Урок литературного чтения Звуки и краски зимы. Стихотворение С.Есенина «Поёт зима – аукает…


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Луков Кордон
Александрово-Гайского района Саратовской области
Муниципальный конкурс детского творчества « Певец страны берёзового ситца »,
посвящённый Году литературы и
120-летию со дня рождения А.Есенина

Номинация « Методическая копилка »
Урок литературного чтения по теме
«Звуки и краски зимы.
Стихотворение С.Есенина
«Поёт зима – аукает…»
Выполнила учитель начальных классов
МБОУ СОШ с.Луков Кордон
Бисеналиева Карлгаш Александровна.
2015

Пояснительная записка
Главной задачей уроков чтения является эстетическое и нравственное развитие и воспитание учащихся, ознакомление учащихся с окружающим миром средствами искусства: литературы, музыки и живописи.
Интеграция уроков помогает школьникам повышать литературную грамотность, усложнять свою читательскую деятельность по анализу произведений и глубокому личностному принятию извлечённых из произведений нравственных ценностей.
Урок литературного чтения
Тема: Звуки и краски зимы.
Стихотворение С. Есенина «Поёт зима - аукает…» Класс: 2
Цель:
Приобщать учащихся к искусству, развивать художественный вкус, интерес к чтению лирических стихотворений.
Задачи:
Формировать умение анализировать лирическое стихотворение с точки зрения языковыми средствами, настроением стихотворения и самого поэта.
Закреплять умение вести диалог с автором произведения.
Формировать творческое воображение через умение представлять картины, изображаемые автором.
Формировать литературоведческие понятия: эпитет, олицетворение, метафора.
Развивать эмоциональную сферу через работу над стихотворением.
Воспитывать внимательное отношение к авторскому слову.
Технологии: ИКТ, проблемно-диалогическая
Оборудование:
Картины с изображением зимы;
Аудиозапись отрывка из альбома П.И.Чайковского «Времена года» «Февраль. Масленица»;
Репродукция картины И.И.Шишкина «На Севере диком…»;
Презентация из 11 слайдов;
Видеоклип песни «Поёт зима - аукает…»
Ход урока:
1.Эмоциональный настрой.
-Внимательно рассмотрите картины на нашей выставке и догадайтесь, о чём пойдёт речь. (На картинках- изображение зимы)
На уроке мы будем читать стихотворения. Слушать музыку, рассматривать картины русских художников. Всё это поможет воссоздать образы зимней природы.
2.Актуализация знаний
-Назовите словосочетания, которые подходят к образу зимы.
Ученики: Тёплое одеяло, снег мягкий, мохнатые ресницы, дремучий лес, сказочное сиянье, спят сугробы , белые поляны, рассказывает сказку, засыпает медленно.
- На какие литературоведческие понятия можно разделить эти словосочетания?
Ученики: Метафора, сравнение, эпитеты.
- Все эти понятия будут необходимы на уроке.
- Давайте вспомним, что такое эпитеты.
- Много эпитетов у Зимы: Зима – красавица, Зима – рукодельница, Матушка зима. Мы же на уроке рассмотрим Зиму с другой стороны.
- Какой эпитет, характеризующий зиму, пропущен в совах известных поэтов?
- Прочитайте строчки из стихотворений. Вставьте пропущенное слово.
Ученики: « ______ зимою
Околдован, лес стоит» (Ф. И. Тютчев)
«… И вот сама
Идёт _________ зима» (А. С. Пушкин)
- Можно ли сказать, что это слова близкие по значению? Как называются такие слова? - Какое общее значение они имеют?
Ученики: преображают мир
- Зима бывает разная.
Давайте подберём эпитеты, которые характеризуют зиму не с лучшей стороны.
Ученики: Зима холодная.
Зима морозная.
Зима коварная.
Зима лютая.
Зима жестокая.
Зима беспощадная.
- Зима, действительно, бывает разная. Она преображает, околдовывает мир. Это единственное время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской, но сколькими её оттенками! Можно по-разному увидеть и услышать зиму. В этом нам помогут произведения мастеров слова, музыки, кисти. Они написаны в разное время. Каждый из авторов по-своему увидел и описал зимнюю природу и тоже время в этих произведениях есть что-то общее. Мы сегодня будем находить общее, сравнивать, анализировать, рассуждать.
