Урок литературного чтения по сказке Х. К. Андерсена «Девочка со спичками»
Технология проблемно-диалогового обучения
как средство развития познавательного интереса на уроках литературного чтения
Н.И. Беспечальных
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования говорится о том, что целью образования сегодня является «достижение не только предметных образовательных результатов, но и, прежде всего, формирование личности учащихся и овладение универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познании на всех этапах дальнейшего образования».
А это значит, что современное образование должно не только передать учащимся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление реализовать свои способности. А.С. Макаренко считал, что «великим ученым ребенок может и не быть, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем мире ему научиться необходимо».
Как пробудить интерес к обучению у младших школьников? Как научить отстаивать собственную позицию, проявлять инициативу? Как научить учиться?
Подобные вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную классно-урочную систему, нельзя. Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик.
Работая с детьми младшего школьного возраста, я находилась в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы развивали у учащихся познавательную самостоятельность, мыслительную и творческую деятельность.
Одной из таких технологий, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка, является технология проблемно-диалогического обучения.
Эта технология, разработанная группой академиков РАО А.А. Леонтьевым, Ш. А. Амонашвили, С. К. Бондыревой, Мельниковой Е. Л. и др. построена на лучших российских педагогических традициях, принципах развивающего обучения, что позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.
«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими» (Шалва Амонашвили).
В словосочетании проблемный диалог первое слово «проблемный» означает, что урок изучения нового материала обязательно включает два этапа: «постановка проблемы» и «поиск решения». Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопросов для исследования. Поиск решения - это этап формулирования нового знания.
Слово «диалог» означает, что и постановку проблемы, и поиск решения должны выполнить ученики в специально организованном учителем диалоге.
Таким образом, на проблемно-диалогических уроках учитель сначала с помощью диалога помогает поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования. Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация. Затем учитель с помощью диалога организует поиск решения, т.е. «открытие» знания школьниками. При этом достигается глубокое понимание изучаемого материала, ведь нельзя не понимать того, до чего додумался сам. Лев Николаевич Толстой писал: «Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.».
К методам постановки учебной проблемы относятся:
побуждающий от проблемной ситуации диалог
Создание проблемной ситуации (с удивлением или затруднением).
Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации.
(Отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать заложенные в проблемной ситуации противоречия).
Побуждение к формулированию учебной проблемы.
(Какова будет тема урока?)
Принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
подводящий к теме диалог система (логическая цепочка) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока:
репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу);
мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение).
Сообщение темы с мотивирующим приемом.
Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»).
Рассмотрим реализацию основных приемов проблемно - диалоговой технологии на примере урока литературного чтения по сказке Х. К. Андерсена «Девочка со спичками».
Цели урока: ознакомление с христианской сказкой Х. К. Андерсена «Девочка со спичками»; формирование умения различать точку зрения автора, выражать собственную позицию, умение вести диалог, постижение нравственных проблем сказок Андерсена.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Подводящий диалог к ознакомлению с новой темой урока.
Система посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока.
Прием «яркое пятно»
1.Прочитайте название произведений. Что их объединяет?
«Русалочка»
«Гадкий утенок»
«Стойкий оловянный солдатик»
«Дюймовочка»
«Дикие лебеди»
«Девочка со спичками»
«Огниво»
2. Что такое сказка? (учитель выписывает на доску ключевые слова из ответов детей: выдумка, чудо волшебство, добро побеждает зло, счастливый конец)
-Х. К. Андерсен называл сказкой свою жизнь. Послушайте и запомните эти слова. Мы ещё вернёмся к ним в конце урока.
«Моя жизнь - прекрасная сказка, богатая событиями, благословенная. История моей жизни поведает миру то, что она говорит мне:
-Господь милостив, и всё, что творится - к лучшему.»
3. Какие бывают сказки?
Дети читают названия произведений, делают вывод:
- Это сказки Х. К. Андерсена.
Ответы детей:
-Сказка – это выдумка, чудо.
- Сказка – это волшебство, где добро всегда побеждает зло.
- В сказке всегда счастливый конец.
