Выступление на региональном семинаре по математике на тему Дистанционное обучение в лицее


Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
В Европе в конце XVIII века, с появлением регулярной и доступной почтовой связи, возникло "корреспондентское обучение". Учащиеся по почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами и сдавали экзамены доверенному лицу или в виде научной работы. В России данный метод появился в конце XIX века.
Начало XX века характеризуется бурным технологическим ростом, наличием телеграфа и телефона. Но достоверных фактов об их использовании в обучении, нет. В то же время, продолжается эпоха «корреспондентского обучения», множество ВУЗов во всем мире вели и ведут его до сих пор.
Появление радио и телевидения внесло изменения в дистанционные методы обучения. Это был значительный прорыв, аудитория обучения возросла в сотни раз. Многие еще помнят обучающие телепередачи, которые шли, начиная с 50-х годов. Однако у телевидения и радио был существенный недостаток - у учащегося не было возможности получить обратную связь.
В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.
Дистанционное обучение, которое я применяю, – это новая форма обучения. Она предполагает иные средства, методы получения знаний учащимися, иную форму взаимодействия учителя и учеников между собой.
Цели дистанционного обучения для себя я выделила следующие:а) подготовка школьников по отдельным учебным предметам (алгебра, геометрия, математика) к сдаче экзаменов; б) подготовка школьников к поступлению в учебные заведения определенного профиля (информационно-технологический); в) углубленное изучение темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса; г) ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках школьников по математике; д) дополнительное образование по интересам. Форма дистанционного обучения, которое я применяю, сама подсказывает, что подход к обучению здесь может быть только личностно-ориентированным. В своей практике я использую электронные задания с обратной связью для классов, в которых преподаю. Прикрепляю собственные разработки уроков в виде презентаций для детей, находящихся на лечении, для лучшего усвоения нового материала. А также дополнительные задания для сильных учеников.
Дистанционное обучение в нашем лицее происходит через школьный сайт, который все учащиеся учреждения знают: http://sovlicey10.ru233934042799000
В разделе «Ученикам» в столбике слева учащиеся находят «Дистанционное обучение»:
59626513963650-2222598044000
В разделе «Дистанционное обучение» находят свой класс, например 5 «Б»:
9582151247775148590233362500
И видят задания, которые для них поместили учителя по разным предметам. Есть работы, которые надо выполнить индивидуально, есть - для всего класса.
16154402632710003605530243268500
Например, задание по русскому языку по теме «Словосочетание. Простое предложение» учитель предлагает выполнить всем ученикам для закрепления новой темы.
1482090140652500
Обязательно выставляется дата начала и окончания работы. В описании учитель предлагает выполнить данную работу в прикреплённом файле и отправить её по указанному электронному адресу или сдать на проверку до определённого времени.
1357630209867500
В течение всего прошлого учебного года я активно использовала эту форму работы с учениками. Размещала дополнительные задания для слабых учеников. В результате проведения письменных проверочных работ есть учащиеся, которые не справлялись с заданиями. На следующий урок провожу работу над ошибками и на школьном сайте размещаю похожие задания для закрепления изученного материала. Например:
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ 6 КЛАСС:
В первый час автобус прошёл 49 всего пути, во второй час 0,4 остального пути, а в третий час автобус прошёл оставшийся путь. Сколько км автобус прошёл в третий час, если длина всего пути 108 км?
Преодолев 36 км, бегун пробежал 34 дистанции. Определите длину всей дистанции.
В школьном саду 40% всех деревьев – яблони, 25% - вишни, 28% - сливы. Остальные 14 деревьев – груши. Сколько деревьев в школьном саду?
Если 7% пути составляют 56 км, то чему равен весь путь?
