Конспект урока по теме Анна Ахматова. Реквием

Рогова Рамзия Закиевна, преподаватель русского языка и литературы высшей квалификационной категории ГАПОУ «Нижнекамский педагогический
колледж» Республики Татарстан
Данный урок разработан с использованием методов и приемов дидактической системы Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека, основанной на концептуальных положениях личностно-развивающей технологии. Форма организации урока позволяет реализовать основное концептуальное положение системы – обращение к личности ученика, к его потенциальным внутренним возможностям и жизненным силам, к его самовоспитанию, то есть обеспечения средствами художественного произведения свободного творческого саморазвития личности. Реализация основного положения обеспечивается через сочетание индивидуальных и групповых форм работы, свободный выбор заданий в микрогруппах, свободное высказывание мнений, в ходе которого нет правильных (неправильных) ответов, а есть разные позиции, взгляды, точки зрения.
Технология: дидактическая система Е.Н. Ильина
Дисциплина: литература
Тема программы: Литература XX века. Творчество А. Ахматовой
Тема урока: Поэма А. Ахматовой «Реквием» как художественное воплощение трагедии народа.

Цели 1. Через содержание учебного процесса способствовать развитию интеллектуальной и эмоционально-чувственной сфер личности учащихся, самостоятельности и креативности мышления.
2. Определить этико-философскую проблематику поэмы «Реквием», выявить и интерпретировать важнейшие мотивы и образы поэмы, определить роль художественных средств языка в раскрытии содержания поэмы.
3. В процессе анализа художественного произведения содействовать воспитанию гражданственности, патриотизма, нравственных качеств характера: милосердия, эмпатии, толерантности.
Методическая цель: использование дидактических методов и приемов личностно-ориентированной технологии на уроке литературы.

Вид занятия: урок

Тип урока: совершенствование и углубление знаний, умений и навыков.
Методы и приемы: языковой анализ и синтез, частично-поисковый, микропреподавание, создание креативного поля, создание ситуации творческого поиска, коммуникативные, проблемно-поисковый.
Наглядность и оборудование:
- эпиграф
- портрет А. Ахматовой
- терминологический словарь по теме
- текст поэмы
- иллюстрации учащихся к тексту
- раздаточный материал для студентов: листы с заданиями,
оценочные листы
- толковый словарь С.И. Ожегова
- аудиозапись симфонии Моцарта «Реквием»
Внутрипредметные связи: основы теории литературы, роды и жанры художественной литературы, единство формы и содержания художественного произведения; специфика устной и письменной речи, использование в речи изобразительно-выразительных средств.
Межпредметные связи: история «Сталинизм. Установление тоталитарного режима», философия «Формирование мировоззрения», музыка «Классическая музыка. Моцарт «Реквием».

Задания для подготовки к уроку:
- объединиться в микрогруппы по заданиям, предполагающим участие каждого студента;
- распределить задания внутри группы с учетом способностей, возможностей и индивидуального выбора студентов:
- повторить теорию литературы: тропы, фигуры; знать определения;
- выбрать по справочнику терминологический словарь изобразительно-выразительных средств языка;
- проработать исторический материал, характеризующий период сталинских репрессий;
- выучить наизусть отдельные фрагменты поэмы (главы «Вступление», «К смерти», «Распятие»);
- проиллюстрировать главы «Вступление» и «Эпилог».

Эскиз оформления доски

поэма А. Ахматовой «Реквием» как художественное воплощение трагедии народа.

Портрет А. Ахматовой «Женщина с голубыми губами.
спросила:
- А это вы можете описать?
И я сказала:
- Могу.
(из предисловия к поэме)
Терминологический словарь
анафора
эпифора
антитеза
гипербола
гротеск
метафора
метонимия
олицетворение
оксюморон
реминисценция
сравнение
эпитет





Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1. Организация начала урока
Поэма «Реквием» является исполнением гражданской и поэтической миссии Анны Ахматовой - стать голосом трагической эпохи в истории страны


II. Постановка целей и задач урока. 1.Формулирование общей дидактической цели урока под руководством учителя.
Прочитайте тему урока. Попробуйте сформули-ровать, исходя из темы, основную цель урока.

