Опыт разнообразной деятельности как основа для развития личности младшего школьника
Опыт разнообразной деятельности как основа для развития личности младшего школьника
Понятие деятельности.
Деятельность - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] действия, производящие нечто значимое для самого человека или других людей.
Стоит отметить, что в мировой науке отношение к термину "деятельность" неоднозначное. В английском языке слово "activity" означает любой вид практической или познавательной активности человека. Однако, как отмечал ещё А.Н.Леонтьев, не все проявления жизненной активности человека могут быть отнесены к деятельности. Подлинная деятельность всегда связана с преобразованием действительности.
Деятельность - целенаправленное взаимодействие человека с окружающей средой, осуществляемое на основе ее познания и направленное на ее преобразование для удовлетворения потребностей человека.
Деятельность - сложная и многоплановая категория, включающая в себя многие стороны взаимодействия человечества с миром.
Деятельность определяется внутренними (психическими) и внешними условиями, осуществляется в виде различных способов (систем приемов и операций), при помощи определенных средств.
В онтогенетическом развитии человека обычно выделяются три ведущих вида деятельности: игра, учение, труд. Но это лишь самая общая классификация видов деятельности. Из нее выпадает такая важнейшая форма жизнедеятельности человечества, как деятельность по включению человека в систему социальных связей, формирование социально адаптированного поведения.
Любой вид деятельности связан с движениями, независимо от того, будет ли это мускульно-мышечное движение руки при письме, при выполнении трудовой операции станочником или движение речевого аппарата при произношении слов.
Деятельность человека принципиально отличается от активности животных и в другом отношении. Если активность животных вызвана естественными потребностями, то деятельность человека в основном порождается и поддерживается искусственными потребностями, возникающими благодаря присвоению достижений культурно-исторического развития людей настоящего и предшествующих поколений. Это потребности в познании (научном и художественном), творчестве, в нравственном самосовершенствование и другие.
Деятельностный подход в психологии и педагогике.
Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью, как средством становления и развития субъекности ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации. Таким образом, в качестве общей цели видится Человек, способный превращать собственную жизненную деятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать себя, выбирать способы своей деятельность, контролировать ее ход и результат
Становление деятельностного подхода в педагогике тесно связано с появлением и развитием идей этого же подхода в психологии. Психологическое изучение деятельности в качестве предмета было начато Л.С. Выготским. Основы деятельного подхода в психологии заложил А.Н.Леонтьев. Он исходил из различения внешней и внутренней деятельности. Первая слагается из специфических действий для человека с реальными предметами, осуществляемых путем движения рук, ног, пальцев. Вторая происходит посредством умственных действий, где человек оперирует не с реальными предметами и не путем реальных движений, а использует для этого их идеальные модели, образы предметов, представления о предметах. А.Н, Леонтьев рассматривал человеческую деятельность как процесс, в результате которого в качестве необходимого момента возникает психическое «вообще»
Предметная деятельность все более предстает не только в качестве непосредственной причины, но главным образом как необходимое условие, предпосылка формирования мышления, сознания, субъективности в целом. Ребенок для педагога – субъект учебно-познавательной, воспитательной деятельности - видится как деятельностная целостность, как некое многообразие свойств, состояний, качеств, единство которых достигается в основных видах деятельности – в труде, общении, познании, в самообразовании своего внутреннего мира. Деятельность уже выступает как интегрирующая основа психических свойств, функций. В свете таких представлений о человеческой деятельности разрабатывается деятельностный подход в педагогике.
В самой общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебно – воспитательной деятельностью
ученика в общем контексте его жизнедеятельности – направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности школьника.
