Конспект по окружающему миру Экскурсия зимой


Тип экскурсии: сезонная, исследовательская.
Тема экскурсии: Зима.
Цель: научить получать знания о зиме в ходе непосредственных наблюдений
и исследований в природе.
Задачи: Образовательные: сформировать представления о зиме как времени года, о типичных зимних явлениях; научить проводить научные исследования в природе и правильно фиксировать результаты.
Воспитательные: — укреплять здоровье детей в процессе проведения наблюдений природы в парке, увлекать детей красотой зимней природы; воспитывать эстетическое и нравственное отношение к родной природе.
Развивающие: — развивать познавательную активность детей,
интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы; способствовать сплочению отношений между детьми.
Оборудование: лопата, снегомерная рейка (линейка), термометр, корзина, блокнот.
Ход экскурсии:
Общее введение:
М. Слово - учителя.
У.: Ребята, сегодня я приглашаю вас в гости, а к кому вы догадайтесь сами.
У леса на опушке жила зима в избушке
Она снежки солила в березовой кадушке.
Она сучила пряжу, она ткала холсты,
Ковала ледяные да над речкою мосты.
Д.: К зиме
У.: Верно, мы с вами отправимся в гости к зимушке-зиме. Но так как, у зимы есть много тайн и загадок, мы разделимся на три группы, чтобы все эти загадки разгадать. И каждая группа получит свое индивидуальное задание.
Инструкция 1.
Наблюдения за жизнью животных города зимой.
1.Наблюдения за птицами:
-примерный размер (в сравнении с эталонами – воробей, ворона, курица);
-цвет птицы;
-что ест;
-где сидит;
-чем занята;
-зарисовать следы птицы;
-зарисовать траекторию (путь, линию) полета.
2.Наблюдения за млекопитающими:
-назвать животное;
-чем занято животное;
-зарисовать следы.
Инструкция 2.
Изучение снежного покрова
1. Цвет снега.
2. Определить влажность снега (Для этого почерпните лопатой немного снега, наклоните лопату. Если снег полностью ссыпается с лопаты - он сухой; если на лопате остаются комочки снега - влажный; если с лопаты льется вода, а снег собирается комом - он сырой).
3. Определить твердость снега (Если в снег легко входит вся ладонь - он мягкий, если в снег входит только палец - он твердый, а если в снег входит только острый предмет (лопата, нож) - он жесткий).
4. Глубина снега (С помощью снегомерной рейки (линейки) определить глубину снега на разных участках парка: под деревьями, под кустарниками, на ровной поверхности; почему показатели разные?).
5. Выкопать снежный шурф (яму) до почвы, одну сторону ямы разровнять линейкой вертикально, рассмотреть слои снега.
6. Подсчитать количество слоев снега: белых, серых, черных.
7. Зарисовать слои снега в соответствии с их толщиной.
8. Описать особенности зимней погоды в соответствии со слоями снега (Чистый слой говорит о снегопаде, грязный слой говорит о ясной погоде, которая наблюдалась текущей зимой).
9. Определить температуру снега у поверхности почвы, у поверхности снежного покрова (Почему она разная, почему у поверхности почвы температура выше, какое значение имеет снег в живой природе?)
Инструкция 3.
Деревья и кустарники зимой.
1.Зарисовать силуэт дерева, кустарника (не менее 5).
2. Назвать растение.
3. Собрать плоды растений.
Силуэты растений можно не только зарисовать, но и сфотографировать. С каждого дерева или кустарника надо собрать плоды, для этого есть корзинка, в которую будет удобно складывать все, что вы соберете. Это могут быть крылатки клена, ясеня, коробочки жасмина и сирени, могут быть и соплодия – сережки березы, рябины и липы.
У.: Ребята, а теперь от каждой группы выберите человека, который будет ответственный за оборудование, выданной каждой группе. (2 группе выдается термометр, лопатка, снегомерная рейка (линейка).
3 группе выдается корзинка).
У.: А сейчас мы тихо пойдем на пришкольную территорию, где уже ждет нас тетушка зима, и понаблюдаем за природой. Возьмите с собой блокноты, чтобы фиксировать данные. Через 20 минут встречаемся в классе, и будем делиться полученными знаниями.
3.Самостоятельная работа учащихся по инструкциям:
М. Самостоятельная работа учащихся по инструкциям.
Учитель следит за дисциплиной и если нужно помогает учащимся. Ученики исследуют природу по инструкции, записывают свои наблюдения.
Беседа по итогам наблюдений:
М. Беседа.
У.: Ну вот мы снова собрались вместе, чтобы поделиться своими наблюдениями. Кто готов первыми рассказать нам о природе зимой?
Д.: На пришкольной территории нам встретились 2 дерева
и 2 кустарника.
25298401873251.Липа - дерево, которое скидывает листву на зиму.
На ветках остаются ягодки.
3460115166370Клен - дерево, которое скидывает листву на зиму.
В зимний период остаются крылатки.
1453515471805Пузыреплодник – кустарник скидывает листву на зиму. На ветках остаются плоды в виде коробочек.
23202902254254. Сирень - кустарник, который скидывает листву на зиму. Зимой на ветках остаются плоды – коробочки.
У.: Спасибо, ребята. А сейчас мы послушаем о наблюдениях за жизнью животных.
Д.: Первым, кто нам встретилась, была собака. Во время наблюдений собаки играли друг с другом.
Птиц мы наблюдали таких:
Синица: размер - с воробья; цвет - спинка черная, брюшко - зеленовато-желтое. В момент наблюдения синичка кушала зернышки. Траектория полета волнообразная угловатая.
Воробей – серо-коричневого цвета. Мы видели несколько воробьев. Они сидели на ветке дерева плотно друг к другу, вероятно грелись. Траектория полета очень похожа на синицу, но у воробья длина волны больше.
Голубь. Размер - похож на ворону, цвет серый, имеют сизую шейку. Во время наблюдений сидели около урны с мусором и клевали хлеб. Траектория полета волнообразная, плавная.
Подробно рассмотреть наши наблюдения вы можете по нашим зарисовкам:
45339075565
У.: Ну и наконец, послушаем о наблюдениях за снежным покровом.
Д.: Мы изучали снежный покров. Определили, что цвет снега серый. Он влажный, так как на лопате оставались комочки снега. В снег легко входила вся ладонь значит он мягкий. С помощью линейки мы определили глубину снега на разных участках парка: под деревьями – 50 см, под кустарниками – 50 см, на ровной поверхности – 45см. Глубина разная, потому что деревья и кустарники задерживают снег, а на ровной поверхности его выдувает ветер. Мы выкопали снежный шурф до почвы и увидели, что почва покрыта коркой льда, зелёной травы не видно. Мы подсчитали количество слоев: белых – 4, серых - 3, черных – 3. Всего 10 слоев снега. Ещё мы измерили температуру снега у поверхности почвы – 1,5° С и у поверхности снежного покрова – 7° С. Температура у поверхности почвы всегда выше, так как снег сохраняет тепло исходящее от почвы. По слоям снега мы выявили следующие особенности зимней погоды в этом году: в ноябре и начале декабря были мощные снегопады, о чем говорит белой слой снега в 25 см; в конец декабря была переменная погода; новогодний снегопад составляет 3 см белого снега; до середины января стояла ясная морозная погода; конец января был бесснежным, поэтому слой снега черный и составляет 3 см; до середины феврале наблюдались снегопады, поэтому слой белого снега составляет 7 см.

5. Подведение итогов.
Отметка и оценка деятельности школьников учителем