Урок по теме Природные зоны. Ледяные пустыни и тундры. УМК СФЕРЫ
Природные зоны. Полярные пустыни и тундры.
Дидактическая цель: создать условия для получения новой информации и развития исследовательских умений учащихся средствами обучения в форме групповой работы с элементами индивидуальной и фронтальной, с ориентацией на формирование предметных, информационных, коммуникативных, социальных компетенций.
Типы урока: изучение нового материала
Цели урока:
Образовательные: Базовый уровень: Расширить, обобщить и систематизировать представления учащихся о природных зонах холодного пояса, познакомить учащихся с особенностями климата, растительного и животного мира ледяных пустынь и тундры. Повышенный уровень: взаимосвязи компонентов природы внутри ПТК.
экологические проблемы, пути их решения.
Развивающие:Базовые уровень: называть и показывать природные зоны на карте. Развивать умения работать с информацией, развивать речь, память, логическое мышление учащихся, умения аргументировать свои ответ
Повышенный уровень: объяснять причины хрупкости, уязвимости
природного комплекса.
Воспитательная: воспитание бережного отношения к природе , любознательности, интереса к предмету; расширять кругозор учащихся, развивать желание познавать новое
Методы познания: картографический, компьютер, мультимедиаресурсы, общелогические
( анализ, синтез, сравнение, выводы).
Средства обучения: учебник, карта, электронные материалы
Технологическая карта урока
№ п.пЭтапы урока Этапы работы Деятельность учителя Деятельность ученика
Оргмомент.
Приветствие
Запуск исследования Сосредотачивает внимание на теме урока, помогает сформировать группы Формируют группы, выбирают лидера.
Целеполагание и мотивация
Планирование работы Мы будем сегодня исследовать мир холодных зон. Насколько он богат и интересен? Существуют ли экологические проблемы? И
Почему? Анализируют проблему
1 группа:
положение природных зон полярных пустынь и тундры , а также исследует животный мир этих зон
2 группа:
Исследует климатические особенности
И деятельность человека
3 группа: рассмотрит почвы и экологические проблемы
4 группа:
Исследования растительности , приспособляемость и пути решения экологических проблем
Актуализация знаний и умений, Определение уровня готовности к поисковой работе Как и где можно найти и получить информацию?
Вспомните
Понятие природная зона Выясняют пути достижения целей (как получить необходимую информацию, где её можно найти), вспоминают основные понятия ПЗ, приемы отбора содержания, анализ учебной литературы, карт атласа, компьютерная информация УМК.
Методы решения проблемы : анализ и обоснование решения проблемы, выявление противоречия, поиск путей решения, обоснование выводов.
Первичное усвоение знаний Сбор информации Работа внутри группы
Осознание и осмысление учебного материала.
Структуриро-
вание информации 1ая группа:
Определить ГП полярных областей и тундр.
Выяснить особенности компонентов природы ПТК и установить их взаимосвязь:
а)каковы последствия изменения одного или нескольких компонентов природы;
2-я группа
Исследует климатические особенности
И деятельность человека
3-ая группа: описать почвы и экологические проблемы
4-ая группа:
Исследования растительности , приспособляемость и пути решения экологических проблем
Составить вопросы для дискуссии:
Почему возникли экологические проблемы?
Назовите причины, разрушающие почвенный покров. Как влияет на природу добыча нефти и газа? Почему происходит сокращение естественных пастбищ? Почему сокращается численность коренного населения?
Назовите пути решения проблем. Выполняют исследование:
анализ информации, обоснование актуальности решения проблемы и выявление противоречия,
формулирование гипотезы, обобщение способов деятельности.
физкультминутка
7. Закрепление учебного материала и применение знаний и умений Обмен информацией, оформление результатов работы Корректирует результаты самостоятельной познавательной деятельности
школьников. Предлагают к сведению добытую информацию. Оформляют таблицу
8. Домашнее задание Пояснение домашнего задания на выбор
1.
2.
3. 1.По желанию, составить «тонкие» и «толстые» вопросы по изученной теме, 2.подготовить сообщение об одном из представителей животного мира природных зон холодного пояса.3 Подготовить сообщение об одном представителе животного мира природных зон холодного пояса. Запись в дневник §56прочитать
9. Подведение итогов Рефлексия Предлагает алгоритм рефлексии:
-Что я нового узнал?
-Чему научился?
-Какие новые вопросы у меня возникли и ответы на которые хотел бы получить? Самооценка результатов .деятельности
Я – как чувствовал себя?
Мы – комфортно ли работать в группе?
Дело – я достиг цели учения, в чем я затруднился, кто помог мне преодолеть проблему?
Записи учащихся по результатам исследования
Признаки сравнения сходство различие
ГП Климат Почвы Растительный мир Животный мир Деятельность человека Экологические проблемы, пути их решения Природные зоны. Ледяные пустыни и тундры.
Дидактическая цель: создать условия для получения новой информации и развития исследовательских умений учащихся средствами обучения в форме групповой работы с элементами индивидуальной и фронтальной, с ориентацией на формирование предметных, информационных, коммуникативных, социальных компетенций.
