Конструирование урока по ФГОС ООО. Технологическая карта урока биологии Методы исследования в биологии.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Предмет: биология
Класс: 5
Урок:2
Тема: Методы исследования в биологии.
Тип урока: комбинированный
Цели:
Образовательные: 
расширить знания учащихся о методах изучения природы, об основных инструментах, приборах, применяемых для познания природы;
обеспечить образовательные потребности каждого обучающегося с учетом его склонностей, возможностей и интереса.
Развивающие: 
развивать умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи между организмами и окружающей природой;
развивать умения сравнивать, обосновывать свою точку зрения;
развивать в детях способность к логическому мышлению;
развивать творческую активность, внимательность.
Воспитательные: 
прививать практические навыки коммуникативного общения;
научить применять теоретические знания на практике.
Решаемые проблемы: Как самостоятельно осуществить элементарное научное исследование?
Методы обучения: репродуктивный, частично- поисковый, исследовательский
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая
Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Орг. момент
Приветствует обучающихся.
Организует проверку и взаимопроверку домашнего задания. Приветствуют учителя.
Проверка д/зВзаимопроверка д/з.
Организует терминологический диктант:
Биосфера, литосфера, гидросфера, экология, биология.
Проверка творческого д/з: сообщение об отечественном учёном- биологе.
Что означает число 300500? Работают в парах: Отвечают на вопросы д/з (с.9)
Работают в парах сменного состава (на 12 часов) обмениваются сведениями из таблицы, заполненной дома "Современная биология - система наук о живых организмах".
Выполняют терминологический диктант.
Мотивация к учебной деятельности
Какие способы изучения природы помогли получить следующие сведения:
За 1 час муравьи берут в плен на 0, 4 га леса вокруг муравейника 2 тыс. гусениц?Лен цветет голубыми цветочками только до обеда;Самое крупное соцветие у одной из индийских пальм. Оно достигает в высоту 14 м, его диаметр 12. мГрязный снег быстрее тает, чем чистый? Строят предположения.
Актуализация знаний, целеполаганиеВводит понятие метода.
Вовлекает в формулирование темы урока и целеполагание. Участвуют в определении темы, цели: познакомиться с методами изучения природы, их использованием в практической деятельности
Первичное восприятие и усвоение нового материала
Организует проверку предположений, выдвинутых обучающимися на этапе мотивации через с/м работу с учебником.
Знакомит с понятием "фенология". Изучают материал § с.10-11, называют основные методы биологии: наблюдение, эксперимент, измерение.
Утверждаются в выборе/ изменяют предположение, заполняют таблицу:
Методы изучения природы Примеры
1 2 3 Динамическая пауза
Игровая ситуация "Пазл" В группах: Проектируют (выстраивают алгоритм) план проведения опыта:
1 Определить цель.2. Выдвинуть предположение , гипотезу.3. Составить план проведения опыта, эксперимента.4. Подобрать оборудование5. Провести опыт, эксперимент, наблюдение.6. Сделать записи, рисунки.7 Записать свои наблюдения и сделать выводы.8. Объяснить наблюдение на основе теоретических знаний.9. Обдумать возможное применение полученных знаний на практике.
Проверяют по эталону.
Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков
Знакомит с приборами и инструментами биологической лаборатории + рис.5 с.12.
Организует знакомство с правилами ТБ в кабинете биологии.
Организует проведение измерения. Знакомятся с правилами (с.13).
Проводят измерение :
Измерьте с помощью линейки длину 5 листьев растения и найдите среднее значение (сложите цифровые значения всех длин и разделите на количество листьев)
Длина 1 листа -
Длина 2 листа –
Длина 3 листа -
Длина 4 листа -
Длина 5 листа –
1.+ 2.+ 3.+ 4.+5
---------------------- = см
5
Среднее значение длины - см
Подведение итога совместной и индивидуальной деятельности
Предлагает дать оценку достижения цели, поставленной в начале урока, сформулировать пожелания. Оценивают степень достижения цели ( вт.ч. личной), высказывают пожелания.
Фиксируют д/з:
По плану : Провести в домашних условиях опыт "Растворение сахарного и речного песка в воде" и оформить отчёт в рабочей тетради.
Рефлексия
Предлагает дать устную оценку работе класса на уроке. Несколько человек дают оценку.