Серия наблюдений за объектами природы для воспитателей Осенние изменения в природе
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Нижегородский институт развития образования»
(ГБОУ ДПО НИРО)
Кафедра теории и методики дошкольного образования
«Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО»
Разработка серии наблюдений за объектами живой и неживой природы в старшей группе.
Тема «Осенние изменения в природе».
Выполнила: Тихова Анна Игоревна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ детский сад «Тополёк»
Район: Борский
2015 г.
Вид проекта: познавательный.
Цель проекта: учить детей замечать изменения в природе и любоваться ими. Продолжать учить детей наблюдать за осенними явлениями в живой и в неживой природе.
Форма работы: наблюдение.
Участники проекта: дети старшей группы.
Срок: в течение месяца (сентябрь).
Реализация проекта:
1. Целевая экскурсия. Тема «Встреча с осенью» (экскурсия в парк)
Задачи: Учить детей замечать изменения в природе и любоваться ими. Продолжать учить детей наблюдать за явлениями неживой природы: солнце греет уже не так сильно, как летом, небо еще голубое, яркое, но уже все чаще и чаще появляются облака. Познакомить с новым деревом – липой, отметить ее характерные особенности (строение ствола, расположение веток, форму листьев; липа – медоносное дерево), систематизировать знания детей о деревьях. Продолжать формировать знания детей о парке как искусственно созданном сообществе растений, месте отдыха взрослых и детей (почему необходимо знать и выполнять правила поведения в парке). Полюбоваться красотой парка в осеннем наряде: на деревьях и кустарниках листья сменили свою окраску (они стали яркими, разноцветными и только на сирени остались зеленые листья).
2. Наблюдение «Что цветет на нашем участке в начале сентября?»
Цель: Учить детей находить и правильно называть цветущие растения на участке.
Вопросы и описание: Что цветет на нашем участке? Какие цветы мы с вами посадили весной? Для чего мы посадили на участке цветы? Какие цветы вам больше нравятся? Почему?
Осмотр участка, нахождение цветущих растений, определение их названий. Отмечается, как красив участок с цветущими растениями. Дети любуются цветами, называют, что красиво в каждом растении.
Художественное слово:
«Цветы»
Колокольчик и левкой,
Георгин, шар золотой,
Василек, ромашка, астры,
Ландыш с запахом прекрасным,
Мак, тюльпан, табак душистый,
Одуванчик золотистый,
Роза, мальва и ирис.
Незабудка и нарцисс,
Хорошо запомни ты,
Как называются цветы.
Труд в природе: Сбор ранних семян в цветнике.
3.Наблюдение за насекомыми осенью.
Цель: Систематизация представлений о поведении насекомых осенью.
Вопросы: Куда исчезли кузнечики, которые стрекотали в траве? Почему не видно божьих коровок? Где все жуки и бабочки? (Они спрятались). От кого или чего они спрятались? (Им стало холодно). Куда они спрятались? (В трещины стволов деревьев, в щели домов). Что они там делают? (Они засыпают).
Опыт: Найти места, где спрятались насекомые, чтобы не погибнуть в течение долгой холодной зимы (Под корой деревьев, в опавших листьях). Собрать сухие листья с земли и просеять. Вывод: В листьях много разных живых существ. Рассмотреть их.
Труд в природе: Уборка участка от листьев.
4. Наблюдение. Осмотр участка детского сада
(игра «Разведчики»)
Цель: Обратить внимание детей на изменения, которые произошли в природе с известными им цветами, деревьями, кустарниками.
Вопросы: Много ли на участке зелени? Цветов? Найдите. Является ли участок для кого-нибудь домом? Для кого? Что есть в этом доме для живых обитателей участка? (Участок – дом для многих растений и они растут, хорошо себя чувствуют, потому что для их жизни есть все: питательная почва, много влаги, солнечного света и тепла.) И для детей приятно и полезно для здоровья гулять на чистом красивом участке. Поэтому об участке надо заботиться. Теперь поищем и посмотрим, сколько насекомых у нас на участке? Сколько их было летом? Как они ведут себя сейчас (осенью)? Сравнение с летом.
Художественное слово:
«Осень – Художница».
Повязала Осень пестрый фартук
И ведерки с красками взяла.
Ранним утром, проходя по парку,
Листья позолотой обвела.
Труд в природе: Заготовка и сушка листьев растений для гербария.
5. Наблюдение за отлетом насекомоядных птиц
Цель: Обратить внимание, что птиц стало меньше. Установить причину.
Вопросы и описание: Есть ли сейчас мухи, комары, бабочки? Где они? Ими кто-нибудь питается? (Птицы) Чем эти птицы питаются сейчас? (Этим птицам сейчас питаться нечем). Как им быть без пищи? Что же они делают? (Они собираются к отлету в теплые края) Как они ведут себя? Как вы это замечаете? (Собираясь в большие стаи, они то - стремительно носятся в воздухе, упражняясь перед полетом, то садятся на провода и щебечут, кА бы разговаривая друг с другом о дальней дороге) Через несколько дней мы их увидим? (Через несколько дней мы их уже не увидим, они улетят).