Типы урока: изучение нового материала
Задачи урока:
Образовательные: Базовый уровень: Расширить, обобщить и систематизировать представления учащихся о природных зонах холодного пояса, познакомить учащихся с особенностями климата, растительного и животного мира ледяных пустынь и тундры. Повышенный уровень: взаимосвязи компонентов природы внутри ПТК.
экологические проблемы, пути их решения.
Развивающие:Базовые уровень: называть и показывать природные зоны на карте. Развивать умения работать с информацией, развивать речь, память, логическое мышление учащихся, умения аргументировать свои ответ
Повышенный уровень: объяснять причины хрупкости, уязвимости
природного комплекса.
Воспитательная: воспитание бережного отношения к природе , любознательности, интереса к предмету; расширять кругозор учащихся, развивать желание познавать новое
Методы познания: картографический, компьютер, мультимедиаресурсы, общелогические
( анализ, синтез, сравнение, выводы).
Средства обучения: учебник, карта, электронные материалы
Ход урока:
Орг. момент: Приветствие .Здравствуйте кадеты. Посмотрели друг на друга, улыбнулись, пожелали мысленно удачной и плодотворной работы, настроились на урок. Присели.
Сегодня мы работаем в группах, выбрали лидера, который будет ответственным за работу с электронным приложением.
2.Постановка темы и задач урока.
А)Прослушивание музыкального фрагмента (песенка про белого медведя)
Б)Эта зона непростая
Белая и ледяная.
Здесь медведи и моржи,
Лемминги, песцы.
Хочешь больше ты узнать?
Угадай, как зону звать?
Ребята, тема нашего урока? А какая ещё природная зона расположена в холодном поясе?
Итак , тема урока: Ледяные пустыни и тундры.
Сформулируйте цель урока.
Узнать о природных зонах холодного пояса, познакомиться с особенностями климата, растительного и животного мира ледяных пустынь и тундры. С помощью каких источников информации мы можем провести своё исследование?
3 Актуализация
? Что такое природная зона?
Нам предстоит исследовать мир холодных зон. Зону арктических пустынь и зону тундры. . Насколько этот мир богат и интересен? Существуют ли экологические проблемы? И
почему? Для этого перед вами листы исследователей. Каждая группа работает над двумя вопросами.
1 группа:
Рассматривает положение природных зон полярных пустынь и тундры , а также исследует животный мир этих зон
2 группа:
Исследует климатические особенности. И деятельность человека
3 группа: рассмотрит почвы и экологические проблемы
4 группа:
Проведёт исследования растительности , приспособляемость и пути решения экологических проблем.
4. Первичное усвоение новых знаний. Работа внутри группы
Входим в программу электронного приложения. Выбираем необходимую информацию, а также учебник стр142-143, перед вами атлас стр. 36-37. По результатам анализа информации, заполняем листы исследователей, каждая группа своё задание.
5. Осознание и осмысление учебного материала.
При проведении исследовательской работы определите основные отличия зоны тундры от зоны арктических пустынь.
6. физкультминутка . музыкальная пауза
7. Закрепление учебного материала и применение знаний и умений (ЭЛ.УМК)
Выступления учащихся, обмен информацией, корректировка, оформление результатов работы путём заполнения таблицы исследователей.
1группа: Где расположены холодные зоны? Записываем в таблицу короткий ответ
2 группа
Информация о средних t? осадках
Как вы думаете, чем отличается климат тундры от климата ледяных пустынь? - С чем это связано?
(Климат тундры менее суровый, так как при перемещении от полюсов к экватору природные условия изменяются, становится теплее)3. группа почвы
4 .группа растения приспособляемость
1 группа –животные.( Как приспособились животные Арктики к суровым условиям жизни? Толстый слой жира. Густая тёплая шерсть у зверей, пух у птиц. Широкие лапы у зверей. Окраска меха. Сезонные передвижения. Близость моря и пищи.
Животные ледяных пустынь селятся на морском побережье. Как вы думаете, почему? 2 группа- деятельность человека, занятия, быт3 группа экологические проблемы4. Решение проблемПри наличии времени тестовые задания.
8. Домашнее задание Пояснение домашнего задания.
§56 прочитать, на выбор
1.По желанию, составить «тонкие» и «толстые» вопросы по изученной теме, кто...что...когда...мог ли...как звали...
было ли...согласны ли вы; верно ли что…
или 2.подготовить сообщение об одном из представителей животного мира природных зон холодного пояса.или 3 Подготовить сообщение об одном представителе животного мира природных зон холодного пояса.
9. Подведение итогов. Рефлексия . на доске… алгоритм рефлексии:
-Что я нового узнал?
-Чему научился?
-Какие новые вопросы у меня возникли и ответы на которые хотел бы получить?
Самооценка результатов деятельности смайлики красные и зелёные
Я – как чувствовал себя?
Мы – комфортно ли работать в группе?
Дело – я достиг цели учения, в чем я затруднился, кто помог мне преодолеть проблему?
Урок окончен.
Молодцы !