Конспект занятия по познавательному развитию Водное царство
муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Ольховский детский сад» Ольховского муниципального района Волгоградской области
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по познавательному развитию (экологическая)
Жизнь подводных обитателей
(для подготовительной группы)
Разработала: ст. воспитатель Гладышева Г.Ю.
МДОУ «Ольховский детский сад»
с. Ольховка 2015 г.
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по познавательному развитию (экологическая)
Тема: «Жизнь подводных обитателей».
Образовательная область: познавательное развитие.
Непосредственная образовательная деятельность: познавательно-исследовательская.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Группа: подготовительная.
Форма занятия: познавательная, художественно-эстетическая, коммуникативная, двигательная.
Форма организации занятия: групповая.
Цель: закрепить знания о водоемах и их обитателях: морей и океанов, озер и речек; развитие познавательного интереса у детей.
Задачи:
Образовательные: продолжать формировать знания об обитателях водоемов, их особенностях; умения различать обитателей водоемов, закрепить умения по использованию способов нетрадиционного рисования (ватные палочки, пальцами, полосками картона, вместо красок использовать разведенный марганец и зеленку).
Развивающие: развивать дифференцированное восприятие, умение сравнивать, выражаться точно словами; умение логически мыслить, правильно формируя выводы; развивать воображение, мышление, память, словарный запас, умение ориентироваться на листе бумаги.
Воспитывающие: воспитывать в детях любовь к изоискусству и бережному отношению к животному миру.
Словарь новых слов: батискаф, натюрморт, морская флора, чешуя, щитки, текучая, стоячая, пресная, маршрут, пристань.
Предварительная работа: чтение произведений о подводном мире; рассматривание различных иллюстраций с обитателями водоемов; виды водного транспорта; проведенная изодеятельность по технике рисования разными предметами.
Оборудование и материалы.
Демонстрационный материал – иллюстрации разных водоемов, обитателей водоемов, доска, экран, мультимедийный аппарат, ноутбук, диск с презентацией, альбомный лист голубого цвета, гуашь, кисточка и разведенные марганец и зеленка, ватные палочки, салфетки, стакан с водой, мольберт, маршрут путешествия, ведерко, 3 стакана с водой: 2 стакана с обыкновенной водой и 1 стакан с соленой водой.
Раздаточный материал – кисточки, гуашь, салфетки, разведенные марганец и зеленка, ватные палочки, полоски картона, альбомные листы голубого цвета, карточки с изображением обитателей водоемов.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
- Ребята, вы любите путешествовать? А отправиться в путешествие не простое. Отправиться туда, где нас ждут удивительные открытия в стране «водного царства». Но ведь и водоемы бывают разные (Слайд 2). Согласны? Вот маршрут, по которому мы отправимся путешествовать. Что такое маршрут? (Слайд 3). Маршрут или карта, где указано, каким путем мы должны добраться до конечного пункта. А там нас ожидает какой-то сюрприз. А вот какой мы узнаем, когда доберемся до места. Я предлагаю вам волшебство - превратиться в путешественников (Слайд 4). Тогда отправляемся. Как вы думаете, на чем можно отправиться в это путешествие? Молодцы. Вы много перечислили видов водного транспорта (Слайд 5). Какие вы уже знаете? Молодцы. Первое, что мы встречаем на своем пути – это речка (Слайд 6). На чем мы поплывем по речке? Как вы думаете, кто обитает в речке? Правильно. В речке вода течет, и называют это состояние – текучая. Какая по вкусу вода в речке? Безвкусная вода или правильно называть пресная вода. Назовите, кого вы помните из обитателей речек. Правильно. У меня на столе имеются карточки с обитателями рек. Подходите и прикрепляйте их на мольберт. Конечно здесь не все обитатели рек их намного больше. Но мы можем их увидеть на экране (Слайд 7 и мольберт). Посмотрите на картинки с обитателями животных. Они не крупные. Какая форма у рыб? Чем покрыты рыбы? Чешуя и щитки. Ну что ж нам пора отправляться дальше. Мы возьмем с собой картинку с изображением одного из обитателей речки и положим в ведерко. Куда нам пора отправляться, посмотрите по маршруту? На озеро. Вот мы оказались на озере (Слайд 8). На чем мы поплывем по озеру? Как вы думаете, какая вода по вкусу в озере? Какая форма у рыб в озере? Каких обитателей озер вы знаете? Чем речка отличается от речки? Вода стоячая. Прикрепите обитателей озер к мольберту. Их также больше, чем то, что мы прикрепили. Я предлагаю полюбоваться ими на экране (Слайд 9 и мольберт).