или
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ ПО АЛГЕБРЕ – 8
Вычислите:
а)1213∙0,43+2:1,(3)38+0,125
б)2,916+4,(3)∙20,2
в) 6,3∙0,5+0,4:319∙4519
Расставьте в порядке возрастания числа:
а) 10;23;3б) 15;4;32Сравните числа:
а) 556 и 24;б) 310∙107 и 35∙43
Найдите значение выражения и определите множество, которому принадлежит результат:
а) 22-18+3б) 8∙6∙3-7Практикую дистанционное выполнение разно уровневых домашних контрольных работ:
ДОМАШНЯЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ГЕОМЕТРИИ 11 КЛАСС
1 УРОВЕНЬ:
Вычислите косинус угла между прямыми АВ и СD, если: А(7; -8; 15), B(8; -7; 13), C(2; -3; 5), D(-1; 0; 4).
2 УРОВЕНЬ:
Вычислите косинус угла между прямыми АВ и СD, если: А(8; -2; 3), B(3; -1; 4), C(5; -2; 0), D(7; 0; -2).
В кубе ABCDA₁B₁C₁D₁ точка М – центр грани ВВ₁С₁С. Вычислите угол между векторами MD и BB₁.
3 УРОВЕНЬ:
Вычислите косинус угла между прямыми АВ и СD, если: А(7; -8; 15), B(8; -7; 13), C(2; -3; 5), D(-1; 0; 4).
В кубе ABCDA₁B₁C₁D₁ точка М – центр грани ВВ₁С₁С. Вычислите угол между векторами A₁D и AM.
В кубе ABCDA₁B₁C₁D₁ точка М лежит на ребре ВВ₁, причём ВМ : МВ₁ = 3 : 2, а точка N лежит на ребре AD, причём AN : ND = 2 : 3. Вычислите синус угла между прямой MN и плоскостью грани DD₁C₁C.
Для сильных учащихся даю более серьёзные задания, которые, например, необходимо выполнить в течение недели:
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО ГЕОМЕТРИИ:
В четырёхугольнике ABCD AB = CD, BC = AD, A = 30°. На стороне ВС взята точка Е так, что CDE = 60°. Докажите, что четырёхугольник ABCD является прямоугольной трапецией.
На сторонах AB, BC, CD и AD ромба ABCD взяты точки P, K, H, M соответственно. Каждая из прямых РМ, КН, РК параллельна одной из осей симметрии ромба. Диагональ ФС пересекает отрезок РМ в точке Е, а отрезок КН в точке Т. Докажите, что диагонали четырёхугольника ЕКРТ равны. Определите вид четырёхугольника МРКН.
На стороне AD четырёхугольника ABCD взята точка М так, что DM = DC. Докажите, что СМ – биссектриса С параллелограмма. Найдите периметр параллелограмма, если АВ = 8,5 см, АМ = 3,5 см.
Постройте ромб по диагонали и углу ромба, противолежащему этой диагонали.
АС – диагональ параллелограмма ABCD. Биссектриса угла ВАС пересекает сторону ВС в точке К, а биссектриса угла ACD пересекает сторону AD в точке Р. Докажите, что APCK – параллелограмм.
В прошлом учебном году у меня был выпускной 11 класс и на каждую неделю в последней четверти учащиеся получали работу, которую я составляла из банка заданий для ЕГЭ:
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ ПО АЛГЕБРЕ – 11
На автозаправке клиент отдал кассиру 1000 рублей и попросил залить бензин до полного бака. Цена бензина 29 руб. 40 коп. Сдачи клиент получил 235 руб. 60 коп. Сколько литров бензина было залито в бак?
На графике показан процесс разогрева двигателя легкового автомобиля. На оси абсцисс откладывается время в минутах, прошедшее от запуска двигателя, на оси ординат — температура двигателя в градусах Цельсия. Определите по графику, за сколько минут двигатель нагреется с 40° до 60°.

Найдите площадь трапеции, вершины которой имеют координаты (2;3), (10;3), (7;8), (5;8).

От дома до дачи можно доехать на автобусе, на электричке или на маршрутном такси. В таблице показано время, которое нужно затратить на каждый участок пути. Какое наименьшее время потребуется на дорогу? Ответ дайте в часах.
1 2 3
Автобусом От дома до автобуснойстанции — 5 мин. Автобус в пути:
2 ч 20 мин. От остановки автобуса
до дачи пешком 10 мин.
