Урок литературного чтения Ф.И. Тютчев Зима недаром злится


Сегодня мы с вами отправимся в мир поэзии. А что же такое поэзия?
- Поэзия, ребята, это не только стихи. Поэзия – это красота.
Даже в Толковом словаре Ожегова даётся три значения слова. 1. Словесное, художественное творчество, преимущественно стихотворное. 2. Это стихи, произведения, написанные стихами. 3. Это изящество и красота чего-либо.
А как называются писатели, которые пишут стихотворения? (поэты)
- Подумайте, а для чего нам нужны стихотворения?
- А как нужно читать стихотворения? (вдумчиво)
А вот чему будет посвящена поэзия, вы должны догадаться сами.
У каждой группы на столе лежат конверты с загадками. Сейчас вам необходимо прочитать их и отгадать.
Пробивался сквозь снежок,Удивительный росток.Самый первый, самый нежный,Самый бархатный цветок! ( Подснежник )
Ручейки бегут быстрее, Светит солнышко теплее.Воробей погоде рад— Заглянул к нам месяц…( Март )
Новоселье у скворцаОн ликует без конца.Чтоб у нас жил пересмешник,Смастерили мы… ( Скворечник )
- Что объединяет все эти отгадки? (весна)
- Чему будут посвящены стихотворения в нашей теме? (весне)
III. Введение в тему
- Назовите весенние месяцы?
- Вспомните признаки весны?
- Очень многие художники, поэты и композиторы посвящали свои произведения весне.
- Как вы думаете, почему?
- Весна – это самое радостное время года, время пробуждения и обновления природы.
Я предлагаю вам сейчас послушать произведение замечательного русского композитора П.И. Чайковского «Времена года. Март. Апрель». И одновременно познакомиться с картинами весны, написанными русскими художниками.
- Какое настроение создало увиденное и услышанное вами? (дети делятся впечатлениями).
Вернёмся к поэзии. Как я уже говорила вам, многие поэты воспевали весну в своих произведениях.
Среди них – известный русский поэт.

Ф.И. Тютчев, со стихотворением которого мы и познакомимся сегодня.
Ребята, а как мы будем работать над стихотворением? (составляем алгоритм работы над стихотворением).
1. Рассмотрю (название, заголовок, определю жанр).
2. Послушаю.
3. Подумаю, о чем оно? (чувства, переживания, настроение).
4. Перечитываю, пытаюсь понять (какие средства использовал поэт, чтобы передать эти чувства).
5. Работа над выразительностью.
6. Художественное исполнение стихотворения.
7.Что тебе дал сегодняшний урок? (В чем тебе помогло это стихотворение?)
Итак, начинаем. Имя этого поэта мы уже с вами встревали на страничках учебника. - С детства Ф.И. Тютчев писал стихи. Своё первое он опубликовал в 14 лет. Стихотворений специально для детей он не писал. Но многие из них прочно вошли в круг детского чтения. Тютчев не только видел и чувствовал красоту природы, но и передавал в стихотворных строчках свои впечатления, мысли и настроение. С одним из таких стихотворений мы сегодня и познакомимся.
А для того, чтобы нам лучше понять стихотворение, выясним значение трудных слов
И всё засуетилось – забеспокоилось, всё тает.
Нудит Зиму вон – вынуждает уйти, выгоняет.
Пуще – сильнее.
Недаром - не напрасно.
Наперекор – назло, вопреки.
Подняли трезвон – звонко запели.
Хлопочет - занимается чем-то очень усердно
Взбесилась – очень сильно разозлилась
Чтение стихотворения Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится…»учителем наизусть
А сейчас на рабочем листе галочкой отметьте смайлик, который соответствует эмоциям, возникшим у вас при чтении стихотворения.
- Какой смайлик вы выбрали и почему?
Д. я выбрал смайлик весёлый, потому что весна победит
Я выбрал грустный, потому что мне жалко зиму
Понравилось ли вам это стихотворение?
-Что вам особенно запомнилось?
-Какие картины вы представляли себе, когда слушали стихотворение?
- О чём это стихотворение? (О борьбе Зимы и Весны)- Ребята, поэт показал два образа – два настроения. Какие это образы и какие настроения они передают нам? (Зима и Весна, злая и добрая)
- Какими вы представляете Зиму и Весну?
- Давайте нарисуем их словами.
Зима – злая ведьма, некрасивая, старая, в белом платье. Вокруг неё снег, метель.Весна – красивая девушка, румяная, весёлая, в зелёном платье, за ней птицы летят.
- А как вы, думаете, на чьей стороне автор?(Он радуется Весне, и осуждает Зиму, за то, что она не хочет уходить)
- А какое время года больше нравится вам? Почему? (выслушиваются ответы ребят).
- В своем стихотворении поэт использует прием контраста. (слово вывешивается на доске)
-Что такое контраст? (Контраст- это резкая противоположность).
– Что описывается в контрасте?
– Зима и Весна.
На доске – таблички:  «Зима», «Весна».
– Найдите в тексте слова характеризующие зиму.
– Злится.
- Почему Зима злится?
– Какое слово написано про весну в контрасте у поэта?
– Хохочет.
На доске появляются два столбика из слов, доказывающих применение Тютчевым приема контраста:
Зимазлитсяхлопочетворчитведьмазлаявзбесилась
Веснахохочетгонитшумитдитяпрекрасноегоря мало
- Доказали, что автор использует в своём стихотворении приём контраста? (да)
(работают в листах самооценки)
V II . Физкультминутка
Давайте немного отдохнем.
Электронная физминутка.
(Чтение стихотворения детьми вслух)
(работают в листах самооценки)
- Ребята, вы очень старались и у вас получилось хорошо прочитать это стихотворение. А теперь давайте послушаем, как читают это стихотворение артисты. (слушание фонограммы)
Какое настроение вызывает у вас наступление весны? (Ответы детей)
- В народе о весне говорят так:
Задание: соберите пословицу. (По рядам на карточках)

(работают в листах самооценки)
IХ. Подведение итогов, разбор домашнего задания
- А теперь подведём итог нашей работы.
- Ребята, справились мы с поставленной в начале урока задачей задачей?
- С какими понятиями сегодня мы работали? (Акротекст, контраст). Какие из них для вас сегодня оказались новыми? (акротекст)
- Кто сможет объяснить, что это такое? (объясняют)
- Оцените урок и свою работу на данном уроке.
Самооценка и самоанализ работы на уроке.
Объявление оценок отдельным учащимся.
- А понравилось вам само стихотворение?