Методическая разработка урока Тема : «ЕДИНСТВО ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ» 5 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение Среднетимерсянская средняя школа имени Героя Советского Союза Е.Т.Воробьёва
МО «Цильнинский район» Ульяновской области
Методическая разработка урока
Тема : «ЕДИНСТВО ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ» 5 класс
Разработала:
учитель биологии
I категории
Шигирданова Н.Ю.
КОНСПЕКТ УРОКА «Единство живой и неживой природы»
Слайды презентации Содержание деятельности
Учителя Учащихся
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ – 1 мин
Слайд № 1
«АВТОР. ДОБРОГО ДНЯ»
Дает учащимся психологическую установку на урок.
Учитель: Добрый день. Начинаем наш урок. Я желаю вам хорошего настроения и доброго дня.
Долгожданный дан звонок – Начинается урок. На занятиях, в игре, Смело, четко говорим и тихонечко сидим.
Приветствуют учителя, проверяют наличие учебных принадлежностей.
Готовность класса к уроку.
МОТИВАЦИЯ – 2 мин
Слайд № 2
«МОТИВАЦИЯ»
Эпиграф урока (на слайде):
Если путь твой к познанию Мира ведёт.-
Как бы ни был он долог и труден - Вперед! (Фирдоуси)
Слайд № 3
«ПИСЬМО»
На слайде письмо:
«Уважаемые пятиклассники!
Мы жители города …… , просим о помощи.
Нас заколдовал Кощей Бессмертный.
Мы забыли название нашего города и как нас зовут.
Мы незаметны, та как являемся человечками невидимками.
Кощей Бессмертный поставила условие: если за 40 минут нас не расколдуют, то мы исчезнем совсем. Помогите нам справиться с нечистой силой.
С уважением ……. Из города……»
Учитель:
Ребята, поможем этим человечкам – невидимкам (Да)
Учащиеся самостоятельно читают письмо.
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА – 7 мин
Слайд № 4
«КИКИМОРА»
Учитель:
Мы отправляемся в загадочный город на помощь «человечкам – невидимкам».
Но, чтобы попасть в этот город, нам необходимо преодолеть владения Кикиморы.
На слайде: ссылка на адрес музыкального клипа на песню «Кикимора»
А. Аполинарова – 2:17:
http://video.yandex.ru/#search?text=%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D0%BF%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8E%20%D0%BA%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B0%20%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0 .
http://www.youtube.com/watch?v=OG2b6eQCnYA&feature=player_embedded#at=19
Слайы №№ 5 – 8
«ТЕСТ»
Задание: Кикимора хочет проверить ваши знания, полученные на предыдущих уроках. Выберите правильные ответы (на экране):
На слайде исчезают неправильные ответы.
1. Что такое природа?
к) все, что сделано руками человека;п) все, что нас окружает и существует независимо от человека;м) все, что нас окружает.
2. Какая бывает природа?
р) живая и неживая;с) только живая;
к) только неживая.
3. Что относится к неживой природе?
а) снегирь;е) стол;и) снег.
4. Какое царство не относится к живой природе?
б) царство растений;
р) царство льда;в) царство животных.
5. Что называется «средой обитания»?
а) другие организмы;о) часть природы, в которой живёт организм.
6. Как называются среды обитания живых организмов?
в) небо, воздух и вода;д) воздушно-наземная, водная, почвенная;
7. Что изучает наука экология?
а) взаимосвязь живых организмов друг с другом и окружающей средой; б) неживую природу.
Учитель: Ребята, вы ответили на все вопросы КИКИМОРЫ.
Посмотрите на буквы, которые остались на слайде, что заметили? (дети читают слово "природа»).
Нам надо продвигаться дальше.
Учащиеся выбирают правильные ответы.
За работу получают жетоны.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Учитель:
Мы немножко отдохнем,Встанем, глубоко вздохнем.Дети по лесу гуляли,За природой наблюдали.Вверх на солнце посмотрели,И их лучики согрели.Чудеса у нас на свете:Стали карликами дети.А потом все дружно встали,Великанами мы стали.