Электричкой От дома до станции железной
дороги — 25 мин. Электричка в пути:
1 ч 50 мин. От станции до дачи
пешком 15 мин.
Маршрутным такси От дома до остановки маршрутного
такси — 10 мин. Маршрутное такси в дороге:
1 ч 5 мин. От остановки маршрутного такси
до дачи пешком 1 ч 25 мин.
Найдите корень уравнения: В ответе запишите наибольший отрицательный корень.
В равнобедренном треугольнике ABC с основанием AC боковая сторона AB равна 14, а . Найдите высоту, проведенную к основанию.
Найдите значение выражения .
На рисунке изображены график функции y = f(x)
и касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции f(x) в точке x0.

Найдите квадрат расстояния между вершинами D и B₁ прямоугольного параллелепипеда, для которого AB = 7, AD = 5, AA₁ = 4.
На чемпионате по прыжкам в воду выступают 40 спортсменов, среди них 7 прыгунов из Голландии и 2 прыгуна из Боливии. Порядок выступлений определяется жеребьёвкой. Найдите вероятность того, что первым будет выступать прыгун из Боливии.
Длина окружности основания цилиндра равна 7. Площадь боковой поверхности равна 105. Найдите высоту цилиндра.
Расстояние от наблюдателя, находящегося на небольшой высоте h километров над землёй, до наблюдаемой им линии горизонта вычисляется по формуле l=2Rh, где R = 6400(км) — радиус Земли. С какой высоты горизонт виден на расстоянии 28 километров? Ответ выразите в километрах.
Дима и Митя выполняют одинаковый тест. Дима отвечает за час на 28 вопросов теста, а Митя — на 30. Они одновременно начали отвечать на вопросы теста, и Дима закончил свой тест позже Мити на 8 минут. Сколько вопросов содержит тест?
Найдите наибольшее значение функции .
Очень помогает дистанционное обучение при подготовке учеников к городским и областным олимпиадам. На школьном сайте размещаются задания для самостоятельного поиска решений, а затем, в выбранный день происходит обсуждение сложных задач, и рассматриваются различные методы и способы их решений. Например:
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ10 КЛАСС.
1 задание: Докажите неравенствоx+y1+xy<1 приx<1,y<1.2 задание: На дереве растёт 2011 апельсинов и 2010 бананов. Разрешено срывать одновременно два фрукта. Если срывают два одинаковых фрукта, то вместо них мгновенно вырастает один банан. Если же срывают два разных фрукта, то вместо них мгновенно вырастает один апельсин. Через некоторое время на дереве остался один фрукт. Что это за фрукт – банан или апельсин?
3 задание: Площадь трапеции равна 1. Какую наименьшую величину может иметь наибольшая диагональ этой трапеции?
4 задание: Существуют ли числа p и q такие, что уравнение x2+p-1x+q=0 и x2+(p+1)x+q=0 имеют по два различных корня, а уравнение x2+px+q=0 не имеет корней?
5 задание: На доске записаны числа 1,2,3,…1000. Двое по очереди стирают по одному числу. Игра заканчивается, когда на доске остаются два числа. Если их сумма делится на три, то побеждает тот, кто делал ход первым, если нет – то его партнёр. Кто из них выиграет при правильной игре?
Для учащихся, которые болеют, я на школьном сайте размещаю свои презентации, по которым они могут изучить новый материал, выполнить и проверить задания, которые решались в классе, сделать домашнюю работу (приложение 1), (приложение 2). Применение дистанционного обучения на уроках математики уже даёт положительные результаты. Дети после болезни приходят готовые к восприятию дальнейшего учебного материала, сразу включаются в работу.
В новом учебном году я продолжу применять эту форму обучения. Дистанционное образование - это достаточно удобно и полезно. Несомненно, это шаг в образование будущего.
Разыграева Татьяна Николаевна
учитель математики МБОУ лицея №10
города Советска Калининградской области.
Используемая литература:
Интернет ресурс: http://ru.wikipedia.org
Интернет ресурс: http://mathege.ru