- Рассмотрите картины русского художника И. Шишкина, послушайте музыку Вивальди и скажите что общего в музыке и в картинах. Какие чувства у вас возникли?
- Созвучны ли клип, картины Шишкина и музыка П.И.Чайковского? В чём различие?
3.Изучение нового материала
1)-Разгадайте кроссворд .( Слайд 1)
Какие предположения ваши подтвердились?
- Встретились ли вам знакомые авторы?
- Что ждёте от чтения произведений этого автора?
2)Чтение стихотворения С. Есенина «Поёт зима, аукает».
а) Работа с текстом до чтения.
- Кто автор этого стихотворения? Читали уже его стихотворения? (Слайд 2-3)
- Как вы думаете, какие песни могут быть у зимы?
Ученики: вой и свист ветра, завывание метели, треск веток (слайды 4-6)
- Какое настроение у этих песен?
б) Работа с текстом во время чтения.
Первичное чтение (самостоятельно про себя).
- Подчеркните слова, которые вам непонятны, значение которых бы вы хотели объяснить своим одноклассникам.
в) Словарная работа. (Слайд7)
Ученики:Ставни,стозвоном,сосняк
- Какие чувства у вас возникли? Какие картины зимы представили?
г)Чтение вслух по строфам.
1-я строфа. Кого напоминает зима?
Ученики: Живое существо
2-я строфа. Какие чувства вызывают у автора воробьи?
- Он жалеет бедных воробышков, сочувствует им.
- Как вы прочитаете эти строчки?
Ученики: Чувством жалости, нежности
3-я строфа. Подберите синонимы к слову ОЗЯБЛИ.
Ученики: Замёрзли, продрогли, окоченели, застыли
- Почему автор употребил слово ОЗЯБЛИ?
Ученики: Оно звучит мягче, передаёт состояние птичек и отношение к ним автора, слово является просторечным.
- Какими вы представляете воробышков?
- Как изменилось отношение автора к метели? Почему? Как он теперь её называет? Сначала она СТЕЛИЛАСЬ ковром, а теперь?
- Как вы думаете, почему злится метель?
- О чём мечтают воробышки?
Вопросы после чтения.
- Кому автор сочувствует? Кого жалеет? Что его тревожит?
4.Физминутка
5. Исследовательская работа.( Слайд 7- заполняют устно таблицу)- по группам
- С. Есенин ни разу не употребляет слова, обозначающие цвет, но мы увидели эти цвета – белый и серый. Как это получается?
Ученики: Седые облака, метелица, вьюга, мёрзлое окно – мы видим , представляем цвета.
- В стихотворении С. Есенина мало красок, но зато много звуков.
Ученики: Поёт, аукает, баюкает, стозвон, рёв, стук, звук вихря.
- Сравним две картины, которые нарисованы в стихотворении : зима и весна.
- Какие литературоведческие понятия использует автор? (Слайд 10)
Ученики: эпитеты, олицетворения, метафоры.
ЗИМА
Холодная (стозвон сосняка, звукопись)
Сравнения (ковёр шелковый – холодный, детки сиротливые)
Выбор особых слов – имён прилагательных: тоска ГЛУБОКАЯ, СЕДЫЕ облака, БЕШЕНЫЙ рёв вьюги.
ВЕСНА
Прекрасная улыбка
Ясная красавица
6.Выразительное чтение стихотворения.
- С каким чувством будем читать?
Ученики: О вьюге-с тревогой, печально, о птичках – с нежностью, о весне – с радостью.
7.Рефлексия
-Какие образы зимы предстали перед нами в музыке П.Чайковского, на картине И.Шишкина, в стихотворении С.Есенина?
Ученики: На картине зима сказочная, загадочная. В музыке весёлая. праздничная. В стихотворении- суровая, безжалостная, морозная, лютая.
-Давайте прослушаем стихотворение «Поёт зима-аукает…» в детском музыкальном исполнении (Прослушивание видеоклипа песни «Поёт зима-аукает…»)
-Какой образ зимы вам ближе?
8.Домашнее задание.
-Какое домашнее задание вы хотели бы получить по этой теме?
-Выполните то задание, которое вам понравилось больше всего.(Слайд 11)
Список литературы
1.Журнал «Начальная школа.1 сентября.№1 2013г.
2. «Лирика природы» В.В.Заишлова. Нач.шк. №5 2011 г.
3.Интернет-ресурсы