Ответы детей:
Сказки бывают авторские (литературные) и народные.
Бывают сказки о животных, волшебные, бытовые.
Ознакомление с новой темой урока
Создание проблемной ситуации с использованием приема «с удивлением»
1. Прочитайте название сказки, с которой мы не знакомились на уроках литературного чтения.
2. По названию сказки можно предположить, какая это будет сказка?
Читают название сказки
«Девочка со спичками»
Ответы детей:
Возможно, это будет бытовая сказка. Девочка и спички - это опасно, а не волшебно.
Первичное восприятие
Прослушивание сказки в аудиозаписи.
Анализ произведения
1.Оправдались наши предположения, моно ли считать эту сказку бытовой?
2.Какой предмет является в этой сказке волшебным?
3. Кто главная героиня сказки?
Какая она, найдите и прочитайте в тексте.
4. Когда происходили события, описанные автором?
5. Где вы встречаете Новый год?
6. Почему эта девочка оказалась на улице? Подтвердите свое мнение чтением отрывка из сказки.
Ответы детей:
- Нет, это сказка не бытовая.
Она волшебная.
-Это спички.
- Девочка.
Дети выборочно зачитывают описание девочки.
- Это был канун Нового года.
- Новый год – семейный праздник, все члены семьи встречают его дома вместе.
-Девочка боялась идти домой.
«Ей ведь не удалось продать ни одной спички, она не выручила ни гроша, а она знала, что за это отец прибьет ее; к тому же, думала она, дома тоже холодно; они живут на чердаке, где гуляет ветер, хотя самые большие щели в стенах и заткнуты соломой и тряпками».
Соотнесение иллюстраций к сказке с ее содержанием.
(каждая из 4-х иллюстраций соответствует тому, что увидела девочка при каждой вспышке спички)
-Найдите и прочитайте отрывок сказки, который соответствует рисунку.
Дети находят отрывок из сказки и зачитывают его.
Обмен впечатлениями
Противоречивые факты, взаимоисключающие мнения.
1.Какое настроение осталось после прочтения сказки?
- Как отнеслись люди к произошедшему, прочитайте.
- Что чувствовала сама девочка? Почему? Подтвердите свое мнение чтением отрывка.
-Сравните описание девочки в начале и в конце сказки.
Как автор относится к произошедшему в конце сказки?
- Почему, ведь девочка умерла?
Попробуйте найти ответ в высказывании сказочника о своей жизни.
«Господь милостив, и всё, что творится - к лучшему».
- Очень грустное, ведь девочка умерла.
- Люди говорили с сожалением:
«Девочка хотела погреться»
- Девочка была счастлива, потому что исполнилось ее самое большое желание – быть вместе с бабушкой.
«И никто не знал, какие чудеса она видела, среди какой красоты они вместе с бабушкой встретили Новогоднее Счастье».
- В начале сказки «маленькая нищая девочка с непокрытой головой и босая», «ножки ее покраснели и посинели от холода», «Она брела голодная и продрогшая и так измучилась, бедняжка!»
- В конце сказки «на щечках ее играл румянец, на губах – улыбка»
- Автор счастлив вместе с девочкой.
- Х. К. Андерсен верил в Бога, и все , что делает Господь, все – к лучшему»
Итог урока
- Для чего Х. К. Андерсен написал такую сказку?
-На каком уроке мы можем еще раз вернуться к этой сказке?
-Какая это сказка?
- Он хотел, чтобы люди верили в Бога, в его справедливость.
-На уроке православной культуры.
- Эту сказку можно отнести к христианским сказкам.
Технология проблемно-диалогического обучения способствует не только развитию познавательного интереса, но и развитию их мышления и речи, формирует самостоятельность суждений, позволяет создать условия для позитивного развития личности младшего школьника, приучает к творчеству, овладению универсальными способами учебной деятельности, то есть полностью соответствует требованиям Федеральным государственным образовательным стандартам.
Список используемой литературы
Брауде Л. Ю. Жизнь и творчество Ханса Кристиана Андерсена. Л, 2001
Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002
Сайт [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ. – М: Просвещение, 2010.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315