– Готовы к дальнейшему путешествию? (ДА)
Выполнение упражнений за учителем.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА – 17 мин
Учитель:
При помощи чего мы изучаем окружающий мир? (книги, радио, телевидение, газеты, органы чувств)
Когда изучаем окружающий мир, изучаем много объектов и предметов. Все они разные. А что значит разные? (по форме, по цвету, где находятся, из чего сделаны)
Учитель: Ребята, по-моему, мы сбились с дороги. Кто нам поможет? За работу получают жетоны.
Слайд №9
«ИГРА»
Учитель:
По тропиночке лесной
Идет, идет Лесовичок хмурной.
Подскажу дорогу в город,
Если взгляните вы в короб.
ИГРА «АССОЦИАЦИЯ»:
Я называю слово, а вы говорите, что себе представили: вода (ручей, море, дождь, река, вода из крана)Капля воды – опишите предмет (маленькая, круглая)
На слайде по щелчку – рисунок капли воды.
Глина (кирпич, кувшин, игрушка)
Глиняный кувшин (описывают предмет)
На слайде по щелчку – рисунок кувшина.
Стекло (окно, дверь со стекло)
Стеклянный стакан (описывают предмет)
На слайде по щелчку – рисунок стакана.
Когда вы точно представляли предмет и его очертания, когда я говорила стекло, глина, вода или стакан, кувшин, капля воды? (о капле, кувшине, стакане).
Учитель: Ученые называют предметы телами. Тела имеют форму, очертания.
Когда вы читаете или слышите слово “тело”, что вы представляете? (ответы учащихся)
Вывод: Телами называют все предметы, окружающие нас!
Вводная беседа – игра.
За работу получают жетоны.
Учитель: Среди бесчисленных и разнообразных тел есть тела природы или естественные тела.
А еще есть тела, сделанные человеком. Их называют искусственные тела.
Назовите тела, которые относятся к первой группе. (Дерево, трава, камень, облако, бабочка и др.)
Назовите тела, которые относятся ко второй группе. (Карандаш, книга, ручка, стол, плащ и др.)
Как вы считаете, являются ли Солнце, звезды, Луна телами? (Это тела неживой природы - естественные)
Учитель: Верно, это тела естественные, а еще их называют небесными или космическими телами.
Беседа.
За ответы получают жетоны.
ГИМНАСТИ-КА ДЛЯ ГЛАЗ Посмотреть вниз, влево, вправо, вверх;
вытянуть руки посмотреть на нос, потом на кончики пальцев;
вытянули руки вперёд и медленно приближаем указательный палец, не отводя от него взгляд. Глазами нарисовали восьмёрку.
Повторить упражнения 2 раза на счет 1, 2, 3, …… 6.
Выполнение упражнений.
Слайд № 10
«ЛЕШИЙ»
Учитель:
Леший встретился нам на пути.
Не сможем мы его обойти.
Задания выполняем
И дальше пошагаем.
Слайд № 11
«ТЕЛО -ВЕЩЕСТВО»
— Все тела состоят из веществ.
Задание: Назовите тела, которые лежат у вас на столе. Исследуйте их. Расскажите, чем они отличаются или похожи? Из каких веществ они изготовлены?
Группы получают задание.
Слайды №№ 12-13
«РЕЗУЛЬТАТЫ»
1 ряд (На столе две воронки – стеклянная и пластмассовая)
Вывод: Эти тела одинаковые по форме и размерам, но изготовлены из разных веществ: одна сделана из стекла, другая – из пластмассы.
2 ряд (На столе ложка железная, пластиковая и деревянная)
Вывод: Тела могут состоять из разных веществ.
3 группа (На столе колба, банка и стакан)
Вывод: Тела разные, изготовлены из одного и того же вещества.
Общий вывод: Веществами называют то, из чего состоят тела.