Художественное слово:
- Птичка, нам жаль твоих песенок звонких!
Не улетай от нас прочь, подожди.
- Милые крошки! Из вашей сторонки
Гонят меня холода и дожди.
Вон на деревьях, на крыше беседки
Сколько меня поджидает подруг!
Завтра вы спать еще будете, детки,
А уж мы все понесемся на юг.
Нет там ни стужи теперь, ни дождей,
Ветер листы не срывает с ветвей,
Солнышко в тучи не прячется там
Труд в природе: Заготовка листьев и семян растений для кормления птиц.
6. Наблюдение за листопадом.
Цель: Показать детям, что природа прекрасна во все времена года.
Вопросы: Разноцветный парк,
Разноцветный сад.
Листопад начался!
Начался листопад!
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат!
О каком природном явлении говорится в стихотворении? Что означает слово «листопад»? Почему осенью листья опадают? (Осенью листьям недостаточно солнечного света и тепла). Как деревья готовятся к зимним холодам? (Сбрасывая листву) Одинаков ли цвет листьев у разных пород деревьев? (Расцветка листьев у разных деревьев неодинакова) Нравятся ли вам цветные листочки? Нравится ли вам их собирать? Почему?
Художественное слово:
Загадки:
Летом вырастают, а осенью опадают.
(Листья)
Падают с ветки золотые монетки.
(Листья осенью)
Труд в природе: Заготовка и сушка листьев для аппликаций.
7.Наблюдение за растительностью участка, за ее сезонным состоянием.
Цель: Подвести к сравнению, поиску сходства и различия явлений в природе и сезонных изменений.
Вопросы и описание: Рассматривают одно из деревьев. Как называется дерево? Какого цвета у него листья? Каких листьев больше – желтых или зеленых? Где расположены желтые листья и где зеленые? Есть ли под деревом опавшие листья и какого они цвета? Где листьев больше – на дереве или под ним? Красиво ли выглядит дерево с разноцветными листьями?
Затем обсуждаются другие деревья и кустарники участка и отыскиваются признаки осени. Полюбуйтесь деревьями и скажите, кому какое нравится и почему? Что вы заметили прекрасного?
Художественное слово: «Как обидно»
Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, желтый, золотой –
Как хорош ты, лист цветной!
А ветер щеки толстые надул, надул, надул.
И на деревья пестрые подул, подул, подул!
Красный, желтый, золотой
Облетел весь лист цветной!
Как обидно, как обидно:
Листьев нет – Лишь ветки видно.
Труд в природе: Обрезка кустарников
8.Наблюдение за берёзой.
Цель: Обратить внимание детей на сезонные изменения, которые произошли с березой с момента предыдущего наблюдения.
Вопросы: Как выглядит береза в сентябре – в начале осени? Какая наша береза? Какой у нее ствол? (Березонька очень красивая, мелкие кудрявые листья, белый ствол, она стройная). Какого цвета листья? Каких листьев больше, зеленых или желтых? Есть ли листья под деревом, на земле? Какого они цвета? Где листьев больше: на дереве или под ним?
Художественное слово:
Осень. По утрам морозы.
В рощах желтый листопад.
Листья около березы
Золотым ковром лежат.
В лужах лед прозрачно-синий.
На листочках белый иней.
Труд в природе: Перекопка земли вокруг кустарников.
9. Наблюдение. Труд дворника.
Цель: Познакомить детей с трудовыми действиями дворника осенью.
Вопросы и описание: Кто подметает наш участок? Для чего он это делает? Что он убирает? Много ли опавшей листвы? Почему мало? (начало осени) Сколько ее будет через неделю или две? Куда он вывозит листву? Листву можно назвать мусором? Можно ее сжигать? Почему?
Художественное слово:
Загадка:
Зубы имеют,
А зубной боли не знают?
(Грабли)
Труд в природе: Помощь дворнику (садовнику) – рыхление и перекопка земли у плодовых деревьев.
10. Наблюдение. Первые заморозки.
Цель: Развивать умение устанавливать зависимость появления заморозков и понижением температуры.
Вопросы и описание: Вы знаете, что такое заморозки? Отчего это бывает? (От понижения температуры) Что появляется во время заморозков? (Изморозь) Что это такое? Как вы объясните? (Это появление ледяных корок на деревьях, земле, и на всех предметах) Какая она – изморозь? (Иногда игольчатая) С чем можно сравнивать изморозь? (С инеем) Посмотрите на термометр, где находится столбик: выше или ниже нуля? Значит, какая сегодня температура?
Опыт: Первые заморозки.
Цель: Показать зависимость состояния воды от температуры воздуха.
Содержание: В две банки налить одинаковое количество воды. Одна банка в холодный день выносится на улицу, другая – остается в группе. Вместе с детьми измерить температуру воздуха на улице, в группе. Определить причину замерзания воды.
Труд в природе: Посадка чеснока под зиму.
Обобщение результатов наблюдений по проекту:
- организация игр, чтение стихов об осени;
- обогащение представлений детей о живой природе и неживой природе, за осенними изменениями ;
-формирование бережного отношения к природе;
- повышение уровня коммуникативного общения.
15