Деятельностный подход в своей преимущественной ориентации на становлении субъектности воспитанника как бы сравнивает в функциональном плане обе сферы образования – обучение и воспитание: при реализации деятельностного подхода они в равной мере способствуют становлению субъектности ребенка. Воспитательный процесс в аспекте деятельностного подхода исходит из необходимости проектирования, конструирования и создания ситуации воспитательной деятельности. Они оставляя часть учебно - воспитательного процесса и реализации бытия воспитанника, общественной жизни в целом, характеризуется единством деятельности воспитателей и воспитанников. Ситуации создаются в целях объединения средств обучения и воспитания в единые воспитательные комплексы, стимулирующие разностороннюю деятельность современного человека. Подобные ситуации позволяют регулировать жизнедеятельность ребенка во всей ее целостности, разносторонности и грамотности и тем самым создавать условия становления личности школьника как субъекта различных видов деятельности и своей жизнедеятельности в целом. Специфика деятельностного подхода в воспитании и обучении заключается в преимущественной ориентации его на оказание помощи воспитаннику в становлении его как субъекта своей жизнедеятельности. Этим фактом и обусловлена насыщенность понятийного аппарата субъектной проблематикой. Какую же реальность представляет собой «субъект» в психологии и педагогике? Это понятие рассматривается в двух значениях: 1) как субъект деятельности, способный её освоить и творчески преобразовать; 2) как субъект своей жизни, внутреннего мира, способный планировать, выстраивать, оценивать свои поступки, действия, стратегию и тактику своей жизни. Таким образом, не смотря на реальный «отход» от школы, как в предметной, так и в ценностно – смысловой деятельности, учитель – воспитатель продолжает организовывать и управлять различными типами, видами и формами деятельности в интересах становления субъектности человека. Пространство организации и управления отнюдь не сокращается, а, наоборот, расширяется за счет обращения внутренних видов деятельности.
Основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребенок в школе и дома: учение, общение, игра и труд. Каждый из видов деятельности, выполняет специфические функции в его развитии.
Учение способствует приобретению знаний, умений и навыков, развитию креативности (при специально организованном обучении, включающим систему творческих заданий). Ребенок, поступающий в школу, не умеет учиться, не владеет учебной деятельностью. В первые дни в школе действует в основном учитель. Он ставит перед детьми цели, показывает способы выполнения задания, контролирует и оценивает работу ребенка.
Учебная деятельностьведущая деятельность младшего школьника. Под ведущей деятельностью понимается такая деятельность, в процессе которой происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются главные новообразования возраста (произвольность, рефлексия, самоконтроль, внутренний план действий) Учебная деятельность осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Но «свою ведущую функцию та или иная деятельность, как считает Д. Б. Эльконин, осуществляет наиболее полно в период, когда она складывается, формируется. Младший школьный возраст и есть период наиболее интенсивного формирования учебной деятельности»
Особенно важную позитивную роль в интеллектуальном развитии младших школьников играет труд, который представляет для них сравнительно новый вид деятельности. Труд совершенствует практический интеллект, необходимый для самых разных видов будущей профессиональной творческой деятельности. Он должен быть достаточно разнообразным и интересным для детей. Любое задание по школе или по дому желательно делать интересным и достаточно творческим для ребенка, предоставив ему возможность размышления и принятия самостоятельных решений. Поощряться в труде должен инициативный и творческий подход ребенка к делу, а не только выполненная им работа и ее конкретный результат. Труд улучшает ручные движения, укрепляет практическое, пространственное и образное мышление.
Музыкально-художественная деятельность протекает в форме учебной деятельности тогда, когда школьники воспроизводят сам процесс рождения музыки, самостоятельно осуществляют творческий отбор выразительных средств, интонации, которые, по их мнению, лучше и полнее раскрывают художественное содержание произведения, творческий замысел автора (и исполнителя). При этом учащиеся проникают в произведение, познавая саму природу музыкального творчества, музыкального знания, раскрывают в целостном самоценном искусстве явление действительности, его сущностные внутренние связи и отношения, благодаря чему музыка пред школьниками предстает как отражение, художественное произведение, диалектики жизни.
Немаловажное значение для успехов в учении имеют коммуникативные черты характера ребенка, в частности, его общительность, контактность, отзывчивость и покладистость, а также волевые черты личности: настойчивость, целеустремленность, упорство и другие. Общение улучшает обмен информацией, совершенствует коммуникативную структуру интеллекта, учит правильно воспринимать, понимать и оценивать детей.
Расширение сферы и содержания общения с окружающими людьми, особенно взрослыми, которые для младших школьников выступают в роли учителей, служат образцами для подражания и основным источником разнообразных знаний. Коллективные формы работы, стимулирующие общение, нигде не являются настолько полезными для общего развития и обязательными для детей, как в младшем школьном возрасте. Общение улучшает обмен информацией, совершенствует коммуникативную структуру интеллекта, учит правильно воспринимать, понимать и оценивать детей. В практике школ можно найти немало примеров организации и сплочения детского коллектива в процессе различных видов деятельности обучающихся: игры, туристических походов, краеведческой работы и т.п.