Учитель: Как вы думаете, от какого слова образовалось слово “вещество”? (От слова “вещь”).
Подберите однокоренные слова (вещественный).
Многие из вас слышали словосочетание: вещественные доказательства.
То есть то, что реально существует. Вещества – это основа нашего материального мира. Работа в группах по рядам.
Если группа правильно ответила на вопросы и сделала вывод, то каждый член группы получает жетон.
Слайд № 14
«АГРЕГАТНОЕ СОСТОЯНИЕ»
Вещества бывают твердые, жидкие, газообразные (газ).
ЦОР «1С Образование» «Природоведение-5»: № 193 «Три состояния воды» (анимация).
Учитель: Веществ огромное количество. Но каждое вещество, также как и тело, характеризуется своими свойствами.
Слайд № 15
«БАБА ЯГА»
Учитель: Перед нами избушка на курьих ножках, а в ней живет … (Баба Яга)
На слайде: ссылка на адрес музыкального клипа «Частушки Бабы Яги»– 1:15:
http://video.yandex.ru/#search?text=%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8F%D0%BD%D0%B8%20%D0%BC%D0%B5%D1%85%D0%B0%20%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%B0%20%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8F%20%20%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%BE&where=all&filmId=8263762-07-12Учитель: Очень сложный состав имеют тела живой природы. Например, в растениях есть вода, сахар, крахмал и другие вещества. Неживая природа состоит тоже из веществ – например, поваренная соль.
Различаются ли вещества живой и неживой природы – сахар и соль? Проверим на опыте.
Демонстрационный опыт (проводит учитель, объясняя правила обращения со спиртовкой): нагреваем над пламенем спиртовки соль и сахар.
Обугливание при горении – признак, по которому можно опытным путем отличить вещества, созданные живыми организмами.
В данном случае, сахар создан телом живой природы – сахарной свеклой или сахарным тростником.
Вещества, созданные телами живой природы, называются органическими (от слова «организм»).
Поваренная соль – минерал, добываемый из воды соленых озер – это вещество неживой природы. Такие вещества называются неорганическими («не» - отрицание), т.е. вещества неживой природы.
ДЕМОН-СТРАЦИОН-НЫЙ ЭКС-ПЕРИМЕНТУчитель:
Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом. Как же можно убедиться, что эти частицы существуют?
Проведем исследование, которое подтвердит или опровергнет мнение ученых о том, что все вещества состоят из мельчайших частиц – молекул.
ОПЫТ 1. ДЕЛЕНИЕ МЕЛА
У нас кусочек мела. Разломите его. Можно ли его ещё разделить на части? (да)
Как? (разломить еще).
Дробление веществ доказывает их делимость. Проведите пальцем по поверхности мела. Что остаётся у вас на руках? (частички мела).
Из чего же состоит кусок мела? (из частиц мела).
ОПЫТ 2. ПЕРЕЛИВАНИЕ ВОДЫ
Возьмём стакан с водой. Можем ли мы воду разделить на более мелкие порции? (да).
Как? (отлить в другой стакан).
А эти порции ещё на более мелкие? (да).
И эта маленькая порция из чего будет состоять? (из частиц воды).
ОПЫТ 3. ДЕЛЕНИЕ ВОЗДУХА
А можно ли воздух поделить на более мелкие порции? (нет).
Возьмем воздушный шарик. Выпустим из него часть воздуха. Потом еще часть воздуха. И эта маленькая порция воздуха из чего будет состоять (из частиц).
Возможен и обратный процесс – получение целого из отдельных частей: две капли воды могут слиться в одну большую каплю; из отдельных кирпичей можно построить большой дом; множество песчинок образуют песчаные дюны.
ОПЫТ 4. ИСПАРЕНИЕ СПИРТА
Капнем немного спирта на фильтровальную бумагу. (Учитель проходит по рядам и капает на кусочки фильтровальной бумаги капельку спирта).
