Урок географии Климатические пояса мира


Урок на тему: «Климатические пояса мира»
Предмет: география.
УМК: Коринская В.А., Щенев В.А., Душина И.В. География материков и океанов. Издательство «Дрофа», 2016
Класс: 7
Тема урока: Климатические пояса мира.
Цель урока: познакомить учащихся с климатическими поясами Земли – их типами, особенностями распространения, свойствами основных компонентов климата.
Планируемые результаты обучения: составление карты «Климатические пояса мира», выделение показателей характеристики климатического пояса, характеристика климатических поясов.
Предметные:
Знания: перечень климатических поясов мира, характеристика их основных показателей и особенностей их географии.
Умения: описывать и сравнивать климатические пояса, работа с контурными картами.
Навыки: поисковой деятельности, работы с тематическими картами.
приводить примеры методов географических исследований (географическое описание, картографический, сравнительно - географический, аэрокосмический, статистический).
Личностные – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками и организация целенаправленной познавательной деятельности.
Метапредметные – умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение.
Основные понятия: климатический пояс, основные и переходные климатические пояса.
Межпредметные связи: география, биология.
Ресурсы: учебник «География. География материков и океанов. 7 класс /В.А.Коринская, В.А.Щенев, И.В.Душина/, атласы и контурные карты для 7-го класса, изд. «АСТ-ПРЕСС», карты «Климатические пояса мира» и «Климатическая карта мира», ноутбук, мультимедийный проектор, экран.
Дидактический материал: инструктивные карточки для групп по характеристики климатических поясов.
Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Обучающие и развивающие задания каждого этапа Формируемые УУД
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности
Цель: создание положительного эмоционального фона на уроке. Приветствует учеников, проверяет количество учащихся в микро группах. Настраиваются на предстоящую работу. - Здравствуйте, ребята! Личностные УУД (самоопределение).
2. Формулировка темы урока, постановка цели и задач урока.
Цель: организовать формулировку темы урока детьми;
организовать постановку цели урока Помогает учащимся, при необходимости, сформулировать тему и задачи урока. Формулируют тему урока. С помощью учителя ставят задачи. Записывают тему в тетрадь. В нашей жизни встречается множество парадоксов. Например, почему есть места, где воды с неба падает больше, чем испаряется? Где такие перепады температуры воздуха за сутки, что человек может изнывать от жары днём и дрожать от холода ночью?
- За урок вы должны выполнить какую-то задачу. Какую именно? (узнать как можно больше о климатических поясах, где находятся, каковы температурные режимы поясов, и пр., т.е. провести исследование).
Проводить исследование вы будете в микро группах.
Личностные (формирование учебной мотивации)Регулятивныуе УУД (целеполагание).
Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества).3. Актуализация знаний
Цель: создать условия для актуализации знаний учащихся по понятиям, необходимым для изучения нового материала.
Актуализация знаний учащихся по понятиям, необходимым для изучения нового материала; составление плана характеристики климатического пояса.
Обговаривают понятия, необходимые для изучения нового материала: воздушная масса, виды ВМ, свойства ВМ, климатообразующие факторы;
Совместно с учителем составляют план характеристики климатического пояса.
Фронтальная беседа по схеме на слайде:

Вопросы:
Назовите ВМ и их свойства.
Определите, какой воздушной массе подходят следующие характеристики:
А) жаркая и влажная;
Б) жаркая и сухая;
В) холодная и сухая;
Г) свойства меняются по сезонам года.
Назовите основные климатообразующие факторы.
От каких условий зависят свойства воздушных масс?
Объясните причину преобладания ясной погоды на полюсах.
Личностные УУД (смыслообразование).
Регулятивные (саморегуляция)
Коммуникативные (умение выражать свои мысли, слушать и понимать речь других).
Познавательные УУД (поиск и выделение необходимой информации; уметь перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы, опираясь на жизненный опыт).
Изучение нового материала.
Цель:
Познакомить учащихся с климатическими поясами Земли – их типами, особенностями распространения, свойствами основных компонентов климата. Изучение нового материала. Отвечают на вопросы учителя. Учитель читает буклет туристической фирмы «Отдых с нами»
с приглашением посетить Гоа (Индия), а затем спрашивает:
- Вы были в этом районе планеты?
- К каким климатическим условиям следует приготовиться?
Туристическая фирма, рекламирующая отдых на Гоа, предлагает перенестись «из казанской зимы в тропическое лето».
- В чём ошибка этой рекламы? В какие месяцы года вы рекомендовали бы своим друзьям совершить эту поездку и почему? (Индия расположена в том же полушарии, что и Казань, поэтому там будет такая же зима, хотя по погодным условиям она будет отличаться от российской. В зимние месяцы на Гоа будет сухая и теплая погода.)Далее учитель предлагает заполнить схему на доске:

