Методические рекомендации Дыхательная гимнастика в работе с детьми-логопатами


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Рябинушка»



Дыхательная гимнастика в работе с детьми-логопатами








Подготовила
Олейник О.Г. ,
учитель-логопед


Покачи, 2015
Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
Очень часто у детей с нарушениями речи встречается и нарушение речевого дыхания. Логопеды отмечают, что дыхание у таких детей поверхностное, прерывистое, нарушен ритм дыхания, многие дети дышат ртом. Но учить дышать правильно нужно не только детей с нарушениями речи, но и ослабленных малышей.
Логопедическая работа включает в себя, как обязательное звено, развитие речевого дыхания.
Развитие речевого дыхания у ребенка начинается параллельно развитию речи. Уже в возрасте 3-6 месяцев идет подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций. В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одновременно формируется связная речь и речевое дыхание. У детей без речевой патологии к пяти годам в процессе одного речевого выдоха они произносят простые трех-, четырехсловные фразы с общеупотребительной лексикой. Стихотворные тексты с короткими строками произносятся детьми в старшем дошкольном возрасте, как правило, с использованием речевого дыхания. К 10 годам становление речевого дыхания завершается.
Логопедическая работа по развитию речевого дыхания должна строиться с учетом данных полученных в результате комплексной оценки состояния дыхания и голосового аппарата.
Задачами работы по развитию речевого дыхания являются:
формирование навыков правильного речевого дыхания;
укрепление мышц лица и грудной клетки;
улучшение функции внешнего (носового) дыхания;
развитие фонационного (озвученного) выдоха;
выработка более глубокого вдоха и более длительного выдоха;
тренировка речевого дыхания в процессе произнесения текста;
профилактика болезней верхних дыхательных путей и нервной системы;
повышение умственной работоспособности детей;
нормализация звукопроизношения и просодических компонентов речи;
закрепление лексических тем и грамматических категорий;
стимуляция интереса к занятиям.
Требования к проведению дыхательной гимнастики:
Техника выполнения упражнений дыхательной гимнастики для детей:
не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;
температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;
одежда не должна стеснять движений;
не заниматься сразу после приема пищи;
не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.
воздух набирать через нос
плечи не поднимать
выдох должен быть длительным и плавным
необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками).

«Качели»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку.
Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох),
Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.

«Дерево на ветру»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
И.П: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе).
Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз,
на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.

«Дровосек»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх.
Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз,
корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами.
Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.

«Сердитый ежик»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно
ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый
сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.

«Надуй шарик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
И.П: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем
медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть
в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «ш-ш-ш», вытягивая губы хоботком, опуская
руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

«Листопад»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад.
Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие
листочки с какого дерева упали.

«Гуси летят»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох –
опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».


«Пушок»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.

«Жук»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
И.П: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох,
скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «жжжу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».


«Петушок»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
И.П: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох),
а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку».

«Ворона»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
И.П: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья,
медленноопускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].

«Паровозик»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух».
Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу».
Продолжительность – до 30 секунд.

«Вырасти большой»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
И.П: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох,
опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.

«Часики» 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
И.П: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить.
Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз.

«Каша кипит»

Цель: формирование дыхательного аппарата.
И.П: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди.
Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох,
опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох.
При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

«Воздушный шарик»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
И.П: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот.
Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик.
Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается.
Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.

«Насос»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно
приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

«Регулировщик»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону.
Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р».
Повторить 5–6 раз.

«Ножницы»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
И.п: - то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз.
С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз.
С выдохом – левая рука вниз, правая вверх.
После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.

«Снегопад»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки).
Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

«Трубач»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
И.П: сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5 раз.

«Поединок»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Из кусочка ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками. Немного поупражнявшись, можно проводить состязания с одним ватным шариком по принципу игры в футбол.

«Пружинка»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
И.П: лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в И.П (вдох). Повторить 6-8 раз.

«Кто дальше загонит мячик»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Сядьте с малышом за стол, положите перед собой два ватных шарика
(разноцветные несложно найти в супермаркетах, а белые сделать самим из ваты).
Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.

«Подуй на одуванчик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
И.П: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох
через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

«Ветряная мельница»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки
или мельницы из песочного набора.

«Бегемотик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
И.П: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит.
Вдох и выдох производится через нос
Упражнение может выполняться в
положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).

«Курочка»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха.И.П: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги,руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям.

«Парящие бабочки»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках.
Предложить ребенку подуть на бабочку так,
Чтобы она полетела (при этом следить,
чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

«Аист»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько
секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз.

«В лесу»
Цель: формировать правильное речевое дыхание.
Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите
"ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

«Волна»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
И.П: лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з". После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.
«Хомячок»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха. Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15),
надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё
немного, дыша носом.

«Лягушонок»
Цель: формировать правильное речевое дыхание.
Расположите ноги вместе.
Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки:
слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, "квакните". Повторите три-четыре раза.


«Боевой клич индейцев»
Цель: формировать правильное речевое дыхание.
Предложите ребенку имитировать боевой клич индейцев: негромко кричать, быстро прикрывая и
открывая рот ладошкой. Это занятный для детей элемент, который легко повторить. Взрослый может
«руководить громкостью», показывая попеременно рукой «тише-громче».






















— 
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·а