Формулирование цели: осознать, в чем заключалась трагедия народа в годы сталинских репрессий, определить, какими художественными средствами она в поэме выражена.

2. Мотивация деятельности учащихся.

А для чего это нам нужно? Этот период истории уже в прошлом, и мы надеемся, что он не повторится.
Осмысление, ответ:
историю своей страны нужно знать, чтобы извлекать из нее уроки. Человек всегда, в любые времена, стоит перед нравственным выбором, поэтому он должен вырабатывать собственную гражданскую и нравствен-ную позицию.

III. Актуализация знаний, умений, навыков.
1.Словарная работа.

Индивидуальный поиск: с помощью толкового словаря объяснить значение слова реквием.

Работа со словарем С.И. Ожегова:
Реквием переводится как «заупокойная месса», католическое богослужение по умершему. Одновременно это обозначение траурного музыкального произведения.

2. Анализ названия поэмы.

Насколько оправдано название поэмы?
Анализ названия поэмы:
Поэма посвящается жертвам сталинских репрессий, в ней оплакивается участь безвинно замученных людей, она звучит как память о невинно убиенных.

3.Слушание «Реквиема» Моцарта.
Сравнение с поэмой.
Что объединяет эти два произведения искусства?
Сравнение, обобщение.
Классический реквием основан на многоголосии, полифонизме.
Эти же явления мы слышим и в поэме Ахматовой, многие части которой построены как народные плачи, причитания, заклинания, молитвы.

4. Введение учащих-ся в структуру учебного материала через деталь.
«Это было, когда улыбался. Только мертвый, спокойствию рад...» - пишет Ахматова в поэме. Что же было за время? Какое средство использовано для создания данной художественной детали.

Обращение к жизненному опыту учащихся.
Выделение художественной детали.
Определение художественного средства.

5. Микропре-подавание: история создания, своеобразие жанра и композиции поэмы.


Микропреподавание: Сообщение об отдельных фактах истории и биографии поэтессы, (массовые репрессии в стране, установление тоталитарного режима, неоднократные аресты и ссылки сына и мужа.), об истории создания и композиции поэмы.

6. Воспоминания современников.

Зачитывание выдержки из воспоминаний А. Ахматовой, записанных Л.К. Чуковской: «Того, что пережили мы, да, да, мы все, потому что застенок грозил каждому! - не запечатлела ни одна литература. Шекспировские драмы... мелочь, детские игры по сравнению с жизнью каждого из нас. О том, что пережили казненные или лагерники, я говорить не смею. Это не называемо словом... Немые разлуки, немые черные кровавые вести в каждой семье...»
Осмысление.

IV. Совершенство-вание знаний, умений и навыков.
Итак, давайте, разберемся, каким образом средствами художественного произве-дения передана трагедия страны, которую поэтесса разделила вместе со своим народом.
Организация умственного поиска.
Осознание учебной задачи.

1.Учебный инструк-таж. Постановка учебной задачи для каждой микро-группы. Определение алгоритма выпол-нения заданий.
Работа подчинена выявлению и интерпре-тации важнейших образов и мотивов поэмы. Задания представляют собой алгоритм пошаговых действий, направленных на выполнение учебной задачи в микрогруппах.
Осознание последовател-ности алгоритма деятель-ности:


1.Образ Ленинграда.
























- Прочитайте главу «Вступление» (индивидуально - наизусть).
- Проследите, какие художественные детали создают приметы времени?
- Какие изобразительно-выразительные средства языка передают страшную атмосферу периода «ежовщины»?
- Какая метафора неожиданна, необычна? Как показано с помощью нее переосмысление традиционной образности?
- Нарисуйте иллюстрацию к этой главе. Прокомментируйте её.


Сформулируйте вывод для записи в тетрадях.


Индивидуальное чтение наизусть главы «Вступление».

Работа с текстом.
Выделение художественных деталей.
Организация умственного поиска. Нахождение изобразительно-выразитель-ных средств.
Выделение метафоры.
Приемы размышления вслух.


Комментирование иллюстраций.




