Сценарий математического вечера для старшеклассников ГРАФИКИ ФУНКЦИЙ в формате телепрограммы ЛЮБОВЬ С ПЕРВОГО ВЗГЛЯДА
1 ведущий: О математика земная,
Гордись, прекрасная, собой!
Ты всем наукам мать родная,
И дорожат они тобой.
2 ведущий: Твои расчёты величаво
Ведут к планетам корабли.
Не ради праздничной забавы,
А ради гордости земли.
1 ведущий: Чтоб мысль людская в поколенья
Несла бесценные дары,
Великих гениев творенья,
Полёты в дальние миры.
2 ведущий: В веках овеяна ты славой,
Светило всех земных светил,
Тебя царицей величавой
Великий Гаусс окрестил.
1 ведущий: Строга, логична, величава,
Стройна в полёте как стрела,
Твоя немеркнущая слава
В веках бессмертье обрела.
2 ведущий: Я славлю разум человека,
Дела его волшебных рук,
Надежду нынешнего века,
Царицу всех земных наук!
Исполняется песня «Математика».
Чтоб водить корабли, чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать, надо много уметь.
И при этом, вы заметьте-ка,
Очень важная наука МАТЕМАТИКА.
1 ведущий: Начинаем игру «Любовь с первого взглядав математике»
2 ведущий: Какие линии на плоскости нам известны? Графиками каких зависимостей они являются? Проверим наши знания и навыки работы сними. Помогут нам четыре гостьи – четыре основные известные функции.
(Входят четыре девушки, на груди у которых приколоты плакаты с формулами известных функций: обратная пропорциональность, квадратичная, линия второго порядка - окружность, линейная функция.)
1 ведущий: А вот какие из известных графиков им соответствуют, мы узнаем от пришедших к нам четырёх графиков этих функций. (Входят юноши, на груди у которых приколоты плакаты с графиками соответствующих функций.)
2 ведущий: Напоминаю условия игры. Цель наших гостей найти свою пару, а наша цель – построить игру так, чтобы совпало как можно больше пар.
1 ведущий: Гармония чисел, гармония линий
Мира гармонию вы повторили.
Строгая логика – щит от разлада,
Кружево формул – сердцу награда.
2 ведущий: Но путь к ней неровен – от впадин до всплесков,
Мрачен, иль светится солнечным блеском.
К тайнам извечным разум влекущий
Тот путь бесконечный осилит идущий.
1 ведущий: Слово нашим прекрасным функциям.
1 функция: Нас пригласили в этот класс,
Чтоб мы могли проверить вас.
Мы в гости к вам хотели прийти,
Чтоб пару через час найти.
2 функция: Пришли инкогнито мы не случайно,
Кто мы, для вас пусть будет тайной.
3 функция: Узнайте, коль умы остры,
Четыре функции – сестры.
4 функция: Ответьте, выслушав рассказ,
Затем уж изберите нас.
2 ведущий: Гостям всегда рад этот класс.
Садитесь, стулья вот для вас.
Но вы нас, право, не томите
И что-то о себе скажите.
(Все садятся)
1 функция: В меня поэты влюблены,
Буквально все восхищены.
Литературный я приём,
И график здесь, и я при нём. (гипербола)
1 ведущий: Я задам каждому графику по вопросу.
Как называется функция данного вида? (Обратная пропорциональность)
Какова область определения этой функции? ( Все числа кроме 0.)
В каких четвертях расположен график этой функции, если к ( 0 ? ( В 1 и 3.)
В каких четвертях расположен график этой функции, если к ( 0 ? (Во 2 и 4.)
2 функция: Люблю я петь и веселиться,
В весёлом танце покружиться.
Когда вокруг оси вращаюсь,
Фигурой важной обращаюсь.
А мужчины подбегают,
К автомобилю провожают.
И каждый хочет пригласить
На крыше дома погостить.
2 ведущий: Вопросы графикам:
Как называется эта функция? (Квадратичная)
О чём шла речь в загадке этой дамы? (О параболоиде и параболической антенне).
3 функция: Я очень замкнута, скромна,
Хоть степень выше у меня.
Другой, лишь только тесный круг,
Никто не нужен мне вокруг.
1 ведущий: Вопросы графикам:
О какой степени речь шла в этой загадке? (О второй)
Кто же является графиком этой функции, и как он называется? (Линия второго порядка. Окружность.)
4 функция: А я бесхитростна, проста,
Такой характер у меня.