Пятно через некоторое время исчезает. Куда исчез спирт? (испарился).
Мгновенно ли он исчез? (нет).
Видели ли вы, как спирт “покидал” бумагу? (нет).
Какую гипотезу о строении вещества можно выдвинуть для объяснения такого постепенного исчезновения? (вещество состоит из частиц).
ОПЫТ 5. РАСТВОРЕНИЕ САХАРА
Перед вами стоят стаканчики с водой и лежит кусочек сахара. Соедините эти два вещества, помешайте сахар ложкой.
Что вы видите? (Сахар постепенно стал невидимым, растворился).
Как убедиться, что сахар все еще находится в стакане? (попробовать).
Попробуйте воду на вкус. Какая она? (сладкая).
Всегда ли можно пробовать, когда проводишь исследование? (нет).
Какой вывод мы можем сделать? (сахар не исчез, он остался в стакане).
Почему же мы не видим сахар? (потому, что кусочек сахара распался на мельчайшие частицы, из которых он состоял (растворился). И эти частицы перемешались с частицами воды). Учитель: Эти опыты показывают, что вещества, а значит и тела, состоят из частиц.
Каждое вещество состоит из особых частиц, которые по размеру и форме отличаются от частиц других веществ.
Ученые установили, что между частицами есть промежутки. В твердых телах эти промежутки маленькие. В жидкостях промежутки больше. А в газах—еще больше.
В любом теле все частицы находятся в постоянном движении. Каждый опыт демонстрирует один из учеников.
Ученики отвечают на вопросы и получают жетоны.
Слайд № 16
«МОЛЕКУЛА»
На слайде: Мы узнали, что вещества состоят из молекул (новолат. molecula, уменьшительное от лат. moles — масса).
Учитель: Частицы, из которых состоят вещества – это молекулы.
Молекулы невозможно увидеть невооруженным глазом и даже разглядеть в световой микроскоп, увеличивающий объект в 1000 раз.
Дополнительный материал.
Сам термин появился в науке сравнительно недавно (1647 г. фр. ученый Пьер Гассенди).
Самая малая частица воды – молекула воды. Самая малая частица сахара – молекула сахара.
Молекулы сохраняют основные свойства вещества. Молекула сахара - сладкая. Молекула соли – солёная. Молекула марганцовки – розовая.
А, как вы думаете, молекулы различных веществ одинаковы или нет? (нет)
Лед, вода и водяной пар состоят из одних и тех же молекул или нет? (да)
Почему? (потому что это одно и то же вещество, но в разном виде)
Молекула сахара везде одна и та же: и в сахарнице и в варенье, и в сладком чае. Нельзя отличить воду, полученную из сока или из молока, от воды, полученной путем перегонки из морской воды.
На слайде:
Молекулы разных веществ различны.
Молекулы одного вещества одинаковы.
ЭТО ИНТЕРЕСНО (дополни-тельный материал) Каковы же размеры молекул?
Известно, что кусок сахара можно растолочь на очень маленькие крупинки, зерно пшеницы размолоть в муку.
Капля масла, растекаясь по поверхности воды, может образовать плёнку, толщина которой в десятки тысяч раз меньше диаметра человеческого волоса.
Но в крупинке воды и в толще масляной плёнки содержится не одна, а много молекул. Значит, размеры молекул этих веществ ещё меньше, чем размеры крупинки муки и толщина плёнки.
Давай попробуем представить их размеры. Молекула во столько раз меньше яблока среднего размера, во сколько раз яблоко меньше земного шара.
Если бы молекулы стали размером с точку на листе бумаги. Тогда все бы тела тоже увеличились, и верхушка Эйфелевой башни достала бы до Луны, люди бы были высотой 1700 км, мыши были бы длинной 100 км, а мухи – 7 км, каждый волос был бы толщиной 100 м, красные тельца нашей крови – эритроциты имели бы в поперечнике 7 м.
Вот еще пример: одна капля воды содержит столько же молекул, сколько таких капель в Черном море.