Формулирование и запись вывода.
...Образ Ленинграда помогает представить страшную атмосферу периода «ежовщины», захватившую всю страну. Литота «и ненужным привеском болтался возле тюрем своих Ленинград», метонимия, «безвинная корчилась Русь», оксюморон «улыбался только мертвый, спокойствию рад» передают уничтожение былого величия города, превращение страны в одну большую тюрьму. Метафора «звезды смерти» предвещает беду, смертельную опасность.

2.Образ звезды в поэме.


























Неожиданно появившийся в главе «Вступление» образ звезды является сквозным в поэме.
Проследите, где еще, в каких частях поэмы вы встречаете образ звезды;
Прочитайте V часть, (наизусть индивидуально)
Обратите внимание на ритмико-интонационную организацию, стилевые особенности этой части;
Какой художественный прием использован в выражении «ты сын и ужас мой»? Какую мысль подтверждает этот прием?
Какие слова передают крушение традиционной иерархии жизненных ценностей?



Сформулируйте вывод. Запишите в тетрадях.






Работа с текстом.
Организация умственного поиска.
Чтение наизусть пятой части.
Определение стилевых особенностей части.
Приемы размышления вслух.


Выделение художественного приема, осмысление, рассуждение.

Выделение ключевых слов






Формулирование и запись вывода.
Образ звезды впервые упоминается во «Вступлении», потом появляется в V части и, наконец, в главе «К смерти». По-разному варьируясь, является олицетворением небесного знамения, неотвратимой беды, смерти. V часть написана в форме плача, заклинания. Для лирической героини самое дорогое на свете сын превратилось в ощущение ужаса, предчувствия катастрофы. Героиня не понимает «теперь, где зверь, где человек», что передает крушение традиционной иерархии жизненных ценностей.

3. Женские образы в поэме.





























Лирическая героиня в поэме тесно связана с народом.
Найдите в поэме реминисценции. Для чего они используются, что подчеркивают?
Составьте галерею женских образов в поэме.
Прочитайте главу «Распятие» (индивидуально- наизусть).
Какие слова передают недосягаемую высоту и невыразимость страданий богородицы?
Почему страдания Магдалины являются «пройденными этапами» пути лирической героини?
Можно ли назвать эту главу идейным и композиционным центром поэмы?

Сформулируйте вывод. Запишите.



Работа с текстом. Работа над понятием «реминисценция».
Организация умственного поиска.
Построение галереи женских образов.
Чтение наизусть главы «Распятие».

Приемы размышления вслух.
Проведение параллели.


Выделение главного, существенного.


Осмысление, анализ, умение проиллюстрировать главную мысль.

Включение в формулирование проблемы.

Формулирование и запись вывода.
Реминисценции помогают провести историческую параллель: современницы Ахматовой жены декабристов стрелецкие жены; услышать крики и стоны из глубины веков и ощутить вечность страданий женщины. Эту своеобразную галерею женских образов дополняет образ Магдалины, но ее страдания для лирической героини - уже пройденный этап. В молчании богородицы мы видим недосягаемую высоту и невыразимость страданий матери. Поэтому эту главу можно рассматривать как идейный и композиционный центр поэмы. Арест сына воспринимается героиней не только как личная трагедия, но и как воплощение мировой катастрофы, подобной распятию Христа.

4. Мотив памяти























Прочитайте «Эпилог».
- Найдите строки, в которых звучит мотив поминальной молитвы. Кого не может забыть лирическая героиня?
- Какие строки говорят об осознании лирической героиней своего единства с народом?
Обратите внимание на ритмико-интонационную организацию «Эпилога». - Определите стихотво-рный размер, способы рифмовок, виды рифм. Что они подчеркивают?
- Как трактуется традиционная в русской поэзии тема памятника? Где хочет видеть Ахматова памятник себе и почему?

Работа с текстом.


Выделение существенного, главного из текста.
Организация умственного поиска.


Анализ ритмико-интонационной организации.


Формирование практических умений.


Проведение параллели.
Сравнение, обобщение.


