вызов), основная (осмысление содержания), заключительная (рефлексия).Структура урока:
Вызов: (10 минут)
- актуализация имеющихся знаний; (вспоминаем и заполняем, табл. №1)
- пробуждение интереса к новой информации; (когда раздали текст)
- структурирование процесса познания; (когда ставим знаки)
II. Осмысление содержания: (20 минут)
- получение новой информации; (знакомство с текстом)
- соотнесение старых и новых знаний; (чтение и заполнение табл. №2)
III. Рефлексия: (10 минут)
- обобщение полученной информации; (обсуждение табл. №2)
- личностно-эмоциональная рефлексия; (синквейн)
Синквейн1 строка- одно слово название темы;
2 строка – два имени прилагательных о теме;
3 строка – три глагола о теме;
4 строка – четыре слова, выражение своего отношения к теме;
5 строка – одно слово, синоним к теме;
План- конспект урока:
Тема: Искусственное сообщество – сад и его обитатели.
Цель: Вспомнить и изучить условия жизни в саду, познакомиться с его «жителями» узнать о роли сада в жизни человека.
Задачи:
- Развитие критического мышления посредством чтения и письма.
- Актуализация и осмысление знаний учащихся по теме сад.
Оборудование: Карточки-тесты, карточки для самостоятельного изучения, информационное сопровождение к уроку.
Ход урока:
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Тихо и правильно сели.
Урок окружающего мира.
Проверка домашнего задания.
1 слайд.
(На экране картинки поле, просмотр.)
- Внимание на экран.
- С помощью слайдов вы вспомнили тему прошлого урока.
- А теперь работаем по карточкам-тестам. В карточке 5 вопросов и 3 ответа. Нужно выбрать правильный ответ и обвести его в кружочек.
Тест: Искусственное сообщество - поле.
Зерновые культуры
а) пшеница б) тысячелистник в) кислица
2. Овощные культуры
а) медуница б) кувшинка в) капуста
3. Технические культуры
а) ячмень б) подсолнечник в) вороний глаз
4. Вредители полей
а) муравей б) божья коровка в) колорадский жук
5. Цепь питания полей
а) осина → заяц → лиса
б) комар → лягушка → цапля
в) овес → мышь → сова
- Карточки сдайте.
- Дома вы должны были составить синквейн о «жителях» поля.
- Что у вас получилось?
(Ответы детей)
Постановка темы и цели урока.
Загадка:
Отгадайте-ка ребятки,
Где цветут цветы на грядках?
Где есть яблони и груши?
И клубнику с грядки кушай.
И смородина, малина,
И ирга, и виноград.
Что же радует нас летом?
Это наш зеленый сад
2 слайд.
Тема урока: Искусственное сообщество – сад и его обитатели.
Наша задача: Вспомнить и изучить условия жизни в саду, познакомиться с его обитателями, узнать о роли сада в жизни человека.
- Поднимите руку, у кого возле дома есть сад? Хорошо!
- У вас на столах лежат карточки в виде таблицы, в левой части запишите все, что вы знаете о садах. Можно предложениями, можно тезисами.
Знаю: Дополняю:
- Я готова услышать, что же вы знаете о саде? Слушайте внимательно, старайтесь не повторяться в ответах.
3 слайд. (музыка)
Физкультминутка.
Встали, глазки закрыли, качаемся вправо-влево, положите руки соседу спереди на плечи, почувствуйте тепло, погладьте соседа по плечам, открывайте глаза, улыбнитесь друг другу и садитесь.
Продолжаем работать.
Самостоятельная работа.
- На столах у вас лежат тексты по вариантам для самостоятельного изучения. Ваша задача, внимательно прочитать и на полях проставить знаки. (Приложение 1).
4 слайд (заставка)
5 слайд.
Внимание на экран.
V – знал,
+ – новая j,
- – думал иначе,
? – требуется доказать.
Если вы сбились с мысли, перечитать стыдно? Нет! Стыдно не понять.
Анализ текста.
Работа с таблицей №2
V – знал
+ – новая j
- – думал иначе
? – требуется доказать
Что в тексте вам показалось знакомым, но вы не вписали первоначально в таблицу? Какая информация для вас оказалась новой? О чем вы думали иначе? Что на ваш взгляд нужно доказать?
Итог урока.
- А сейчас внимание на экран, мы посмотрим красоту и великолепие садов и послушаем отрывок из песни «Один раз в год сады цветут».
6 слайд – презентация «САД»
- А сейчас самая сложная работа, сочините синквейн. Можно немного посовещаться. 1 ряд – про малинку, 2 ряд – про синичку, 3ряд - про яблоньку.
Домашняя работа.
Правую часть таблицы дополните информацией, которую вы получили на уроке. Напишите мини – сочинение от имени обитателей садов.
Выставление оценок.
Приложение 1
1 вариант.
Сад – это искусственное сообщество, созданное руками человека. В садах выращивают плодовые, ягодные и цветочные культуры. Среди них есть деревья, например яблони, груши, вишни, сливы; кустарники, например смородина, крыжовник, малина; травянистые растения, например земляника, цветы. От них человек получает разнообразные плоды и ягоды.
Самая распространённая плодовая культура — яблоня. Деревья яблони в зависимости от сорта достигают высоты 4 — 10 метров. Цветёт яблоня весной бело-розовыми цветками. После цветения появляются маленькие зелёные плоды-яблоки. За лето они вырастают, становятся румяными и сочными. Плоды зимних сортов хранятся до весны. Яблоки употребляют в пищу в свежем виде, из них приготовляют соки, компоты, варенье, мармелад.
