Урок по истории России Князь Владимир и крещение Руси 6 класс. (в соответствии с ФГОС в условиях включения ИКС)


План-конспект урока по истории России
(в соответствии с ФГОС в условиях включения историко-культурного стандарта).
Класс – шестой.
Разработала: И.В. Юрьева, учитель истории МБОУ «Ручьевская основная школа»
Тема урока: «Князь Владимир и крещение Руси».
Учебник: «История России с древнейших времен до конца XVI века», Пчелов Е.В., Лукин П.В., «Русское слово».
Цель урока: познакомить с правлением князя Владимира и принятием христианства.
Задачи:
- обучающие: актуализировать знания из курса всеобщей истории о возникновении христианства;
- развивающие: изучая исторические документы (отрывки) уметь объяснять причины принятия христианства, давать оценку значения принятия христианства; развивать умение находить нужную информацию, выбирать главное, делать самостоятельные выводы;
- воспитательные: воспитывать российскую гражданскую идентичность, уважение к истории своей страны.
Тип урока: комбинированный
Формы работы обучающихся: фронтальный опрос, самостоятельная работа.
Особенности: школа малокомплектная, в классах по 1-2 ученика.

Структура и ход урока:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Результат взаимодействия
1.Организацион
ныйПриветствие. Проверка готовности к уроку. Подготовка к уроку Запись в тетради
Числа, темы урока.
2.Подготовки обучающихся к восприятию нового материала Целеполагание, постановка проблемного задания: «Имя князя Владимира одно из самых значимых в русской истории. Древнерусские книжники называют этого князя равноапостольным. По православной традиции так именуют святых, послуживших распространению христианства, а в памяти народной князь остался как Владимир Красное Солнышко. Давайте попытаемся с Вами выяснить, почему так высоко оценена деятельность князя Владимира? Составление плана урока в ходе совместного обсуждения 3.Усвоения нового материала Беседа с классом:
1.Вспомните при каких обстоятельствах погиб князь Святослав?
2.Какие сыновья претендовали на киевский престол?
Задание классу:
- самостоятельно прочитайте $7 п. №1, составьте схему княжения сыновей Святослава в русских землях;
- ответьте на вопрос: « Кто из сыновей и как победил в борьбе за Киев?»
При Владимире произошло одно из величайших событий многовековой русской истории, Русь приняла христианство.
Задания классу:
- вспомните, что Вам известно о языческих традициях древней Руси?
-внимательно прочитайте $7, с.49, объясните, « Почему князя перестали устраивать языческие боги, каковы причины принятия
христианства на Руси?» (составьте план ответа на вопрос).
Русь, переходя к новой религии-единобожию, оказалась перед выбором: христианство как в Византии, иудаизм как в Хазарии, ислам как в Волжской Булгарии. Знакомство с историческими документами поможет нам найти ответы на вопросы:
-какую веру выбрал Владимир и почему?
Задания
Внимательно прочитайте один из предложенных документов и ответьте на вопросы.
(тексты № 1-5)
-где и как крестили киевлян?
-как поступил князь Владимир с языческими идолами?
-охотно ли расстались киевляне с языческими идолами?
Физкультминутка. Работа с опорной схемой «Династия Рюриковичей в 9-н.11 вв.»
Работа с опорной схемой
«Языческие боги»
Работа с текстом учебника,
Работа с документами
Иллюстрация в учебнике.
Схема:
Святослав
--------- !----------------------
! ! !
Яро- Олег Влади-
полк мир
(Киев) (Древл. (Новго- земля) род)Вывод: победа Владимира в борьбе за Киев.
Перечисление главных богов, низших божеств.
В тетрадь записаны причины принятия христианства.
Запись в тетради даты крещения Руси.
4.Обобщения и систематизации знаний Задание классу: Почитайте текст № 6, заполните таблицу «Значение принятия христианства на Руси» (политическое, международное, духовное).
Индивидуальная работа обучающихся, заполнение таблицы. Заполненная таблица.
5.Информации домашнего задания Параграф 7.
Дополнительно:
Подсчитать сколько лет существует христианство на Руси;
Информационный проект – найти в библиотеке или Интернет – ресурсах информацию о первых русских храмах, подготовить презентацию. Запись домашнего задания.
6.Подведение итогов урока Вопросы обучающимся: вспомним цели и задачи урока, удалось ли их достичь? Самооценка Обучающиеся показывают картинки с буквами:
П –я все понял;
Н – ничего не понял;
С – понял многое, но есть вопросы.
7.Рефлексия Тест. 1. Какая церковь утвердилась на Руси:
а) иудейская б) православная
в) католическая г) мусульманская
2. Кто начал крещение Руси:
а) Ольга б) Игорь в) Владимир
г) Ярополк
3. Когда началось крещение Руси:
а) 955г. б) 988г. в) 945г. г)998г.
4.Чему способствовало крещение Руси
а) разобщению русичей
б) распространению славянской письменности
в) обострению отношений с Византией
г) падению международного авторитета
Руси.
Взаимопроверка в парах. ( В случае, если в классе один ученик – проверка учителем) Приложение
Текст № 1 Адаптированный перевод фрагмента « Повести временных лет» (Михельсон Т. Рассказы русских летописей М.; 1989.)
