Урок обобщения и систематизации знаний для 9х классов «Многообразие химических реакций»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Урок обобщения и систематизации знаний для 9х классов
«Многообразие химических реакций»
Автор сценария: Варганова Светлана Александровна,
Учитель химии и естествознания,
Учитель Высшей категории,
«Старший учитель»
Симферополь 2015
Цели урока: обобщать и уметь применять знания и навыки при решении практических и логических задач по теме.
I. Образовательные:
Обеспечить восприятие и осмысление основных понятий темы «Многообразие химических реакций». Отработать умения и навыки в составлении и определении уравнений реакций разного типа.
II. Развивающие:
Развивать у учащихся умения выполнять химический эксперимент, анализировать результаты исследований, делать логические выводы, сравнивать не только понятия, но и порядок выполнения действий, выделять главное.
III. Воспитывающая
Продолжить воспитание чувства ответственности и коллективизма через различные формы работы. Прививать интерес к химии как к науке и показать ее применение в жизнедеятельности человека.
Задачи урока:
На основе лабораторных опытов и логических заданий закрепить знания о многообразии химических реакций. Продолжить развитие не только речевых навыков, но и наблюдательности. Развивать умения делать выводы на основе эксперимента и полученных знаний о типах химических реакций. Создать условия для желания активно учиться, без принуждения и перегрузок.
Методы и методические приемы:
Индивидуальная работа учащихся, работы в парах и малых группах, лабораторный химический эксперимент, сообщения учащихся.
Тип урока: обобщающий
Оборудование: мультимедийное, реактивы и оборудование, пособия : Химия. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-9, Радецкий А. М. «Химический тренажер по неорганической химии», 2014, Боровских Т. А. «Тесты по химии» 2011.
Эпиграф к уроку: И. В. Гете «Мирозданье постигая,
Все познай, не отбирая:
Что – внутри, во внешнем сыщешь;
Что – вовне, внутри отыщешь.
Так примите ж без оглядки
Мира внятные загадки»
По эпиграфу и знаниям, приобретенным ранее, дети высказывают предположения, тем самым формируют цель и задачи урока, что делает тему значимой для каждого.
Ход работы
1*30 – повторение теории
"Мозговая атака" с сообщениями учащихся (приведены интересные из сообщений)
Вопросы классу:
1. Назовите процесс: взаимодействие веществ с водой с образованием различных соединений (гидролиз).
2. Назовите процесс: отдача электронов каким-нибудь веществом (окисление).
3.Назовите фамилию ученого, занимавшегося исследованиями в области электропроводности растворов (Каблуков И. А.).
И. А. Каблуков очень строго относился к студентам, часто требуя от них не только хорошего знания химии, но и, главное, глубокого понимания. Правда, в отдельные минуты профессор позволял себе скромно пошутить. Рассказывают, однажды во время экзамена Каблуков обнаружил у одного из студентов слабое знание материала. Он нахмурился и поинтересовался: «На троечке хотели прокатиться, молодой человек?» «Да», - ответил студент, опуская голову. «Идите пешком!» - резко бросил экзаменатор и поставил «2».
4. Как называют ионы, несущие положительный электрический заряд (катионы).
5. Назовите фамилию ученого, основавшего ТЭД (Аррениус).
С. Аррениус выделялся из толпы своей полнотой. Однажды ученые – химики решили собраться на очередную встречу в одном из центральных отелей Берлина. Аррениус вошел в здание, оставил пальто в гардеробе и направился в зал, где уже шел оживленный диспут, но его остановил служащий отеля: «Простите, сударь, вам не сюда – корпорация мясников собралась рядом»
6. Каково название положительного электрода (анод).
7. Наименьшая частица любого вещества, обладающая его основными химическими свойствами (молекула).
«Молекула состоит из брусочков, которые придумал доктор Дальтон» – однажды ответил ученик Дж. Дальтона. Все дело в том, что ученый использовал брусочки для изготовления моделей атомов, когда работал над стехиометрическими законами.
2. Работа по таблице растворимости и таблице обнаружения ионов
В воде источника у реки Салгир были обнаружены следующие ионы: Ва2+, CL-, K+, NO3-? При растворении каких солей в воде можно получить раствор, содержащий те же ионы? Запишите формулы солей и укажите в каком случае образуется большее количество вещества анионов. Используя какие реактивы можно определить каждое вещество? Записать возможные уравнения реакций в ионном и сокращенном видах. [3]
Слушаем предположения и ответы, проверяем задание у доски и выборочно.
Комментируем результат.
3. Работа индивидуально:
Используя тесты [1] распределяем учащихся по силе и по вариантам. Более слабые выполняют тест №1 «Электролиты и неэлектролиты. Диссоциация веществ в растворе», для более сильных тест №2 «ЭЛД кислот, щелочей и солей» и №3 «Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации». Для сильных учеников тест № 4 «Реакции ионного обмена и условия их протекания».
Проверка ответов и комментарии по основным ошибкам.
5. Физкультминутка – тест
На правильное утверждение – хлопок, на неправильное - руки вверх1.Электролиты в растворах существуют в виде ионов
2. В растворах носителями электрического тока являются молекулы
3. Кислоты не являются электролитами
4. С помощью индикаторов можно выявить наличие ионов Гидрогена
5. В растворах кислот лакмус окрашивается в синий цвет[4]
4 . Работа в парах - «Кроссворд» (проверка на слайде)
э л л Е а А К К к к Т Ца Г м А рре Н И у с
Т Е О ПИ Д с Т
И А Л Т о РЕ
о К И О нО ПнТ т рЛ Е
И И Н
в зьПодведение итогов
Что повторили, что пропустили, что еще будем повторять
2*30 – подготовка к практической работе
Задание 1 фронтально: просмотр фильма «Качественная реакция на серную кислоту и ее соли» [11]. Записать уравнения реакции в ионном и сокращенном видах.