Яблоню размножают прививкой. Для этого черенок культурной яблони сращивают со стеблем дикой.
Из ягодных культур наиболее часто в садах выращивают смородину. У этого кустарника красивые тёмно-зелёные и очень душистые листья. У чёрной смородины при созревании ягоды становятся чёрными, у красной — красными, а у белой — белыми. Ягоды смородины содержат много витаминов.
Смородину размножают стеблевыми черенками. Для этого весной до распускания почек черенки сажают в почву. К осени на черенках вырастают корни. Тогда черенки выкапывают и сажают на постоянное место.
Другой распространённый ягодный кустарник — крыжовник. Стебли крыжовника покрыты шипами, поэтому они очень колючие.
Размножают крыжовник отводками. Весной ветку наклоняют и прижимают к земле. В том месте, где ветка касалась почвы, отрастают корни. Осенью ветку с корнями отрезают от куста и сажают на постоянное место.
Часто в садах выращивают малину. Стебли, на которых созрели плоды, проживут только до зимы. Но рядом с ними всегда можно увидеть молодые зелёные побеги, усеянные шипами. Они будут плодоносить в следующем году. А из почек, расположенных на корнях малины, вырастут новые побеги-отпрыски. Отпрысками малину размножают.
Садовая земляника — травянистое растение с зубчатыми листьями на длинных черешках и крупными белыми цветками, на месте которых образуются, красные душистые ягоды. Стебли земляники стелются по земле, образуя усы. На конце усов находится почка, которая может укореняться. Так размножают землянику.
2 вариант.
В саду обитает много разнообразных животных. Среди них немало насекомых. Цветущие сады посещает множество пчёл. Собирая нектар, они опыляют садовые растения. Благодаря этому повышается урожай.
Среди насекомых сада есть и такие, которые наносят ущерб культурным растениям. Так, например, цветки яблонь повреждает яблонный цветоед — небольшой буроватый жучок с красными ногами и усиками. Своим длинным хоботком самка яблонного цветоеда прокалывает бутон цветка и откладывает в него яйцо. Из яйца выходит личинка, которая выедает бутон изнутри. Цветки, повреждённые яблонным цветоедом, не дают плодов.
-2551125204361815Нередко в саду падают с веток незрелые яблоки. Если разрезать одно из таких яблок, то внутри можно увидеть розоватую гусеницу — личинку бабочки яблонной плодожорки. Она питается семенами яблони. Выползая из упавшего яблока, гусеница снова взбирается на дерево и проникает в новое яблоко.
Яблонная тля колющим хоботком высасывает соки из листьев яблони. Повреждённые листья коробятся, скручиваются и отмирают. Это вызывает задержку роста молодых побегов.
В саду обитают божьи коровки и жужелицы, которые питаются другими насекомыми и помогают сохранить урожай.
В лесополосах, парках, садах гнездится большое количество птиц. Одни живут в садах постоянно, другие прилетают в сад из ближних лесов и лугов только кормиться, третьи посещают сады только во время их весенних или осенних перелетов. В первую очередь птиц привлекает наличие кормовой базы. Птицы поедают более 50% популяции многих вредителей.
Весной в сады прилетают скворцы. У самца в это время чёрный наряд с фиолетовым и зелёным отливом. Самка пёстрая, а кончики её перышек — белые. Скворцы поедают гусениц, бабочек, жуков, а также червей и слизней.
Нередкий обитатель наших садов — горихвостка. Горихвостка ловит на лету бабочек, мух, собирает с земли личинок и куколок насекомых.
В садах кормятся и другие птицы: мухоловки, трясогузки, синицы, славки, воробьи.
За садом нужно ухаживать: вовремя пропалывать сорняки, удобрять, рыхлить и поливать почву, обрезать сухие ветки, уничтожать вредителей.
Сад, который учитывает интересы не только человека, но и живой природы, можно назвать экологическим садом.
Описание конкурсных материалов.
Автор Меркулова Татьяна Александровна - учитель начальных классов МБОУ СОШ с. Первомайская
Название Урок
Форма Информационное сопровождение урока , презентация
Учебный предмет, класс Окружающий мир, 4 класс
Название темы или раздела учебного курса Раздел : Наш край. Тема: Искусственное сообщество – сад и его обитатели.
Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал Office 2007: PowerPoint, Word; mp3 direct cut
Цели, задачи дидактического материала Выработка умения критически оценить, осмыслить и самостоятельно применить новую информацию.
Содержание дидактического материала Научность дидактического материала, его воспитывающее и развивающее значение; правильность отбора материала по объему, содержанию и трудности для учащихся; соотношение теоретического и дидактического материалов; группировка, классификация материала вокруг ключевых понятий; направленность материала на связь с жизнью.
Ресурсы дидактического материала Фото, звуковые файлы, ссылки, анимационные эффекты, печатные материалы, тест, таблица.
Используемые источники информации Литература, Интернет
Возможности использования дидактического материала: - педагогом на уроке - обучающимисяПедагогом на уроке: - при повторении домашнего задания, - физкультминутки, - при объяснении новой темы, - при закреплении новой темы Обучающимися: работа с текстом, с таблицами, тест, произвольная релаксация.