Урок по географии на темуПриродные зоны Северной Америки
Урок: Природные зоны Северной Америки
Планируемые результаты:
Предметные: должны знать: характерные особенности природных зон Северной Америки; закономерную смену природных зон с севера на юг;
Метапредметные – должны уметь: показывать природные зоны на карте, доказывать, что все компоненты природной зоны связаны между собой;
Личностные- проявляют устойчивый познавательный интерес к предмету.
Образовательные ресурсы: физическая карта природных зон Северной Америки.
Тип урока: урок – практикум.
Ход урока
Показ презентации о природе Северной Америки……………………………
Какие ассоциации у вас возникли при рассматривании этих слайдов? Определите тему урока. Поставьте для себя цель изучения материала.
( возможные ответы: описать природные зоны материка)
Обобщить ответы школьников и предложить в ходе урока решить следующую познавательную задачу: охарактеризовать природные зоны Северной Америки, углубить знания о взаимосвязях природных компонентов в природных зонах.
Для работы на уроке мы с вами будем работать в роли разных специалистов:
Картографом, геологом, климатологом, ботаником, почвоведом, зоологом, экологом. Знаете ли чем занимаются эти специалисты?
Картограф. Определяет географическое положение данной территории.
Геолог. Изучает строение, состав и историю земной коры
Климотолог. Определяет типичный для данной территории характер погоды.
Ботаник специалист по растительному миру.
Почвовед изучает поверхность земной коры, в котором развивается растительная жизнь
Зоолог специалист по животному миру
Эколог изучает взаимоотношение живых организмов с окружающей средой
Для работы вам даны инструкции.
Дети читают, можно вслух.
Используя данный план, определим способ отражения информации. Основным источником информации мы считаем карту.
При изучении природных зон мы используем ряд тематических карт. Давайте поразмыслим, а нельзя ли объединить многочисленные данные на одном листе, создавая «Лист атласа» - природные зоны Северной Америки.
Современные атласы располагают на своих страницах дополнительной информацией: рисунки, таблицы, схемы и даже краткие описания. Какой результат мы должны получить в конце урока? (составить красочное картографическое и текстовое описание природных зон на территории Северной Америки.В работе вам поможет данный конверт, выданный мной. Достаньте материалы из конвертов, которые лежат у вас на партах. Я поясню, что здесь такое. Здесь материал
Геолога профили рельефа
Климатолога график температуры и осадков
Почвоведа почвенный профиль
Ботаника рисунки растений
Зоолога – рисунки животных
Эколога – основы для изображения знаков по охране природы.
Каждому из вас дана заготовка из бумаги, разрезанная по границе территории зоны. При ответе можно пользоваться учебной литературой, атласами, справочным материалом.
На работу дается 15 минут
В результате проделанной работы мы с вами создадим картосхему атласа на доске, где будет дана полная характеристика природных зон Северной Америки.
Арктические пустыни
Показ презентации «Аляскинская тундра» ( творческое задание)
«Денали» на языке индейцев…
Ледник глетчер МалдроуГоры и снег
Г.Мак-Кинли и медведь
Олень карибу
Курочки-пеструшки
На склоне вы видите белые точки – барашки
В парке водятся лоси
Тундра
Смешанный лес
Степи
Полупустыни
Подведение итогов работы в группах
Оценить работу групп
100 – 120 баллов – информация готова к печати
80-100 баллов – с доработкой можно оформить отдельную главу
60-80 баллов – отдельные пункты готовы к печати
Менее 60 баллов – материал к печати не готов.
тест
вывод
Материк Северная Америка очень разнообразен. Ландшафты материка уникальны и неповторимы. Каждый ландшафт осваивается человеком в соответствии с его природными особенностями. Характерное отличительное качество природных ландшафтов материка состоит в том, что рельеф на большей площади вместе с расположением природных зон в разных климатических поясах создали нигде более не встречающуюся полноту спектра природных зон от арктической тундры до полупустынь и даже пустынь.
Раздать карточки:
Дай оценку своей работы на уроке.
Домашнее задание. Написать вопросы к картосхемам данной страницы, что мы составили с вами на уроке.
Край, где березы по колено,
Где мох не всюду может жить,
Сумел в глубинах сокровенных
Клад плодородья сохранить. (тундра)
В какой природной зоне грибы выше деревьев?
Леса занимают обширные пространства. Только звериные тропы пересекают их по всем направлениям. Умеренный климат. (тайга)
Живет в норе, где устраивает постель из тонких стебельков трав. Осенью в норе можно найти до 40 кг зерна. Таскает зерна в свою подземную кладовую в защечных мешках, отчего голова сильно раздувается. (хомяк)
Инструкция для работы.
Изучить карточки-задания и дидактический материал.
Выполнить задания.
Специалисту индивидуально подобрать материал, используя предложенный
Каждому специалисту оформить индивидуальное задание (графики, схемы)
Оформить картосхему территории зоны, разместив:
профиль рельефа со схемой взаимосвязи тектонического строения и рельефа в нижней части карты
график изменения климатических показателей в верхнем левом углу картосхемы
почвенный профиль около профиля рельефа
рисунки растений по территории зоны в нужных местах( если не помещаются, то там, где есть место)
знаки охраны природы зоны по территории картосхемы.
Выступить перед классом представителям (1 человек) время доклада 3-5 минут
Поместить картосхему зоны на свое место на доске (как в общей карте)
Выступить, по данной природной зоне в виде образного рассказа, учитывая все вопросы, поставленные в карточках заданиях.
№1. Геолог
Определить географическое положение зоны (указать широту южной границы)
Чем обусловлен рельеф зоны. (установить соответствие тектонического строения и рельефа)
Под влиянием каких факторов формировался современный рельеф зоны?
№2. Климатолог
Указать температуру летнего и зимнего месяца года.
Указать количество осадков на западе и востоке природной зоны
Объяснить причины изменения климатических характеристик на территории зоны.
№3. Ботаник
Указать разнообразие растительного покрова зоны
Нанести на картосхему видовой состав растительности, используя дидактический материал.
№4.Почвовед
Определить тип почвы природной зоны.
поместить на картосхему определенный тип почвы (выбрать из двух предложенных профилей)
№5. Зоолог
1.Указать многообразие видового состава животных зоны.
2. Сделать вывод о соотношении растительности с видовым составом
Животных зоны.
№6. Эколог
Придумайте условный знак мер по охране природы зоны. Нарисуйте
Его и разместите по территории зоны.
Тест.
На территории Северной Америки наблюдаются все географические пояса Северного полушария, кроме:
А) Экваториального
Б) Экваториального, субарктического и арктического
Прерии расположены:
А) На Великих и Центральных равнинах
Б) На Атлантическом побережье и полуострове Флорида
В) на севере материка
Самое массивное из известных на земле деревьев (высотой до 100 метров с диаметром ствола до 10 метров) – это:А) сибирская лиственница
Б) африканский баобаб
В) североамериканская секвойя
Г) австралийский эвкалипт
Какой представитель растительности Канады изображен на
государственном флаге страны?
А) желтая береза
Б) сахарный клен
В Красная сосна
Г) лиственница
Родиной кактусов являются пустыни:
А) африканские
Б) азиатские
В) североамериканские
Г) австралийские