Открытый урок по географии Закономерности распространения почв (8 класс)


Закономерности распространения почв

Цель урока: изучить основные типы почв России.
Образовательно-воспитательные задачи:
изучить закономерности распространения почв и типы почв;
совершенствовать умения работать с почвенной картой;
формировать коммуникационные способности.
Средства обучения: учебник географии 8 класса В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я. Ром, А.А.Лобжанидзе., таблицы “Типы почв”, атлас, тексты, почвенная карта России, учебник “Основы природоведения”, В.П.Горецкого, презентация.Тип урока: практическаяСтруктура УРОКА
Организационный момент. (Мотивация). «Меня бьют, колотят, ворочают, режут, я все терплю и всем добром плачу» (загадка-слайд 1)
II.Объяснение нового материала.1.Актуализация знаний.
- Вводное слово учителя.
Почва – колоссальное природное богатство, обеспечивающий человека продуктами питания, животных кормами, промышленность – сырьем. Она создавалась веками и тысячелетиями. Первыми почвами, в которые человек бросил зерно, были илистые почвы рек. В мире часто происходили столкновения и войны за плодородные поля. Чтобы правильно использовать почву, надо знать как она образовывалась, ее строение, состав и свойства.
-Определение тему, цели и задачи урока.(слайд 2,3)
-Взаимоопрос в группах.
Работа ведется по карточкам: один ученик отвечает на вопросы карточки, трое слушают ответ и проверяют по образцу.
-Тестовые задания.
2. Изучение нового материала.
- Задания группам:
1). Проанализируйте карту почв, назовите какие почвы есть в нашей стране?
– Кажется, карта пестрая и почвы расположены хаотично. Есть ли закономерности в размещении почв? Давайте совершим путешествие (по почвенной карте) с севера на юг по территории Восточно - Европейской равнины. ( Почвы подчиняются закону широтной зональности, т.к. мы двигались по равнине с севера на юг. В горах почвы изменяются, следуя закону вертикальной зональности от подножья к вершине.)– Нарушает закон широтной зональности почвы аллювиальные в поймах рек, почвы болот, вулканические. Тип почвы соответствует типу растительности.
« Почва – зеркало ландшафта». ( слайд 4, 5, 6).
2).Определение условия, свойства и плодородия почв по тексту и по картам атласа, также используем рисунок 50 (стр.131).
Тексты:
1 группа: Арктические пустыни.
Формируются в арктическом поясе. Обычно состоят из маломощного (1-3 см) органогенного горизонта и слабо дифференцированной на горизонты минеральной массы, подстилаемой на глубине 40-50 см многолетнемерзлым слоем. Весь год низкие температуры, на поверхности лежит снег или лед, которые не могут быть материнской породой. Поэтому почв в арктической пустыне почти нет.
Тундрово-глеевые.
Почвы тундровой зоны Северного полушария гумуса в них мало (до 5 %), так как растительный покров не богат и образование гумуса замедленно из-за недостатка тепла. Обычно маломощны, грубогумусны, часто с признаками мерзлотных явлений, переувлажнены, недостаточно кислорода. Используются под пастбища, для выращивания картофеля, капусты, кормовых корнеплодов, ячменя на зеленый корм.
II группа: Подзолистые почвы.
Почвы тайги и смешанных лесов формируются в условиях континентального и умеренно-континентального климата при избыточном увлажнении и постоянном промыве просачивающимися водами; одержат мало гумуса (1-4 %), малоплодородны, требуют внесения удобрений. В подзолистых почвах хорошо выражен подзолистый горизонт (А-2) из которого вымываются частички гумуса, глинистые частицы, оксиды железа и др., которые откладываются в нижнем, иллювиальном горизонте, плотном, бурого цвета, напоминает по виду золу (откуда их название). Материнские породы обычно представлены наносами из глинистых, песчаных и других пород. Пригодны для сенокосов и пастбищ, посевов зерновых, кормовых, овощных, технических культур, садов.
Дерново-подзолистые почвы.
Формируются под смешанными лесами, гумуса больше, чем в подзолистых, благодаря большему, чем в тайге, количеству тепла и более благоприятному растительному опаду. Промыв весной, больше растительных остатков.
