ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА ТЕМУОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ






Основные причины нарушения правильной осанки
у младших школьников
(исследовательская работа)








Исполнитель:
Дей Тамара Ивановна,
учитель физической культуры МБОУ СОШ № 37 г. Белово
(89521700320, 25Tamara-1953@mail.ru)














Содержание

1. Введение.. 3
2. Основная часть. 6
3. Заключение 9
4. Литература.................. 10
5. Приложение 11

































Введение


Ты, человек, можешь сделать для
своего здоровья и благополучия
больше, чем любой врач, любая
больница, любое лекарство,
любое медицинское средство.
Дж. Калифана

Здоровье – главное богатство человека. И только сам человек может сделать для своего здоровья больше, чем любой врач, любое лекарство. Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение к здоровью как общественной ценности. Бесспорно, что уровень продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяются моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья как части общей культуры человека – осознание здоровья как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.
В современных условиях школьники ведут малоподвижный образ жизни: не соблюдают режим дня, не занимаются в спортивных секциях, больше времени проводят у телевизора и за компьютером, что приводит к деформации осанки. Поэтому дети часто болеют, пропускают уроки и, соответственно, недополучают необходимые знания.
По данным статистики, наблюдается следующий уровень заболеваемости среди школьников 1 – 4 классов:
Нарушение осанки – 65%
Болезни крови и кроветворных органов - 30%
Болезни эндокринной системы -30%
Болезни органов кровообращения -24%
Таки образом, абсолютно здоровыми могут быть признаны только 20 – 25% учащихся начальной школы, вследствие этого 45% школьников имеют те или иные ограничения в выборе профессии и возможности службы в армии.
Эти данные взволновали меня, как учителя физической культуры, и я задумалась, действительно ли правильная осанка нужна для здоровья и почему это так важно.
Чтобы ответить на этот вопрос, я наметила следующие этапы работы:
Побеседовать с классными руководителями, медработником школы и родителями обучающихся.
Выяснить у обучающихся и их родителей, все ли дети выполняют утреннюю зарядку, занимаются ли в спортивных кружках и секциях, правильно ли сидят за партой, отвечает ли гигиеническим нормам школьная обувь и портфель.
Познакомить обучающихся начальной школы с результатами своего исследования.
Поэтому я ставлю следующую цель своей работы:
Определить значение правильной осанки для здоровья школьников.
Задачи:
Ознакомиться с литературой по теме исследования «Основные причины нарушения правильной осанки у младших школьников» .
Провести анкетирование.
Исследовать полученные материалы.
Опираясь на результаты исследования, составить рекомендации о важности правильной осанки и ознакомить с ними обучающихся и их родителей.
Провести беседу для начальных классов о значении правильной осанки.
В основу моего исследования была положена гипотеза, согласно которой ученик будет хорошо учиться, будет обладать крепким здоровьем, если будет соблюдать все гигиенические требования ученика, если будет активно заниматься физической культурой и спорта.
Методы исследования:
Изучение литературы по данной теме, материалов печати.
Анализ полученной информации.
Анкетирование, оценка школьных сумок и обуви.
Беседы со школьным врачом.
Структурирование полученных материалов.























