Разработка урока по окружающему миру на тему Как зимой помочь птицам? Пр. р.: изготовление кормушек. Экскурсия в парк


ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Тема урока: Как зимой помочь птицам? Пр. р.: изготовление кормушек. Экскурсия в парк.
Цель урока: 1) Познакомить с условиями жизни птиц зимой.
2) Развивать речь учащихся, умение наблюдать, делать выводы.
3) Воспитывать бережное отношение к природе, прививать любовь к птицам.
ХОД УРОКА
I Организационный момент.
А теперь проверь дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки ?ІІ. Актуализация знаний
– О чём вели разговор на прошлом уроке?
– Какие группы животных вы знаете?
– Что же необходимо животным для жизни? Вывод: Правильно. Животным для жизни необходимы пища, вода, тепло, свет, воздух. ІІІ. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока. — Сегодня мы продолжим разговор о том, как мы можем позаботиться о живых существах. Чтобы узнать, о ком отгадайте загадку.Снится ночью паукуЧудо-юдо на суку.Длинный клюв и два крыла...Прилетит — плохи дела.А кого паук боится?Угадали? Это...— Правильно, речь пойдёт о птицах. Какое сейчас время года? Каково птицам зимой? Сегодня мы будем говорить о том, как зимой помочь птицам.
IV. Изучение нового материала
— Рассмотрите рисунок кормушки на странице 74. Каких птиц вы видите? Какие из них живут у нас круглый год? (Воробьи, синицы, поползни.)Какие — прилетают на зиму? (Свиристели и снегири.)Осенью многие птицы покидают свои родные места и летят зимовать на юг. Большинство из них хорошо переносит зимнюю стужу, но зимой под снегом и льдом они не могут найти себе пищу, поэтому не холод, а голод заставляет их отправиться в дальнее путешествие.Не все птицы улетают на зиму в тёплые края. В родных местах остаются те, которые могут и зимой находить себе пропитание. Такие птицы называются зимующими.
СИНИЦЫ почти круглый год живут в лесах, парках и садах. Зимой в поисках корма они собираются в стайки и перебираются ближе к жилью человека. Когда нет насекомых, синицы едят семена деревьев и кустарников, любят хлеб и несолёное сало.
ВОРОБЬИ зимой тоже стараются держаться поближе к человеку.В сильные морозы им холодно ночевать под открытым небом, поэтомуони забиваются на ночь в щели домов, под крыши сараев.
ПОПОЛЗНЯ вы могли и не видеть, но эта птичка живёт у нас круглый год. Своё имя эта птица получила от слова «ползать». Она действительно ползает по стволам деревьев, но ползает акробатически: и вверх головой, и вниз, и поворачивается на ходу, и припрыгивает. В это время птица работает — ищет насекомых в щелях дерева.Так бегать по дереву кроме поползня никто не умеет.Зимой, когда в лесу становится голодно, поползень вместе с синицами прилетает к человеческому жилью. Есть он будет всё, что сможетнайти. А если поползень найдёт кормушку, куда люди положили семена, то он будет перетаскивать их и прятать, делать запасы.Каких ещё птиц вы видели на улице?В зимнее время вороны переселяются в ближайшие города и деревни. Здесь они кормятся остатками пищи и всякими отбросами, поэтому ворон можно увидеть на помойке или городской свалке. Ранней весной вороны снова разлетятся по лесам и рощам.На кормушке мы видим и гостей, прилетевших к нам на зиму из северных лесов. Это кочующие птицы.
СВИРИСТЕЛЬ живёт в тайге. Леса там хвойные, густые. Птенцов свиристель кормит комарами, которых в тайге видимо-невидимо! Кроме комаров свиристель питается ягодами рябины, калины, клюквы. Но с приходом зимы комары исчезают, а ягод становится всё меньше. Поэтому птицы собираются в стаи и летят южнее, туда, где ещё можно найти корм.Свиристель розовато-серого цвета, с рыжеватым хохолком на голове. Хохолок у птицы то поднимается, то опускается. Края крыльев и хвостика ярко-жёлтые. А когда она поёт, кажется, что кто-то на старинной дудочке свирели играет:— Сви-ри-сте-ли, сви-ри-сте-ли!Зимой в наших лесах появляется много снегирей. Сюда они прилетают из северных лесов. Появление снегиря всегда связано с первым снегом, отсюда и название этой птицы. Особенно заметны на снегу красногрудые самцы. Усядутся они на дерево — будто яблоки красные. Как только подтает, птицы улетают.