А вот примеры, дающие представление о количестве молекул в небольшом объеме вещества.
Если в океан вылить один литр спирта и дождаться когда молекулы спирта распределятся равномерно по всей водной массе мирового океана, то теперь в каком бы месте мирового океана мы ни зачерпнули воды литровой кружкой, в ней найдется в среднем 7000 молекул того литра спирта, который был вылит в океан.
А в каждом зачерпнутом наперстке можно было бы выловить 7 штук спиртовых молекул.
А если взять число кирпичей, равное числу молекул газа объемом с наперсток, и уложить их плотно, то эти кирпичи покрыли бы поверхность всей суши земного шара слоем в 120 м, т.е. высотой в четыре десятиэтажных дома.
Можно ли увидеть молекулы невооружённым глазом? (молекулы нельзя увидеть невооружённым глазом)
Слайд № 17
«АТОМ»
Учитель: Хотя молекулы очень маленькие, они делимы, т.е. состоят из еще более мелких частиц.
Частицы, из которых состоят молекулы, называются атомами (от греч. atomos — неделимый).
Дополни-тельный материал
Слайд № 18
«ДЕМОКРИТ»
Учитель: Истоки теории внутреннего строения вещества лежат в древности.
Древнегреческий ученый Демокрит впервые высказал гениальное предположение о том, что все тела состоят из мельчайших неделимых и неизменных частичек — атомов, которые находятся в движении и, взаимодействуя между собой, образуют все тела природы.
Основные мысли учения Демокрита об атомах были изложены римским поэтом и философом Лукрецием Каром в классической поэме “О природе вещей”.
Вот что он писал:
...Выслушай то, что скажу, и ты сам, несомненно, признаешь,Что существуют тела, которых мы видеть не можем.Ветер, во-первых, морей неистово волны бичует,Рушит громады судов и небесные тучи разносит,Или же, мчась по полям, стремительным кружится вихрем,Мощные валит стволы, неприступные горные выси,Лес низвергая, трясет порывисто: так, налетая,Ветер, беснуясь, ревет и проносится с рокотом грозным.Стало быть, ветры — тела, но только незримые нами......Далее, запахи мы обоняем различного рода,Хоть и не видим совсем, как в ноздри они проникают.Также палящей жары или холода нам не приметитьЗреньем своим никогда, да и звук увидать невозможно.Но это все обладает, однако, телесной природой,Если способно оно приводить наши чувства в движенье:Ведь осязать, как и быть осязаемым, тело лишь может.И, наконец, на морском берегу, разбивающем волны,Платье сыреет всегда, а на солнце вися, оно сохнет; Видеть, однако, нельзя, как влага на нем оседает, Да и не видно того, как она исчезает от зноя.Значит, дробится вода на такие мельчайшие части,Что недоступны они совершенно для нашего глаза.Так и кольцо изнутри, что долгое время на пальце Носится, из году в год становится тоньше и тоньше; Капля за каплей долбит, упадая, скалу; искривленный Плуга железный сошник незаметно стирается в почве;И мостовую дорог, мощенную камнями, видимСтертой ногами толпы; и правые руки у статуйБронзовых возле ворот городских постепенно худеютОт припадания к ним проходящего мимо народа.Нам очевидно, что вещь от стиранья становится меньше,Но отделение тел, из нее каждый миг уходящих,Нашим глазам усмотреть запретила природа ревниво.
Выступление ученика:
Наблюдая различные природные явления, Демокрит пришел к убеждению, что тела только кажутся нам сплошными, на самом же деле они состоят из мельчайших частиц, но они настолько малы, что увидеть их невозможно.
Демокрит предполагал, что у различных тел эти частицы различны по форме. Он назвал эти мельчайшие частички “атомами”, что по-гречески означает “неделимые”.
Замечательная догадка Демокрита позднее была надолго забыта, и более тысячи лет в ученом мире безраздельно господствовало ошибочное учение Аристотеля, утверждавшего, что все вещества могут взаимно превращаться друг в друга.
