Урок — исследование Особенности изображения природы в стихотворении С.А. Есенина ««Поет зима — аукает 
                 Урок – исследование в 5 классе
Особенности изображения природы в стихотворении  С.А. Есенина  ««Поет  зима - аукает…» 
Цели: 
образовательная:  формировать первоначальные навыки интерпретации лирического произведения,  умение находить в тексте средства художественной выразительности,  понимать  настроение, чувства поэта;
развивающая: развивать навыки исследовательской деятельности, ассоциативное мышление, речь школьников; 
воспитывающая: прививать интерес к поэтическому слову, поэзии, учить бережному отношению к природе.
Методические приёмы:  аналитическая беседа. 
Тип урока:  урок-исследование
Оборудование:  компьютер, учебники, презентация, рабочие  листы.
ХОД УРОКА
Организационный  момент. Вступление.
- Ребята, я рада  встрече с вами на этом уроке, думаю, что он станет уроком настроений, раздумий, доброты и красоты. Помогать нам в этом будут поэзия и живопись.
За окном зима. Мы поплотнее закрываем окна, чтобы стало тепло в доме. Тем самым отгораживаем себя от удивительного мира — волшебно красивого мира зимы. Наши окна затянуты инеем, но если подышать на стекло, можно что-то увидеть…  Итак, давайте распахнём окно в зиму. Пусть это окно станет символом сегодняшнего урока… Открытое окно… 
— Какие ассоциации вызывает это словосочетание? (Новый взгляд, свежий воздух…).
-Давайте сегодня  постараемся  по – новому услышать и прочитать стихотворение  о зиме.  Закройте  глаза. Какие  ассоциации вызывает  у вас  слово « зима? ( Снег, метель, иней на деревьях  и  окнах…).
Зима… Каждый из нас воспринимает её по – своему. Кто- то откровенно любуется зимой, кто- то видит в ней нечто зловещее, мрачное. А кому- то радостно и весело. Но одно несомненно: зима никого не оставляет равнодушным. Ребята, сегодняшний урок у нас необычный, потому что нас ждёт удивительная встреча с зимой, с поэтическим миром, который воссоздал для нас  поэт  С.А. Есенин.
А в конце урока постараемся создать свое произведение о зиме - синквейн.
2.Объявление темы и целей урока.
Тема нашего урока «Особенности изображения природы в стихотворении  С.А.Есенина  « Поет зима - аукает…»
- А как вы думаете, каковы цели нашего урока?
 Мы познакомимся со стихами о природе, исследуем поэтические тексты, нарисуем для себя неповторимые пейзажи и образы.
3. Вступительное слово учителя о С.А.Есенине сопровождается презентацией ( слайды 1 – 15).
(Первая часть презентации посвящена жизни, творчеству поэта).
4. Работа в парах. Тест по теме « Выразительные средства языка». Повторение теории литературы.
- Ребята, вы уже знаете, что писатели и поэты при создании своих произведений пользуются изобразительно-выразительными средствами.  Стихи  С.А. Есенина открывают нам красоту родного края, учат понимать язык природы и язык поэзии.  Но, чтобы лучше  почувствовать настроение стихотворения,  нарисовать в своём воображении чудесные пейзажи, нам необходимо  вспомнить  средства художественной выразительности.   Вы знаете, что изобразительно-выразительные средства языка – это тропы.
 - Что такое тропы?  
- Назовите известные вам тропы.  
5. Обмен  тетрадями. Проверка выполнения работы учителем.
4. Выразительное чтение  учителем  стихотворения « Поет зима - аукает…» (просмотр 2 части презентации,  слайды 16 - 28).
- Прослушайте стихотворение и постарайтесь погрузиться в атмосферу  зимнего пейзажа.
 6. Беседа. Эмоциональный настрой.
 -А теперь приступим к исследованию текста.
-Понравилось  стихотворение? 
7. Исследование текста.
- Люди пытаются изображать зимнюю природу по-разному. Художники это делают с помощью красок, а писатели и поэты - с помощью слов. 
     Сейчас мы проведём  исследовательскую работу с текстом стихотворения и выясним, какие слова помогли С.А.Есенину нарисовать великолепие зимнего леса. Вы будете  делать записи в рабочих листах. 
Первое задание  рабочего листа: определить тему стихотворения. 
Давайте назовём тему. (Ответы) Запишем в рабочий лист.
  Прочитаем первую строфу.
   - Как вы понимаете выражение «лес баюкает»? (Усыпляет).
 - Что значит «баюкает стозвоном сосняка»? (Сосны высокие, их много, верхушки задевают друг за друга, получается звон от многих сосен).
 Работа  с рабочим  листом.  Выписать  тропы  из  1 строфы.
Проверка  выполненного  задания  ( слайды  презентации  29 – 30).
Прочитаем  вторую  строфу.
Работа с  рабочим  листом.  Выписать  тропы  из  2  строфы.