Какие птицы нарисованы на странице 75?На ветках какого дерева они сидят?Как вы узнали это дерево?Познакомимся с дроздами. для этого откроем атласы-определителина страницах 180—181. Прочитаем статью о дроздах.Текст читает учитель или хорошо читающий ученик.— Что вы узнали о дроздах?Это певчая птица. Живёт в лесах, садах и парках.ДРОЗДОВ существует несколько видов. Об одном мы прочитали — о певчем дрозде. Существует ещё дрозд-рябчик.Как вы думаете: за что птица получила такое название?— Своё имя эта птица получила за особую любовь к ягодам рябины. Другие дрозды тоже едят ягоды рябины, но меньше. Кроме ягод дрозды поедают огромное количество насекомых.
Физкультминутка.Потрудились – отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
— Чтобы угадать, о чём мы будем говорить дальше, отгадайте загадку.
Что за стол среди берёзПод открытым небом?Угощает он в морозПтиц зерном и хлебом.— Дальше мы будем говорить о кормушках.Для чего они нужны?Учитель читает текст «Помогите птицам» из книги А. Плешакова «Зелёные страницы»(с. 171—172).— Рассмотрите изображение кормушек на странице 74.Из чего они сделаны?Какие — менее удачно?Почему?(Если у кормушки нет крыши, то всю еду накроет снегом. Если птице не на что сесть или зацепиться лапками, есть ей будет неудобно.)Дома с родителями вы можете сами сделать кормушки для птиц.Для этого можно использовать несколько пакетов из-под молока и кефира. Сделать из них кормушки для птиц и повесить около своих домов.Мало сделать кормушку, надо ещё знать, что в неё можно положить.О каком корме вы уже услышали на уроке?Арбузные семечки можно собирать ещё осенью. Кусочки сала годятся не всем птицам. Сало любят синички. Только сало не должно быть солёным. Семена, каких растений изображены у вас в учебнике?Я специально составила меню для птичьей столовой.Что бы птицы заказали себе на обед?Подсолнечник — особенно мелкий, но не жареный, — лучший корм для снегирей, синиц, поползней и воробьев. Перед засыпкой в кормушку их лучше слегка подавить.Овёс или овсяная крупа — охотно съедят воробьи, чечётки и синицы.Конопля — универсальный корм для всех птиц. Перед засыпкой семена надо помять.Просо и пшено — любят чижи, щеглы, воробьи, свиристели, овсянки.Арбузные и дынные семечки — любят синицы, поползни и дятлы.Кедровые орешки — лакомство для поползней и дятлов.Ягоды рябины, бузины, черемухи — любят снегири и свиристели.Хлебные крошки — порадуют всех птиц.Из всего перечисленного вы можете выбрать любое «блюдо» длянаших пернатых друзей и положить его в кормушку.
А сейчас выполним задание в виде тестов коллективно.
(Выбираем правильный ответ)
V. Закрепление изученного материала.
Тест для обобщения и закрепления знаний
Вопрос 1: Почему птицы осенью улетают на юг?1.становится холодно2.земля покрывается снегом3.нет корма4.дни становятся короче
Вопрос 2: Почему снегири прилетают на кормушки к нам зимой?1.они питаются ягодами2.они любят снег3.на севере холодно4.они выводят у нас птенцов
Вопрос 3: Какие птицы ждут у кормушки кусочки сала?1.снегири2.вороны3.синицы4.воробьи
Вопрос 4: Какой корм могут найти птицы зимой в природе:1.ягоды рябины2.семена клена3.хлебные крошки4.желуди
Вопрос 5: Каких птиц называют зимующими?1.снегирей2.грачей3.свиристелей4. воробьёв
Вопрос 6: Как помочь птицам зимой?1.развести костер2.сделать кормушки3.устроить теплое жилье4.расчистить землю от снега
VІ. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.Наше исследование подошло к концу.— Вспомните, о каких птицах шла речь на уроке?Как мы можем помочь птицам пережить зиму?Какие цели мы ставили в начале урока?Какие достигли?Что понравилось на уроке?Какая работа вызвала трудность?Вместе со взрослыми после уроков сделайте и развесьте кормушки, положите в них корм. Не забывайте класть корм постоянно.
— В конце урока послушайте стихотворение, которое подведёт итог нашему разговору.Стихотворение А. Яшина «Подкормите птиц зимой!»Покормите птиц зимой!Пусть со всех концовК вам слетятся, как домой,Стайки на крыльцо.Не богаты их корма.Горсть зерна нужна,Горсть одна —И не страшна будет им зима...Приучите птиц в морозК своему окну,Чтоб без песен не пришлосьВам встречать весну.