Аристотель категорически отрицал существование атомов. Любое тело можно делить до бесконечности - учил Аристотель.
В 1647 г. француз Пьер Гассенди издал книгу, в которой отрицал учение Аристотеля и утверждал, что все вещества в мире состоят из неделимых частичек - атомов, которые отличаются друг от друга формой, размерами и массой.
Таким образом, древние ученые высказали многое из современных представлений о строении вещества. В ту пору их высказывания являлись, конечно, лишь гениальными догадками, основанными на наблюдениях, но не подтвержденными никакими экспериментальными фактами.
Выступление ученика – получает оценку.
Слайд № 19
«ЛОМОНО-СОВ»
Учитель: Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765)
М.В.Ломоносов — первый русский ученый—естествоиспытатель мирового значения, один из основоположников физики, химии, историк, поэт и художник. С 1731 года, в течение 10 лет, учился в Славяно-греко-латинской Академии в Москве, в университете Санкт-Петербурга, в Германии.
В 1742 году М.В.Ломоносову было присвоено первое научное звание — адъюнкт, в 1745 году он стал первым русским профессором (академиком) Петербургской Академии наук.
В 1748 году он основал первую русскую химическую лабораторию. В 1755 году по инициативе Ломоносова открыт Московский университет.
Ломоносов в совершенстве знал 11 языков.
Слайд № 20
«ЛОМОНОСОВ»
Выступление ученика:
Ещё в глубокой древности учёные высказывали мысль о том, что тела состоят из не видимых глазом частиц. Этим они объясняли многие природные явления. Почему, например, высыхает намокшая одежда? Потому что с неё улетают частички воды, недоступные для нашего глаза.
Великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) в своих трудах доказывал, что невидимые частицы бывают сложными и простыми.
Сложные частицы состоят из простых. Одни и те же простые частицы, по-разному соединяясь, могут образовывать самые разные сложные частицы. Этим М.В. Ломоносов объяснял разнообразие веществ в природе.
Позже учёные убедились в том, что это действительно так. Сложные частицы назвали молекулами, а простые — атомами.
Выступление ученика – получает оценку.
Учитель: Перед нами опять возникает проблема:
Мы не видим атомов. Тела нам представляются сплошными. Как же доказали их существование?
Древние атомисты не могли дать каких-либо прямых доказательств справедливости своей гипотезы.
Только наука XX в. представила многочисленные прямые доказательства существования атомов и молекул. Ученые придумали приборы, которые помогают нам увидеть атомы. Атомы можно увидеть в самые современные электронные и ионные микроскопы! Современные электронно-голографические микроскопы дают увеличение в 70 миллионов раз.
Слайды №№ 21-22
«ОБОЗНАЧЕ-НИЕ»
Учитель: Атомы каждого вида принято обозначать специальными символами.
Например: “О – атом кислорода, H – атом водорода, С – атом углерода”.
Молекулы также обозначаются специальными символами (химическими формулами). Например: О2 – молекула кислорода. Она состоит из 2-х атомов кислорода.
Н2 – молекула водорода. Она состоит из 2-х атомов водорода. Н2О – молекула воды. Она состоит из 2-х атомов водорода и одного атома кислорода.
Учитель: Скажите, в состав молекулы входит один атом, два или более? И от чего зависит это количество? (в состав молекулы может входить много атомов, это зависит от вещества)
Атомов в природе чуть больше 100, но их комбинации создают то огромное многообразие веществ, которое окружает нас.
В природе 88 атомов, остальные получены в лабораториях.
Существуют молекулы-гиганты, в которых содержатся тысячи и сотни тысяч атомов. Это молекулы каучука, клетчатки, других органических веществ.
Самые большие молекулы из известных – молекулы некоторых белковых веществ – весят приблизительно в миллион раз больше молекулы воды. Молекула гемоглобина, красящего вещества крови, состоит из 1400 атомов, молекула пенициллина – из 41 атома.