Мы также возьмем одного из обитателей озер в свое ведерко. И отправимся дальше. Но сначала я предлагаю вам немного отдохнуть.
Физминутка (на выбор).
Упражнение «Цапля»
Нелегко вот так стоять (Руки на поясе, одна нога согнута в колене)
Ногу на пол не спускать
И не падать, не качаться
За соседа не держаться.
(Поменять ногу и повторить с другой ногой тоже упражнение).
253365-1905
От зеленого причала оттолкнулся пароход (встать)
Он шагнул назад вперед (шаг назад)
А потом шагнул вперед (шаг вперед)
И поплыл, поплыл по речке (движения руками)
Набирая полный ход (ходьба на месте).
Ну что ж побывали мы с вами в роли цапли. Правда, тяжело цапле караулить свою добычу. Назовите следующий пункт, куда мы должны отправиться. На море. Это тоже очень богатый мир животных, которые обитают в этом водоеме (Слайд 10). На чем мы поплывем по морю? Как вы думаете, какая вода по вкусу в море? Какая форма у рыб в море? Каких обитателей моря вы знаете? Чем море отличается от речки и озера? Вода стоячая, но соленая. В море еще можно и погружаться. Аппарат, на котором можно погружаться называется – батискаф (Слайд 11). Прикрепите обитателей моря к мольберту. Их также больше, чем то, что мы прикрепили. Посмотрите на экран (Слайд 12, 13 и мольберт). Возьмем с собой тоже одного представителя моря. Я предлагаю вам еще немного отдохнуть. Поиграем в игру «Море волнуется раз…». Молодцы, интересные фигуры вы смогли придумать. Посмотрите, какой пункт, у нас следующий по маршруту? Конечная остановка. Но там нарисована книжка. А это значит, что вы должны выполнить задание. Вот у нас на столах лежат цветные листы бумаги. На них нам надо с вами нарисовать рыбок, которых вы видите на экране (Слайд 14). Разными способами, которыми вы уже умеете. И красками, не только гуашью, но и разведенными зеленкой и марганцовкой. Какими, назовите, пожалуйста. (Напомнить о правилах работы с красками и кисточками, а также и другими предметами). Приступайте к работе. Когда работы подсохнут, вы сможете их взять домой и рассказать о нашем путешествии дома. Время так быстро пролетело, что мы даже не заметили, как наше путешествие подошло к концу. Ребята, скажите, где мы с вами побывали? Что общего между водоемами, на которых мы побывали? Чем отличаются эти водоемы друг от друга? Хотите попробовать воду с речки, с озера и воду с моря? Какую воду можно пить, а какую нельзя? Почему? Что надо сделать, прежде чем пить воду с любого водоема? Форма у рыб во всех водоемах овальная, вытянутая в длину, сплющена по бокам, покрыта чешуей или щитками. Для чего? Ну что ж, давайте посмотрим в наш маршрут. Куда нам надо еще подойти? К окну и в коробке вас ждет сюрприз. (Коробочки с соком). Это вам в подарок. Вы устали и, наверное, хотите попить. Ведь путешественники берут с собой и еду, и воду. Пора возвращаться в группу и превратиться обратно в простых граждан. Надеюсь, вам понравилось путешествие. Вы вспомнили все, что мы с вами узнали раньше об обитателях водоемов и их особенностях. Как надо относиться к обитателям водоемов? Почему? Молодцы. Об этом надо рассказать и своим родным, друзьям (Слайд 12). До следующих встреч и путешествий по другим маршрутам.
Литература и источники информации:
http://yandex.ru/yandsearch?text=речка%20рисунок
http://yandex.ru/images/search?text=речка%20рисунок&uinfo=sw-1280-sh-1024-ww-1263-wh-887-pd-1-wp-5x4_1280x1024
http://yandex.ru/yandsearch?text=обитатели%20рек%20картинки%20для%20детей&clid=9582&lr=38
Типовая образовательная программа по М.А. Васильевой.