III группа: Серые лесные.
Почвы широколиственных лесов и лесостепей умеренного пояса. Гумусовый горизонт достигает 30 см. разделяются:
– светло-серые (2-4 % гумуса) – наиболее оподзоленные слабо оструктуренные почвы, серые;
– темно-серые (7-9 % гумуса) – менее оподзоленные, обладающие относительно хорошими физическими свойствами, значительной биологической активностью, плодородием. Используются для сенокосов и пастбищ, посевов зерновых, технических, овощных и др. культур, возделывания садов.
IV группа: Черноземы.(слайд 7)
Тип почвы лесостепной и степной зон умеренного пояса. Верхний перегнойный горизонт имеет зернистую или мелкокомковатую структуру, самые богатые гумусом, содержание которого составляет 6-9 %, отчего почвы имеют интенсивный черный или буро-черный цвет. Мощность гумусового горизонта – от 40 до 120 см. обилие перегноя объясняется следующими причинами: большой массой органических веществ, образованных растительностью, недостаточном количестве влаги и медленным разложением остатков. Органическое вещество накапливается в верхней части профиля, иллювиальный горизонт обогащен кальцием. При достаточном количестве влаги черноземы очень плодородны; используются под посевы зерновых, технических, овощных, кормовых культур, виноградники.
Каштановые почвы.
Почвы сухих степей и полупустынь умеренного пояса. Гумусовый горизонт менее мощен, чем у черноземов; содержание гумуса 1,5-4,5 %, что объясняет более светлую (темно-каштановую, каштановую и светло-каштановую) окраску почв. Запаса органического вещества пополняются за счет обильного травяного покрова, который развивается в течение короткого времени, пока в почве достаточно влаги после зимы. Достаточно плодородны, но для земледелия требуют орошения, так как распространены сухой зоне.
V группа: Бурые полупустынные почвы.
Формируются в условиях сухого климата под пустынно-степной растительностью умеренного пояса. Имеют светло-бурую окраску, мало гумусны (содержат 1,5-2,5 % гумуса); верхлый горизонт – рыхлый, часто слоеватый; нижележащий – обычно – уплотненный, солонцеватый; отличаются высоким содержанием карбонатов, которое возрастает с глубиной; используются как пастбища. Замедление возможно только при орошении.
Серо-бурые пустынные почвы.
Формируются в пустынной зоне умеренного и субтропического поясов под разреженной, преимущественно полынной и солянковой растительностью. Пористая корка (2-7 см) подстилается слоеватым карбонатным, часто солонцеватым горизонтом (10-15 см). содержание гумуса – менее 1 %. Используются как пастбища, земледелие возможно только при орошении.
III. Игра “Верите ли вы в то, что…?”
- Учитель предлагает ответить на вопросы:
а) первыми почвами, в которые человек бросил зерно, были илистые почв рек;
б) в мире часто происходили столкновения и войны за плодородные поля;
в) первыми исследователем почв в России был М.В.Ломоносов;
г) самые плодородные почвы серые лесные;
д) современный чернозем содержит 10-13 % гумуса;
е) 1900 г. в Париже в русском павильоне на Всемирной выставке был выставлен куб русского чернозема, вырезанный в Воронежской области, его размеры 2x2x2 метра.
- Какие ассоциации возникают с понятием “почва” (природная зона, климат, плодородие, структура, механический состав…).
IV.Закрепление (рефлексия).Слушая рассказ, заполнение таблицу:
Типы и свойства почв различных природных зон
Природная зона Типы почв Содержание гумуса Свойства почвы Условия почвообразования
1.Арктическая пустыня 2.Тундра 3.Лесная зона
а)тайга б)тайга Восточной Сибири в)смешанные леса г)широколиственные леса 4.Степи 5.Полупустыни V. Домашнее задание
Найти материал о почвах РТ (задание по группам).Стр.60 -65.
1группа-почвы лесной зоны; 2 группа- почвы лесостепной зоны; 3 группа- почвы степной зоны; 4 группа – значение почвы для жизни человека; 5 группа – охрана почв.
VI. Подведение итогов урока.