При помощи шариков можно конструировать модели молекул.
Демонстрация пространственных кристаллических решеток.
Учитель: М.В. Ломоносов (1711-1765) - великий просветитель и основатель науки в России писал, что молекула может быть однородной и разнородной.
В первом случае в молекуле группируются однородные атомы, во втором – молекула состоит из нескольких видов атомов.
Если какое-либо тело составлено из однородных молекул, то его надо считать простым.
Если тело состоит из молекул, построенных из различных атомов, Ломоносов называл его смешанным.
Не все тела состоят из молекул. Есть тела, состоящие из атомов (алмаз, графит), ионов (поваренная соль).
Атомы очень маленькие частицы, но и они имеют сложное строение. Существуют ещё более мелкие частицы (протоны, нейтроны, электроны), о которых вы узнаете позже.
Слайд № 23
«ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА»
На слайде: музыка «8 –Sprinq morninq» – 3:09:
Учитель: Не отпускает нас Баба Яга. Хочет посмотреть как мы умеем с вами лепить и раскрашивать молекулы. На эту работу она дает нам время столько, пока звучит музыка – 3 мин.
Задания:
1 ряд: Сделай модель молекулы муравьиной кислоты.
2 ряд: Сделай модель молекулы углекислого газа.
3 ряд: Сделай модель молекулы поваренной соли.
Лабораторная работа № 10 «Моделирование молекул»
Задание дается по рядам.
Работа в парах: один ученик работает с пластилином, а второй – раскрашивает цветными карандашами.
Правильно выполнившие задание учащиеся – получают жетоны.
Дополнительный материал
ОПЫТ С КОФЕ
А теперь закройте глаза и попробуйте догадаться, какое вещество я принесла в класс (кофе)
Как догадались? (по запаху)
Чтобы вы почувствовали запах, что должно было произойти с молекулами кофе? (они должны были попасть к нам в нос, они вылетели с поверхности зерен и находились в газообразном состоянии)
Что позволило молекулам так быстро достичь вашего носа? (Слабые связи между молекулами. Молекулы носятся с огромной скорость на большом расстоянии)Какое свойство газа этим обусловлено? (Занимать весь предоставленный объем, легко сжиматься, так как между молекулами большие промежутки)
Подумайте, где и при каких обстоятельствах вы ежедневно сталкиваетесь с моделью взаимодействия молекул газа между собой? (На перемене, когда многие бегают)
Учитель: Давайте, постараемся, во избежание травм, на переменах быть похожими не на молекулы газообразного вещества, а на молекулы жидкости, играя в ручеек и другие игры.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА – 10 мин
Слайд № 24
«ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ»
Учитель: Ребята, Баба Яга осталась довольна вашими ответами и мы можем продолжить спасать жителей загадочного города.
Мы подходим к владениям Кощея Бессмертного. Но его царство охраняет Змей Горыныч.
На слайде: фрагмент «9-Змей Горыныч» из мультфильма – 0:25
Учитель: Не пропустит он нас, пока мы не обезглавим его – выполним три задания на закрепление материала.
Учащиеся читают со слайда:
Закрепим мы материал,
Что изучили на уроке раньше.
Пропустит нас Горыныч дальше.
Слайд № 25
«ЗАДАНИЕ»
Задание № 1: Разделите рисунки на три группы: тело, вещество, молекула. Выполняют задание, записывая на листочках ответы в три колонки.
Слайд № 26
«ОТВЕТ»
ОТВЕТЫ:
Тела: 2 – 4 – 5 – 8 – 11
Вещества: 6 – 9 – 12
Молекулы: 1 – 3 – 7 – 10
«5» - нет ошибок
«4» - допущена 1 ошибка
«3» – допущено 2 ошибки
«0» - допущено 3 или более ошибок Взаимопроверка у соседа по парте, сверяя с ответами на слайде.