Смеются надо мной друзья,
Мол нет извилин у меня.
Но я с дороги не сверну,
Иначе жить я не могу.
2 ведущий: Вопросы графикам:
Узнали ли вы эту функцию? (Линейная функция)
Какие разновидности есть у этой функции? (Прямая пропорциональность, прямая параллельная оси у, параллельная оси х, перпендикуляр)
1 функция: Мы рады, что узнали нас,
Есть математики средь вас.
2 функция: Но стоит вместе нам собраться,
Вмиг уравнения явятся.
3 функция: Теперь хотим о вас узнать,
Подходите ли нам, понять.
4 функция: Узнать о вас хотелось много,
Ведь жить нам вместе очень долго.
1 ведущий: Итак, юноши, пора и вам представиться. А пока объявляется музыкальная пауза. В исполнении учащихся звучит песня «Любовный треугольник».
Это очень схоже с детскою игрой.
Сами треугольник мы сложили снова.
Первый катет Витька, я – второй,
А гипотенуза Светка Иванова.
Припев:
И не можем мы поделать ничего,
Напрасно геометрию ругая.
Я люблю её, она – его,
А ему, как видно, нравится другая.
Ни один учебник так и не сумел
Чуточку помочь нам в этом сложном деле,
Зря в руках крошился белый мел,
Зря в тетрадках наших пёрышки скрипели.
Припев.
Мудрый математик, милый Пифагор,
Если речь зашла у нас на эту тему,
То прости нам то, что до сих пор
Мы твою понять не в силах теорему.
Припев.
1 график: Я здесь, сейчас я вертикален,
Но я любой могу принять наклон,
Могу и лечь горизонтально,
Смотри внимательно за мной:
Когда из точки вне прямой
Меня опустят на прямую
И проведут наклонную любую.
2 ведущий: Девушки! Кто же он?
Графиком какой функции он является? (Перпендикуляр или график линейной функции)
Назовите общее уравнение прямой! ( у = кх + в )
Он говорит, что может принять любой наклон. Как расположится график в зависимости от знака к? (Если к ( 0, то угол наклона острый, если к ( 0, то угол наклона тупой, если к = 0, то угол наклона равен 0, тогда график параллелен оси х.).
Изобразите график этой функции.
2 график: А у моей функции в формуле стоит многочлен второй степени. Это я.
Я – многочлен, от слова «много»,
Во мне всегда звучит тревога:
Как одночлены все собрать,
В какую сумму записать?
Живу всегда с друзьями в мире,
Люблю играть в примеры с ними,
А знаки «плюс», «отнять», «умножить»
Всегда играть готовы тоже.
1 ведущий: Милые функции, и чей же это график?
В формуле, которой функции находится многочлен? (Квадратичной)
От значения какого коэффициента зависит расположение ветвей нашего графика?
( у = ах2 + вх + с; от коэффициента а).
3 график: Нелинейность во мне не вызывает презренья,
То вверх, то вниз моё движенье.
Чту поэтов, с которыми лично знаком,
Пишу стихи я обо всём.
А вот этот посвящаю своей функции.
Ты – функция, и этим ты права,
От века убрана короной звёздной,
Ты в наших безднах – образ божества,
Мы для тебя влечём ярем железный.
Тебе мы служим, тверди гор дробя,
И молимся от века на тебя!
2 ведущий: Так какую же функцию восхваляют поэты и наш график? (Гиперболу – обратную пропорциональность).
4 график: Дорогая, выйди на крылечко,
Я подарю тебе колечко.
А у меня, как у кольца,
Начала нет и нет конца.
1 ведущий: Девушки, чей этот график? Как он называется? ( Окружность)
2 ведущий: Итак, мы сегодня много узнали о функциях и их графиках. А сейчас они должны узнать друг друга и выбрать себе пару! А мы выясним, совпали ли у нас пары!
В это время ребята объединяются в пары, выстраиваются в шеренгу.
1 ведущий: Итак, 1-я пара: Обратная пропорциональность и Гипербола.
2-я пара: Квадратичная функция и Парабола.
3-я пара: Линия второго порядка и Окружность.
4-я пара: Линейная функция и Прямая.
2 ведущий: У нас совпали все пары, мы их поздравляем, желаем счастья, большой любви, жить вместе долго и счастливо. Для них звучит песня «Для меня нет тебя прекрасней».
Далее идёт представление ребят, играющих роли функций и их графиков, вручение призов, начинается дискотека.
"Любовь с первого взгляда"
математический вечерTimes New Roman