« В лето 986. пришли болгары - мегометане и иноземцы от папы из Рима, а после них хазарские евреи, и хвалили каждый закон свой. Затем прислали греки к Владимиру философа. Он много говорил о жизни и смерти, о бытие всего мира. И запала на сердце Владимиру мысль креститься, но он хотел еще разузнать обо всех верах…
В лето 987. созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: « Вот приходили ко мне болгары, говоря, прими закон наш. Затем приходили немцы от папы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой- восхваляя. Что же вы посоветуете, что ответить?» И сказали бояре и старцы:- « Если хочешь в самом деле разузнать, то пришли своих мужей, пусть разузнают, у кого какая служба». Избрали мужей славных и умных и сказали: « Идите к болгарам, к немцам и грекам и испытайте их веру». Пошли русские послы к болгарам, к немцам и грекам. Когда они вернулись, созвал князь бояр своих и старцев и обратился к послам: « Говорите перед дружиною». Они же сказали: « Ходили к болгарам, смотрели как они молятся в мечети, и нет у них веселья, только печаль великая. Не добр их закон. И пришли мы к немцам и видели в храмах различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в греки и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали- на небе мы или на земле: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знали, как лучше рассказать об этом. Знаем мы только, что служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той».
Текст № 2 («Из истории государства Российского» Н. Карамзина).
« Собрав многочисленное войско, великий князь Владимир пошел на судах к греческому Херсону…. Великий князь грозил им стоять три года под стенами, ежели сдадутся, но граждане отвергли его предложения, старались уничтожить все работы осаждающих…
К счастью, нашелся в городе доброжелатель Владимиру, именем Анастас, сей человек пустил к россиянам стрелу с надписью: « За вами, к востоку, находятся колодези, дающие воду херсонцам чрез подземные трубы, вы можете отнять ее». Великий князь спешил воспользоваться советом и велел перекопать водоводы. Тогда граждане, изнуряемые жаждою, сдались россиянам. Завоевав, славный и богатый город…. российский князь… чрез послов объявил императорам Василию и Константину, что он желает быть супругом сестры их Анны и в случае отказа возьмет Константинополь. Сии обстоятельства принудили императоров забыть обыкновенную надменность и призрение к язычникам. Василий и Константин, надеясь помощью сильного князя российского спасти трон и венец, ответствовали ему, что « приняв веру христианскую, он получит и руку царевны и Царство Небесное». Владимир…. С радостью изъявил согласие креститься.
Текст № 3 (Из книги Раушенбаха Б. Сквозь глубину веков )« В немалой мере выбор Владимира был обусловлен исторически….С Византией уже сложились достаточно тесные экономические отношения, она была близко расположена… На решение Владимира могло повлиять и то, что в православной церкви в отличие от католической богослужение можно было вести на понятном языке… Византийский вариант христианства отвечал нуждам феодального общества и поэтому вполне соответствовал замыслам Владимира. Ни Русь, ни Византия не расценивали предстоящее крещение как чисто религиозный акт…. Точка зрения Византии сводилась к следующему:
- 2 -
поскольку Русь обращалась в православную веру, а православную Церковь возглавляли патриарх и император, то Русь автоматически становилась вассалом Византии…. Точка
зрения Владимира и его окружения была иной. По мысли князя, Русь превращалась бы в дружественное Византии, но вполне суверенное государство. Как друг Византии, она оказывала бы ей военную помощь».
Текст № 4. (Из книги А. Поппэ « Политический фон крещения Руси»).
« Тяжелое военное поражение, еще более болезненная потеря престижа в битве с болгарами 17 августа 986 года, побудили Василия III пересмотреть политику Византии по отношению к Руси. Контакты с Киевом были установлены вскоре после отступления из Болгарии. Во время переговоров между Василием и Владимиром ,обсуждались три проблемы: принятие христианства Русью и ее правителем, его брак с багрянородной Анной и военная помощь Византийской империи… Выбор даты крещения Владимира и его подданных не представлял особого труда…. Некоторые византийские послы оставались в Киеве, чтобы подготовить и совершить обряд крещения… до прибытия в Киев багрянородной Анны. Самое раннее, это могло произойти летом 988 года».
Текст № 5. Адаптированный перевод фрагмента из « Повести временных лет».
« Владимир… повелел опрокинуть идолы- одних- изрубить, а других - сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочь его с горы по Боричеву ввозу к Ручью, приставил12 мужей колотить его жезлами…. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, т.к. полностью не приняли еще они святого крещения. И притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, только тогда оставьте его». Они исполняли, что им было приказано. И когда пустили Перуна, и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, как зовется оно и до сих пор. Затем послал Владимир по всему городу сказать: « Если не придет кто завтра на реку, будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб будет мне врагом». Услышав это, пошли с радостью люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы это князь наш и бояре». На следующий день вышел Владимир с попами царицынами и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь…некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасенных душ».
Текст № 6. Адаптированный перевод фрагмента из « Повести временных лет».
« Владимир приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя Святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие…. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов, и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное…. Когда отданы были в обучение книжное, то тем самым сбылось на Руси пророчество, гласившее: « В те дни услышат глухие слова книжные, и ясен будет язык косноязычных». Не слышали они раньше учения книжного, но по божьему усмотрению и по милости своей помиловал их Бог, как сказал пророк: « Помилую, кого хочу». ,
Список литературы:
Учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века», Пчелов Е.В., Лукин П.В., «Русское слово».
Рабочая программа к учебникам Пчелова Е.В. «История России. 6 класс» и «История России. 7 класс» издательства «Русское слово»