Выставление оценок по критериям, записанным на доске.
ФИЗКУЛЬТ-МИНУТКА
ИГРА «ДА – НЕТ»
Задание № 2: Верны ли приведенные ниже утверждения:
Любой предмет, любое живое существо можно назвать телом (ДА)
Вещества — это то, из чего состоят тела (ДА)
Вещества состоят из мельчайших частиц, невидимых глазом (ДА)
Молекулы одного и того же вещества по размерам одинаковы (ДА)
Молекулы разных веществ по размерам одинаковы (НЕТ)
Состав молекул одного и того же вещества одинаков (ДА)
Состав молекул разных веществ одинаков (НЕТ)
Если ответ «ДА» – учащиеся поднимают обе руки вверх.
Если ответ «НЕТ» - учащиеся разводят обе руки в стороны.
ЗАДАНИЕ Задание № 3:
Следуя алгоритму, проставь номера тел и веществ:
1. Молоко 2. Камень 3. Капля ртути 4. Стекло
5. Растение 6. Глина 7. Кислород 8. Пузырёк воздуха
Учитель: Молодцы, ребята обезглавили Змея Горыныча знаниями.
ОТВЕТ:
3 7
5 6
2 8 1 4
СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ – 4 мин
Слайд № 27
«СОВЕТ БАБЫ ЯГИ»
Учитель:
Для того, чтобы победить Кощея, внимательно послушаем совет от Бабы Яги.
На слайде: фрагмент «Баба Яга» из мультфильма
«7 – Царевна лягушка» - 1:10 Смотрят фрагмент м/ф.
Слайд № 28
«КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ»
Учитель:
Вы услышали, где находится смерть Кощея? (да)
Перед вами такая же схема, но только она состоит из понятий, которые мы сегодня изучали.
Что это за понятия? (тело, вещество, молекула, атомы)
Давайте наши знания и новые понятия попробуем показать на схеме строение вещества. Заполнив схему правильно мы освободим жителей загадочного города и узнаем как их зовут.
Обсуждение схемы.
На слайде (по щелчку мыши) появляется схема с понятиями.
Время 2 минут.
Цель: систематизация информации.
Прием: постановка проблемного вопроса, составление кластера.
Форма работы: фронтальная.
Слайд № 29
«РЕФЛЕКСИЯ»
На какие две группы делятся тела? (тела живой и неживой природы)
На какие группы делятся вещества? (органические и неорганические)
С какими понятиями познакомились на уроке? (тело, вещество, молекула, атом)
В чем сходство всех веществ? (состоят из молекул)
Из чего состоят молекулы? (из атомов)
Учитель: Молодцы! Ура! Мы победили нечистую силу, которая мешала нам весь урок, и расколдовали «человечков – невидимок» из загадочного города.
Появляются по щелчку мыши на слайде.
Как называется этот город? (Молекула)
Как зовут его жителей? (атомы)
Учитель: Жители города Молекула говорят вам спасибо за помощь (по щелчку мыши появляется «СПАСИБО»)
Учитель: А еще вы заметили, что я сегодня не объявляла тему нашего урока.
Кто может сейчас назвать ее?
Предположения учащихся записываются на доске; ученик объясняет: почему он так считает.
На слайде (по щелчку мыши) появляются тема «ЕДИНСТВО ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ».
ИТОГИ УРОКА – 3 мин
Учитель: Интересно было на уроке? (да)
Назовите имена прилагательные, которыми можно охарактеризовать сегодняшний урок (учащиеся приводят примеры прилагательных).
ОЦЕНИВАНИЕ УЧАЩИХСЯ Оценки за задание + количество набранных жетонов = количество баллов.
Оценка за урок: «5» - 7-8 баллов
«4» - 5-6 баллов
«3» - 3-4 балла
Оценки в журнал выставляются по желанию учащихся.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ – 1 мин
§ 3; рабочая тетрадь – все задания на с. 6-8. Записывают в дневники.