Для того, чтобы деятельность в коллективе решала задачи формирования личности школьника , необходимо обращать серьёзное внимание на характер общения между детьми. Следует иметь в виду, что ребёнок, входя в состав различных коллективов, выступает в них и как субъект и как объект общения. В процессе деятельности он испытывает на себе влияние других членов коллектива и сам оказывает на них определенное воздействие.
Игра совершенствует предметную деятельность, логику и приемы мышления, формирует и развивает умения и навыки делового взаимодействия с людьми. Большой интерес для младших школьников представляют такие игры, которые с удовольствием играют и взрослые. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие человеку возможность проверить и развить свои способности, включающие его в соревнование с другими людьми. Участие детей в таких играх способствует их утверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества, которые детям могут понадобиться в их будущей взрослой жизни. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив и т. п. К новому типу игр, которые начинают привлекать повышенное внимание детей в младшем школьном возрасте, относятся и разнообразные спортивные игры. Помимо решения задач на развитие практического мышления эти игры укрепляют здоровье детей, вырабатывают смелость, настойчивость, другие полезные качества. Иными в этом возрасте становятся и детские игры, они приобретают более совершенные формы, превращаются в развивающие. Изменяется, обогащаясь за счет вновь приобретаемого опыта, их содержание. Индивидуальные предметные игры приобретают конструктивный характер, в них широко используются новые знания, особенно из области естественных наук, а также те знания, которые приобретены детьми на занятиях трудом в школе.
Интеллектуализируются групповые, коллективные игры. В этом возрасте важно, чтобы младший школьник был обеспечен достаточным количеством развивающих игр в школе и дома и имел время для занятий ими. Игра в этом возрасте продолжает занимать второе место после учебной деятельности (как ведущей) и существенно влиять на развитие детей.
Стандарты второго поколения об организации
деятельности младших школьников.
Сегодня целью обучения становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Именно деятельностный подход наиболее адекватно и полно раскрывает основные закономерности формирования новых психологических способностей человека, позволяет успешно проектировать образовательный процесс. В рамках деятельностного подхода развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. При этом знания, умения, навыки и компетентности рассматриваются как производные от соответствующих видов универсальных учебных действий, имеющих надпредметный характер. Качество усвоения знания определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
Каким образом согласно стандартам второго поколения будет реализован на практике деятельностный подход к обучению?
Во-первых, деятельностный подход реализуется в самом определении целей образования, а значит в требованиях к результатам образования. Цели образования выступают не в виде суммы «знаний, умений, навыков», которыми должен владеть выпускник, а в виде характеристик сформированности познавательных и личностных способностей. Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в терминах ключевых задач и универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.
Во-вторых, задачей современной системы образования становится не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности «универсальных учебных действий». В этом смысле универсальные учебные действия представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей.
В-третьих, деятельностный подход реализуется в требованиях к содержанию учебных программ. Учебные программы должны предусматривать такую систему задач и средств их решения, которые обеспечили бы высокую мотивацию учеников и их интерес к предмету, формирование универсальных учебных действий, и, как следствие, усвоение системы знаний и формирование компетентностей.
В требования к организации обучения включены:
- организация учебной деятельности учащихся, включая развитие учебно-познавательных мотивов;
- выбор конкретных методов и приемов обучения, обеспечивающих полную и адекватную ориентировку ученика в задании;
- организация таких форм учебного сотрудничества, где была бы востребована активность и инициатива ученика.
Такая организация обучения обеспечит управление обучением и достижение поставленных образовательных целей.
Основной результат образования рассматривается на основе деятельностного подхода как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов. И в этом еще одна отличительная особенность новых стандартов. Реализация этой особенности в образовательном процессе требует его новой организации на основе планирования совместной деятельности учителя и учащихся. Целевой компонент планируемых результатов представлен как в обобщенной, так и в технологической форме. В этом компоненте реализован системно-деятельностный подход к обучению. Он описывает не только изучаемый материал (ведущие идеи, основные понятия и факты, методологию базовой науки), адаптированный к возможностям младших школьников, но и присущие тому или иному предмету основные способы учебных действий, посредством которых дети осваивают данный учебный материал. Тем самым планируемые результаты ориентируют учителя как в объеме учебного материала и ожидаемых учебных достижениях выпускников начальной школы, так и в способах и особенностях организации образовательного процесса в начальной школе.
Системно-деятельностный подход – это проекты, исследовательская деятельность и другие формы работы, которых не хватает в современной школе. Не отвергая «зуновскую» парадигму, ставится вопрос о формировании у подрастающего поколения определенных компетенций, каждую из которых можно не только описать, но и измерить.
