Технологическая карта урока литературного чтения 4 класс. Обобщающий урок по сказке Г.Х. Андерсена Русалочка

Технологическая карта урока
Предмет: литературное чтение.
Класс: 4 «А»
Тема урока: Обобщающий урок по сказке Г.Х. Андерсена "Русалочка"
Тип урока: систематизация и обобщение знаний
Цель: Совершенствовать групповые формы работы, навык беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения, развивать монологическую речь, ее содержательность, последовательность, точность, выразительность, умение высказывать свои мысли, обогащать словарный запас, развивать умение классифицировать факты, делать обобщающие выводы, воспитывать чувство самоотверженной, сердечной привязанности к людям, готовность прийти на помощь, положительные качества в процессе работы в парах, группах.
Формы работы на уроке: фронтальная работа, групповая работа.
Средства обучения: распечатки с заданиями для групп.
Планируемые результаты:
предметные: знание зарубежной литературы, определение ее особенностей, составление пересказов самых интересных эпизодов произведения, составление собственного окончания сказки.
метапредметные: личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
познавательные: умение осуществлять логическое действие «обобщение»; строить простые рассуждения на основе подводящей информации (индуктивное умозаключение); давать определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений; владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем;
регулятивные: умение самостоятельно ставить новые учебные задачи; определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения; оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки; осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху;
коммуникативные: умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации; формулировать точку зрения; аргументировать свою точку зрения (в коммуникативной ситуации); определить общую цель и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности.

Этапы урока и его цель
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты




предметные
УУД

I. Мотивация учебной деятельности учащихся
Создать благоприятную обстановку для дальнейшей эффективной работы.
Проверка рабочих мест
Девиз урока: Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь.
(Г.Х. Андерсен)
- Как понимаете смысл высказывания?

Отвечают на вопрос





Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (индуктивное умозаключение).

II. Актуализация знаний
Актуализировать личный опыт и опорные знания обучающихся, умение использовать их на практике.

- Работать на уроке вы будете в группах.
- Как должна быть построена работа в группах, чтобы был качественный результат?
(учащиеся распределяются по группам.)
Оценивание этапов работы - жетоны.
-Прочитайте пословицы:
* Верная любовь в огне не горит и в воде не тонет.
* Для любви нет преград.
* Лучше страдать и любить, чем не любя на свете жить.
* Любви все возрасты покорны.
-Чем похожи все эти пословицы?
Отвечают на вопросы, читают пословицы






Умение формулировать точку зрения.
Умение осуществлять логическое действие «обобщение». Умение давать определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений.

III. Постановка цели урока.
Привлечь внимание детей к предстоящей деятельности по теме.
- Добрые сказки вы помните с детства
Хочу чтобы сказки любили вы,
Чтобы подкралось к самому сердцу
И заронило зерно доброты и любви.
- Какова цель урока?
- На уроке мы обобщим знания о прочитанной сказке Г.Х. Андерсена "Русалочка"
Предполагают цель урока.




Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи.

IV. Обобщение и систематизация знаний
Обеспечение развития умения ставить цель и планировать свою деятельность, работать в группе, обеспечить применение обучающимися знаний и способов действий.






































Учитель организует работу в группах.
- Что вы знаете о сказочнике Г.Х. Андерсене?
Викторина
-Ответьте на вопросы
(вопросы задаются по очереди каждой группе)
1. Сколько принцесс дочек было у морского царя? (6)
2. Когда русалочкам разрешалось всплывать на поверхность моря. (15 л)
3. Что увидела русалочка, когда первый раз всплыла на поверхность моря? (Корабль, людей, принца)
4. Кто спас принца во время бури на море? (Русалочка)
5. Что взяла ведьма за помощь у русалочки? (Голос)
6. Почему у всех сестер русалочки не стало роскошных длинных волос? (Они их отдали ведьме за то, чтобы она помогла русалочке избавиться от смерти)
7. Почему русалочка превратилась в морскую пену? (Т.к. ее не полюбил принц, а это было условие ведьмы)
8. Сколько лет живут русалочки? (300)
9. Любил ли принц русалочку, как она его?
10. Могла ли русалочка спастись? Что для этого она должна была сделать?
11. Какое решение приняла русалочка?
12. На какую жертву прошла русалочка, чтобы принц полюбил ее?
13. Во что превратилась русалочка после смерти?
- Задайте свой вопрос по сказке любой группе.
Восстановите план сказки.
* Жизнь во дворце
* Тоска Русалочки
* Принц встречает принцессу
* Разговор с ведьмой
* Какая она - человеческая жизнь?
* Последняя ночь
* Принц спасен
* Дорога к ведьме
* Отношения с принцем
* Морская семья
* Наблюдение за принцем
* Русалочка узнает о решении принца
* Прекрасный принц
* Русалочка превратилась в человека
* Встреча с сестрами
* Гибель русалочки
* Морской бал во дворце
* Она стала прекрасной девушкой
* Страшная буря
* Принятое решение
Проверка выполнения
- Кто выполнил безошибочно?
- У кого были ошибки? сколько?
Инсценировка эпизодов сказки
- Выберете любой эпизод в сказке и подготовьте его к инсценировке (даётся на подготовку 5 минут)
- У кого получилось, на ваш взгляд, удачнее?
Отвечают на вопросы. Задают по одному вопросу любой группе.
Восстанавливают план:
1) Морская семья.
2) Прекрасный принц.
3) Страшная буря.
4) Принц спасен.
5) Тоска Русалочки.
6) Наблюдение за принцем.
7) Какая она - человеческая жизнь?
8) Морской бал во дворце.
9) Дорога к ведьме.
10) Разговор с ведьмой.
11) Принятое решение.
12) Русалочка превратилась в человека.
13)Она стала прекрасной девушкой.
14) Жизнь во дворце.
15) Отношения с принцем.
16) Принц встречает принцессу.
17) Русалочка узнает о решении принца.
18) Последняя ночь.
19) Встреча с сестрами.
20) Гибель русалочки.
Взаимопроверка по группам. Инсценируют эпизод из сказки. Определяют, у кого получилось удачнее инсценировать.

Знание произведений
зарубежной литературы, составление пересказов самых интересных эпизодов произведения.







Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (индуктивное умозаключение). Умение осуществлять логическое действие «обобщение». Владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем.
Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения.
Умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки.
Умение аргументировать свою точку зрения (в коммуникативной ситуации). Умение определить общую цель и пути её достижения.
Умение договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности.


V. Применение знаний в новой ситуации.
Обеспечение развития умения ставить цель и планировать свою деятельность, работать в группе.
- Представьте себе, что вам предложили изменить конец сказки. Придумайте своё окончание сказки
- У кого больше понравилось завершение сказки?
Придумывают своё окончание сказки, рассказывают по группам. Высказывают своё мнение.
Составление своего окончания сказки.
Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации.
Умение ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации.
Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения.
Умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки

VI. Домашнее задание.
Организация деятельности обучающихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях,
обеспечение развития умения планировать свою деятельность.
- Составить кроссворд по данной сказке.
учитель проговаривает и объясняет домашнее задание.
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.

Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение


VII. Рефлексия. Итог урока.
Проверка сформированности общеучебных умений и навыков, самооценка результатов деятельности и всего класса.
- Как вы оцениваете работу своей группы?
- Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы важны для вашей будущей деятельности и жизни?
Дети высказывают своё мнение.

Умение формулировать свою точку зрения. Оценивать работу на уроке.


15