Основная часть
Что же такое правильная осанка? Правильная осанка характеризуется свободным, без мышечного напряжения удерживанием головы и туловища в прямом положении. Голова при этом немного приподнята, грудь выдаётся вперёд, живот подтянут, ноги прямые, плечи слегка отведены сзади и находятся на одном уровне; голова и позвоночник, если смотреть сзади, составляют прямую вертикальную линию, а если смотреть сбоку, позвоночник имеет небольшие углубления, соответствующие возрасту и полу, в шейном и поясничном отделах (лордозы) и небольшую выпуклость в грудном отделе (кифозы). Недостаточная либо чрезмерная выраженность любого из физиологических изгибов позвоночника, возникающая под действием различных факторов, приводит к формированию неправильной осанки, образованию сколиоза, впоследствии способствующего развитию различных болезней позвоночника и внутренних органов (Приложение №1)
Изучив литературу по данной проблеме, я определила для себя основные причины формирования неправильной осанки у младших школьников:
Неправильная посадка за партой;
неправильное положение при ходьбе;
обувь, не отвечающая гигиеническим требованиям;
неправильное ношение портфелей;
малоподвижный образ жизни.
Проведённые мною исследования и беседы со школьным врачом показали, что если в 1 класс поступают 95% детей с правильной осанкой, то ко 2 классу наблюдается снижение процентов правильной осанки до 70%. Это связано с тем, что обучающиеся 1-2 классов не придают значения своему здоровью. К окончанию 3-4 классов наблюдается положительная динамика. (Приложение № 2)
Анализ школьных сумок показал, что дети 1-3 классов правильно носят школьные портфели, располагая его за плечами, где вес сумки равномерно распределяется по спине, что не приводит к деформации осанки. А к 4 классу- 1% начинают носить школьные сумки неправильно.
Результаты школьной обуви показал, что в большинстве школьная обувь соответствует гигиеническим требованиям и нормам. Но у некоторых девочек 4 классов школьная обувь не соответствует гигиеническим требованиям и вместе с ношением тяжёлых сумок на одном плече может являться одним из условий развития неправильной осанки.
По результатам анкетирования выяснила, что:
Уровень информированности младших школьников об осанке
1 класс – 15% 2 класс – 60 %
3 класс – 85% 4 класс – 100%
Выполняют утреннюю зарядку
1 класс – 25% 2 класс – 40%
3 класс – 60% 4 класс – 85%
Посещают спортивные секции, кружки, внеурочную деятельность со спортивной направленностью
1 класс – 10% 2 класс – 25%
3 класс – 35% 4 класс – 45%
Во время посещения уроков в начальных классах я увидела, что в первых классах обучающиеся, сидя за партой, держат голову прямо всего 25%, голова наклонена вперёд 60%, «клюют носом» в тетрадь 50%, что приводит к деформации осанки. А в 3-4 классах уже наблюдается положительная динамика, где дети более осознанно следят за осанкой при посадке за партой. Держат голову прямо 68%, голова наклонена вперёд 23%, «клюют носом» 9%.
Участие в различных спортивных соревнованиях, подвижных играх, беседы про осанку, посещение кружка «Красота и Грация», спортивных секций, проведение физкультминуток и подвижных перемен у обучающихся 2-4 классов показывает положительную динамику, хотя у 1-х классов в начале года было выявлено нарушение осанки (Приложение № 3)
Но как бы мы ни старались соблюдать вышеизложенные требования, в силу жизненных обстоятельств, мы всё равно их нарушаем. Но в младшем школьном возрасте, пока ещё скелет не окреп, эти негативные последствия можно исправить путём выполнения специальных упражнений для профилактики осанки. Эти основные упражнения я собрала в буклет, с которым вы можете ознакомиться (Приложение № 4). Кроме этих упражнений, в буклете представлены упражнения, придуманные детьми, которые занимаются в кружке «Красота и Грация» (Приложение № 5).



















Вывод

Выполнение данного исследования помогло мне понять, что
неправильная посадка за партой приводит к нарушению осанки, что немаловажно влияет на здоровье школьника;
школьная обувь должна соответствовать гигиеническим нормам и требованиям;
вес школьной сумки велик, но он равномерно распределён по спине, не влияя на осанку;
уровень информированности школьников об осанке достаточно высок и практически может оказывать влияние на формирование правильной осанки.
Я считаю, что моя гипотеза подтвердилась.
Наблюдение за своей осанкой, занятие спортом и спортивными играми, использование свежего воздуха, солнечных лучей и воды помогут вам стать стройными, красивыми и здоровыми.












Список используемых источников и литературы:
1. В.В. Орехова «Здоровая спина» М.: ТЕРРА, 1997. - 144с.
2. Е.А. Резанова «Биология человека» ООО «Издат – школа 2000». – 120с.
3. Учебное пособие для инструкторов физкультуры, воспитателей и родителей М.: Издательство «Просвещение», 2003. – 112с.
4. http://www.zavuch.info/metodichka/advanced-search-results/26965 Завуч.инфо. Физическая культура и здоровье человека.

















Приложение 1



























Приложение 2
Результаты исследования осанки



13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415












Приложение 3

Соревнования по лыжным гонкам Подвижные игры











Беседы со школьным фельдшером Гуровой Т.В. и с учителем физической культуры Дей Т.И. о значении правильной осанки для здоровья младших школьников.




Приложение 4
Комплекс упражнений для детей с нарушением осанки и сколиозом
1. И.п. – лёжа на животе, руки согнуты в локтевых суставах, подбородок на тыльной поверхности кистей. Поднять голову и плечи, руки на пояс (лопатки соединить), держать 3 счёта.
2. И. п. – лёжа на спине, руки, на полу вдоль туловища. Поднять правую ногу вперёд, затем левую, согнуть их в коленях, выпрямить вперёд и опустить.
3. Дыхательное упражнение, руки на поясе (2-3 раза).
4. И.п. – то же, что и 1. Поднять туловище и голову, руки в стороны, сгибать и разгибать пальцы (6-8 раз), возвратиться в И.п.
5. И.п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. Движение ногами, как при езде на велосипеде.
6. Дыхательные упражнения: руки в стороны – вдох, руки вниз – выдох (2-3 раза).
7. И.п. – сидя на стуле, руки вдоль туловища. Руки в стороны, вверх, тянуться до отказа («самовытяжение»).












Приложение 5









«Лягушка» «Рыбка»











«Паучок» «Ружьё»








«Стульчик» «Бантик»










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115






Root Entry