Повышенное внимание в планируемых результатах уделяется учебным моделям, учитывающим возрастную специфику. Так, например, в математике предполагается, что дети научатся активно работать с предметными моделями чисел, арифметических действий, геометрических тел и фигур. Работая индивидуально и совместно, они будут, в частности, раскрашивать поверхности геометрических тел, получать отпечатки их вершин, граней, ребер, сечений, делать двухмерные развертки объемных тел и на этой основе получат начальные представления о планиметрии, заложат базу для формирования пространственного мышления.
Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. К примеру, если на уроке русского языка отрабатывается такая форма устного высказывания, как интервью, то потом эта форма активно используется на уроках окружающего мира.
Одним из активных инструментов учебно-познавательной деятельности выступают информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). На этой ступени обучения ИКТ используются для формирования первичных навыков работы с информацией. Дети начинают осваивать ИКТ средства, приобретают навыки работы с общепользовательски-ми инструментами (прежде всего с текстовым редактором и редактором презентаций), с различными мультимедийными источниками, с некоторыми инструментами коммуникации (прежде всего с Интернетом).
Всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.
Поисково-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. В процессе её осуществления дети приобретают богатый опыт совместной деятельности. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей.
Формированию поисково-исследовательской деятельности способствуют проблемный и практический методы обучения. Проблемные вопросы активизируют мыслительную деятельность ребят, а практическая работа - незаменимый помощник в поиске решения проблемы. Но наиболее эффективным способом формирования поисково-исследовательской деятельности является метод проектов. Умение детей планировать и реализовывать проекты положительно скажется на их успешности в дальнейшей жизни.
В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать и через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании
условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.
Особое внимание уделено рассмотрению вопроса об усилении мотивации учащихся к поисково-исследовательской деятельности, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. Выделяются такие виды, как наблюдение, поиск информации в дополнительной литературе, в сети Интернет, если они доступны учащимся. При реализации задач проекта учащимися с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличена доля участия старших. Для формирования навыков исследовательской работы с такими детьми эффективны коллективные исследования.
Исследовательская деятельность помогает глубже понять изучаемый материал, т.к. учащиеся сами проводят наблюдения, анализируют и делают выводы. Развитию поисково-исследовательской деятельности способствуют экскурсии, викторины, творческие отчёты, диспуты, круглые столы, дискуссии, мини-исследования. Эффективна форма групповой работы, в процессе которой у ребёнка появляется потребность в общении, самостоятельность при решении учебных задач, он умеет доказывать свою точку зрения, и уважает чужое мнение, имеет способность к самоконтролю и сопереживанию.
Животрепещущим вопросом стал вопрос о возможной роли родителей при проведении исследовательской деятельности учащихся. Новые стандарты есть трехсторонний договор между государством, обществом и семьей, но, при этом, помощь родителей должна быть дозирована, а учитель оказывает родителям методическую помощь.
Каждый родитель должен участвовать в школьной жизни ребенка. Ведь содействие ребенку со стороны родителей повысит его (ребёнка) способность к обучению.
В заключение необходимо отметить, что решающее значение для успешной реализации всего предлагаемого комплекса идей и педагогических решений принадлежит учителям. От того, как они позиционируют себя в образовательном процессе, умеют ли организовывать учебную деятельность, которая позволит вооружить каждого ребенка действенным инструментом познания, стремятся ли научить каждого своего ученика, готовы ли сами учиться и повышать квалификацию, зависит очень многое.
Литература.
Виноградова М.Д, Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников.- М.: Просвещение, 1977.
Кондаков А. Стандарт-это согласованные требования семьи, общества и государства к результатам образования.// Вестник образования. №1; 2007.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя./Под ред. А.Г.Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.
Немов Р.С. Психология.- М.: Владос, 2003.
Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология.- М., 1996.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: стандарты второго поколения. В 2 ч. Под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой.- М.: Просвещение, 2010.
Педагогическая психология. Хрестоматия.- СПб.: Питер, 2006.
Планирование результатов начального общего образования: стандарты второго поколения. Под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой.- М.: Просвещение, 2008.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа: стандарты второго поколения. Сост. Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010.
Примерные программы начального общего образования: стандарты второго поколения. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2009.
Проектные задачи в начальной школе: стандарты второго поколения. Под ред. А.Б.Воронцова.- М.: Просвещение, 2009.
Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания.- М., 2002.
Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника.- М., 1974
15