     - Найдите строчки, в которых изображена метель. С чем она сравнивается? Почему? (С шелковым ковром. Ветер поднимает снег в воздух, как тонкий шёлк).- Найдите строчки, в которых говорится о воробышках. Как автор характеризует воробьёв? («Игривые, детки сиротливые»).
-Как вы понимаете слово «игривые»? (Воробьи не сидят на месте, прыгают, как будто играют).
- Почему воробышков сравнивают с «детками сиротливыми»? (Им холодно, они дрожат. Детям, у которых нет родителей, тоже не хватает тепла, только душевного).- Почему воробьи прижались именно у окна? (Они греются, потому что из дома идёт тепло, они ещё надеются, что человек их накормит, ведь сытому не так холодно).
Проверка  выполненного  задания  ( слайд  презентации  31).
8. Применение  здоровьесбережения.  Физкультминутка.
-А сейчас представьте себя воробышками. Вьюга метет.  Встаньте.
-Как вы себя чувствуете в такую вьюгу? Покажите, как вы замёрзли. Что нужно сделать, чтобы согреться? (Попрыгать, полетать).
 Прыжки на месте, руки на поясе, повороты туловища , взмахи руками, как крыльями.
   -Ну что, воробышки,  согрелись? А теперь садимся на места и работаем.
  9.Работа  над  исследованием  текста.
Прочитаем  третью  строфу
   - Работа с  рабочим  листом.  Выписать  тропы  из  3  строфы. 
- Как автор называет воробышков? (Пташки малые).
- Как  понимаете слово «пташки»? (Маленькие птички).
- Как вы понимаете слово «озябли»? (Замёрзли)
- Как греются птички? (Жмутся друг к другу  поплотней).
- Почему воробышки замёрзли? (На улице мороз и ветер, они голодные, усталые).
- Какое чувство вызывают у поэта воробышки? ( Чувства грусти, жалости).
-Почему Сергей Есенин использовал в стихотворении такие  слова, как  воробышки, детки, пташки, а не назвал воробышков просто воробьями, детьми, птицами? (В словах чувствуется отношение автора к воробьям, видна его любовь, жалость к этим птицам)
- Найдите строчки, в которых  описана вьюга. С кем сравнивает автор вьюгу? (Со злым человеком)
    Проверка  выполненного  задания  ( слайд  презентации  32).
   Прочитаем  четвертую  строфу
   Работа с  рабочим  листом.  Выписать  тропы  из  4  строфы. 
   - Почему «пташки дремлют у мёрзлого окна»? (От окна идёт тепло)
  - Что им снится? (Им снится весна)
- Какой снится воробышкам в студёную зимнюю пору весна? («Прекрасная, в улыбках солнца ясная красавица весна»)
- Как вы понимаете эти строки? (Весной ярко светит солнце)
- Почему воробышкам снится весна? ( Зимой им холодно, а весной - тепло)
  Проверка  выполненного  задания  ( слайд  презентации  33).
  Продолжаем  работу  над  исследованием  текста.
-  Прочитайте  определение  ассонанса и  аллитерации  в  Памятке.  Найдите  эти  выразительные  средства  в  стихотворении  и  запишите  в  рабочий лист.  Какую  роль они  играют?
Проверка  выполненного  задания  (Ассонанс – аукает, баюкает, кругом, плывут, глубокою, в страну далекую, звук [ у]  передает шум и рев бури. Аллитерация – шелковым,  бешеным,  свешенным, повтор звука  [ ш] передает свист  ветра, шуршание  метели).
Вывод  по стихотворению.
-  Какие  чувства  вызывает  у вас  стихотворение?  (запишите  ответ  в рабочий  лист).
- Какой изображена  природа  в  стихотворении  Есенина?
10. Вывод  по  творчеству  С.А. Есенина.  ( слайд  34).
-  Стихи  С.А. Есенина  превращаются в звуки, в цвет, в запахи. Они широко открывают двери в мир природы, охватывают прекрасные мгновения.  Поэт словно хотел сказать  нам: «Смотри, как много в природе прекрасного, как
великолепен каждый миг жизни. Не проходи равнодушно мимо этой красоты, остановись, порадуйся».
11. Работа  над  синквейном.
-  А теперь постараемся создать свое произведение о зиме - синквейн.
-  Вспомним,  что  такое  синквейн, правила  написания  синквейна (  памятки  выданы  учащимся).
12.Чтение  учащимися  написанного  им  синквейна.
13. Рефлексия.
Ребята,  вы  получили  разноцветные  кружки.  Подумайте  и выберите тот кружок,  который  соответствует вашему настроению и прикрепите его на доске ( слайд  35).
14. Итог  урока. Выставление  оценок.  
15. Домашнее  задание.
 Выучить стихотворение  С.А.Есенина  « Поет  зима - аукает…»  ( слайд 36)