Сформулируйте вывод. Запишите
Формулирование и запись вывода.
Мотив заступничества, единства с народом пронизывает эпилог поэмы. Стихи звучат как удары колокола. Идут твердые, как железо, двустишия с мужскими рифмами, которые свидетельствуют о стойкости и мужестве женщины-поэта. Поэтому она достойна памятника, но этот памятник должен стоять у стен тюрьмы как монумент всем женам, всем жертвам произвола, самому Мужеству.

V. Подведение
итогов.
Прочитайте эпиграф.




В чем и как обрела силу лирическая героиня, перенесшая невыносимые муки материнского страдания?
Обращение к эпиграфу.
Женщина с голубыми губами... спросила:
- А это вы можете описать?
И я сказала: - Могу
Обобщение, умение соединять части рассуждения. Запись в тетрадях. Лирическая героиня осознает свое высокое предназначение - воспеть страдания народа, воздвигнуть ему «литературный памятник». Впервые в русской литературе колокольным поминальным звоном зазвучал «Реквием» как память о невинно убиенных. Поэтесса вместе с народом взошла на крест и утверждает, что забыть о страданиях своего народа - предательство его, окаянство и кощунство.

VI. Взаимооценивание

Обсуждение и оценивание участия членов микрогруппы в совместной деятельности.
Выставление отметок в оценочные листы.

VII. Домашнее задание

Написать сочинение по поэме Ахматовой «Реквием» (или подготовиться к тестовому опросу).




Тестовый контроль
по поэме А.Ахматовой «Реквием».

1. Поэма «Реквием» создавалась в следующие годы:
а) 19351940
6) 19401957
в) 19571961

2. Поэма окончательно скомпонована в единое произведение:
а) в 1957 году
б) в l962 году
в) в 1964 году

3. В выражении «И ненужным привеском болтался возле тюрем
своих Ленинград» использована:
а) гипербола
б) метафора
в) литота

4. Сочетание противоположных по значению слов называется
а) антитезой
б) оксюмороном
в) литотой

5. Строфа «Уводили тебя на рассвете» построена как
а) народный плач
б) заклинание
в) молитва

6. Идейно-композиционньм центром поэмы является глава
а) «Приговор»
б) «К смерти»
в) «Распятие»

7. Ахматова видит свою поэтическую миссию в том, чтобы
а) стать голосом «стомиллионного народа»
б) молча переносить страдания вместе с народом
в) выпросить у палачей помилования, пощады

8. Строки «И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мной» написаны
а) хореем
б) ямбом
в) дактилем


9. «Женщина с голубыми губами» появляется перед нами в главе
(части)
а) «К смерти»
б) «Уже безумие крылом...»
в) «Вместо предисловия»

1О. В выражении «Перед этим горем гнутся горы» использован
художественный прием:
а) гипербола
б) метафора
в) гротеск

11. Образ звезды в поэме олицетворяет:
а) загадочность космического пространства
б) знак беды, смертельной опасности
в) надежду на спасение

12. Памятник Ахматовой должен стоять, по мнению поэтессы,
а) «В царском саду у заветного пня»
б) «Около моря, где я родилась»
в) «Здесь, где стояла я триста часов»

1З. Реминисценция это
а) отзвук иного произведения в поэзии, музыке
б) намек на отдаленные исторические события
в) воспоминание о прошедших временах

14. Эпиграфом к поэме являются строки из стихотворения
а) «Мне голос был...»
б) «Все расхищено, предано, продано»
в) «Так не зря мы вместе бедовали»

Ключи к тестовым заданиям:
l. a 5.а 9.в 13.а
2.6 6.в 10.а 14.в
З.в 7.а 11.6
4.6 8.6 12.в


Примерные темы сочинений по поэме
А.Ахматовой «Реквием»


1. Этико-философская проблематика поэмы.
2. Средства художественной выразительности в поэме.
3. Композиция и жанровое своеобразие поэмы.
4. Образ Ленинграда в поэме.
5. Сквозной образ звезды в поэме.
6. Женские образы в поэме.
7. Высокое предназначение женщины в поэме.
8. Образ лирический героини в поэме.
9. Тема исторической памяти в поэме.
10. Традиции «литературных памятников» в поэме.



15