Проверка и комментарии у доски и в тетради выборочно.
Задание 2 группами. Для группы №1. В трех пробирках находятся растворы гидроксида калия, соляной и серной кислот. Опытным путем определить, в какой из трех пробирок находится соляная кислота[2].
Записать уравнения реакции в ионном и сокращенном видах.
Задание группе №2. Даны три пробирки с растворами серной кислоты, гидроксида натрия и гидроксида кальция. Опытным путем определить, в какой из трех пробирок находится основание гидроксид кальция. Записать уравнения реакции в ионном и сокращенном видах.
Задание группе №3. В двух пробирках находятся растворы солей хлорида натрия и карбоната натрия. Опытным путем определить, в какой из двух пробирок находится соль карбонат натрия. Записать уравнения реакции в ионном и сокращенном видах.
Задание группе №4. Исследовать сточные воды озера «Омут» на наличие катионов Pb ² + и Sn 2+. Записать уравнения реакции в ионном и сокращенном видах. [3]Задание группе №5. По проблеме засоления почв у завода по производству кирпича в поселке Кирпичное даны следующие показатели: наличие карбонатов, сульфатов и фосфатов. Как исследовать почву на наличие этих анионов? Записать уравнения реакции в ионном и сокращенном видах. [3]
Комментарии по работе каждой группы.
5. Физкультминутка – тест
На правильное утверждение – хлопок, на неправильное - руки вверх1. В растворах щелочей всегда имеются ионы ОН-
2. Анионы – это положительно заряженные ионы
3. Раствор натрий фосфата содержит ионы натрия и РО4 3-
4.Степень диссоциации обозначается символом α
5.Слабые электролиты хорошо диссоциируют на ионы[ 4]
Задание по рядам
Напишите молекулярные и полные ионные уравнения реакций, которым соответствуют следующие сокращенные ионные уравнения реакций:
№1 Cu 2+ + 2 OH- = Cu (OH) 2
№ 2 Ca2+ + CO3 2- = CaCO3
№3 CO3 2- + 2H + = CO2 + H2 O [2]
Комментарии у доски и на месте. Если есть время, записать несколько уравнений в полной, ионной и сокращенной форме из дополнительных заданий
Подведение итогов
Что вспомнили, что пропустили, что еще будем повторять. Как работали командой и индивидуально.
3*30 подготовка к контрольной работе
1. Графический диктант. Пронумеровать в строчку от 1 до 10, если утверждение верно – внизу ставим +, если неверно – минус
1. Схема А+Б=АБ соответствует реакции разложения
2. Схема А+ БС= Б+АС соответствует реакции обмена
3. Реакции, которые протекают с выделением теплоты, называются эндотермическими
4. В реакциях разложения могут принимать участие 2 сложных вещества
5.В реакциях соединения могут принимать участие 2 сложных вещества
6.Катализатор уменьшает скорость реакции
7. Давление увеличивает скорость реакции в газах
8. Давление влияет на химическое равновесие
9. Увеличение концентрации реагирующих веществ смещает равновесие в сторону продуктов реакции
10. Гидролиз реакции зависит от температуры [6]
Проверка по слайду + комментарии.
2. Работа в парах. По учебнику повторить определения. [5] Для этого составить алфавитный указатель для основных правил либо определений по параграфам 1-3,5. Ответить на тестовые задания.
Проверка + комментарии и дополнения учащихся
3. Работа индивидуально по вариантам.
По тесту [1] выполнить тест № 5 « ОВР. Окисление и восстановление».
Сдать тетради на проверку.
Подведение итогов, рефлексия.
Каждый проводит оценивание своей работы и на полях выставляет отметку. Поднять руки тем, у кого «3» бала. Причина? Какие задания вызвали затруднения? Почему? Предложения как улучшить результат.
Поднять руки тем, у кого «4». Те же вопросы. Ученики, имеющие «5» балов отправляются на помощь более слабым.
Итог работы на уроке: присутствовало 21 человек з 27
3 бала получили 6 человек,
4 бала – 7
5 балов – 8 человек.
Домашнее задание
К практической работе повторить:
- Составление формул веществ
- уравнение диссоциации веществ
- уравнения диссоциации химической реакции
- реакции ионного обмена
К контрольной работе повторить:
- ОВР. Окисление и восстановление
- Факторы влияющие на скорость реакции
- Химическое равновесие и принцип Ле Шателье- ЭЛД веществ в растворе.
- теорию по теме в учебнике по параграфам 1-3, 5-10
Результаты урока:
5 4 3 2
Практическая
(25 из 27) - 14 10 1
Контрольная
(25 из 27) 5 12 10 -
1 четверть
27 человек 5 13 11 -
Используемая литература:
Боровских Т. А. «Тесты по химии» 2011.
Радецкий А. М. «Химический тренажер по неорганической химии», 2004
Сборник «Экологическое воспитание школьников».
Тематическое оценивание по химии (пособие), Дехтяренко С. Г., Хандожко И. М., 8, 9, 1, ЛИПС, 2004-2005.
Фельдман, Рудзитис 8-11, Химия.
Химия. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-9. Базовый, повышенный, высокий уровни.
xumuk.ruhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5aa-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_05.swf