Попробуйте сформулировать определение термина «климатический пояс». Сравните определение термина по словарю. (Широтные полосы земной поверхности, отличающиеся друг от друга интенсивностью нагревания лучами Солнца, особенностями циркуляции атмосферы, сезонной сменой воздушных масс.)
Климатические пояса формируются под действием определенных воздушных масс. Существуют два типа климатических поясов: основные и переходные. Постоянными называются климатические пояса , в которых преобладает один тип воздушных масс, а переходными – те, в которых воздушные массы меняются по сезонам года. В переходных климатических поясах летом ВМ двигаются на север, а зимой – на юг.
Выполните задание.

4. Физминутка.
Цель: дать возможность отдохнуть, удержать умственную работоспособность детей Показывает движения. Выполняют упражнения.
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку (руки на поясе)
Руки в сторону согнули
Вверх подняли, помахали,
Спрятали за спину их.
Оглянулись через правое плечо,
Через левое еще.
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз. 5. Практическая работа.
Цель:
Познакомить учащихся с климатическими поясами Земли – их типами, особенностями распространения, свойствами основных компонентов климата. Организует практическую работу. Составляет вместе с учениками план характеристики климатического пояса. Совместно с учителем составляют план характеристики климатического пояса. Заполняют таблицу. Составить по климатической карте характеристику климатических поясов в микрогруппах.
Микрогруппы:
Экваториальный климатический пояс;
Субэкваториальный климатический пояс;
Тропический климатический пояс;
Субтропический климатический пояс;
Умеренный климатический пояс;
Субарктический климатический пояс;
Арктический климатический пояс;
Заполните таблицу:
Климатический пояс ВМТемпература Количество осадков Режим осадков Занимаемая территория
январь июль Экваториальный ЭВМ +24 оС+24 оСБолее 2000 мм Круглый год Бассейн рееки Конго, экваториальная часть Ю.Америки, острова юго-восточной Азии.
Личностные УУД (смыслообразование).
Регулятивные (саморегуляция)
Коммуникативные (умение выражать свои мысли, слушать и понимать речь других).
Познавательные УУД (поиск и выделение необходимой информации; уметь перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы, опираясь на жизненный опыт).
6.Первичное усвоение новых знаний.
Цель: организовать фронтальную проверку и исправление ошибок Организует фронтальную проверку. Дополняют предложения учителя. Дополните предложения:
В _______________климатическом поясе весь год наблюдается высокая температура и выпадает значительное количество осадков.
Тропическая воздушная масса умеренных широт_________________________________________.
Многолетний режим погоды, повторяющийся в данной местности из года в год называется________________.
В ______________ климатическом поясе длинная и суровая зима сменяется коротким летом, связанным с приходом воздушных масс умеренных широт. Регулятивные УУД (контроль, коррекция, оценка)
7. Первичная проверка понимания и первичное закрепление.
Цель: организовать фронтальную проверку и исправление ошибок Координирует выступление групп, при необходимости задает вопросы Дают характеристику климатическим поясам, отвечают у доски (поскольку группы не большие, то поставлена задача – поделить представление климатического пояса, чтобы выступили все члены микро группы). Каждая группа представляет характеристику климатического пояса, показывает его расположение на карте, проектируемой на доску (после этого, на карте появляются границы климатического пояса),и рассказывает по плану.
По итогам представлений информации представителей других групп, заполняют контурную карту. Регулятивные УУД (контроль, коррекция, оценка)
Коммуникативные УУД ( предоставление информации в устной форме)
Познавательные УУД (структурирование знаний, анализ и работа с картографическим материалом)
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель: зафиксировать содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учащимися собственной учебной деятельности. Организует фиксирование содержания урока. Отвечают на вопросы учителя. Микро группы проводят самоанализ работы – сопоставляют свои контурные карты с картой на доске, анализируют работу всех членов групп, оценивают по 5-ти бальной системе.
Задачи урока Оценка группы Оценка учителя
План характеристики климатического пояса Составление характеристики климатического пояса Выполнение контурной карты Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать сои мысли).
Личностные УУД (смыслообразование, самооценка).
9. Домашнее задание.
Организует запись в дневник. Записывают в дневник. Прочитать §12, ответить на вопросы в конце параграфа.
Составить сообщение по одному из климатических поясов (интересные факты, особенности)
или
составить кроссворд по теме урока. Личностные УУД (самоопределение).
Познавательные УУД (синтез)
Коммуникативные УУД (представление в устной и письменной форме)