Технологическая карта урока по окружающему миру на тему Вставай,страна огромная…
Технологическая карта урока
Окружающий мир (3-й класс)
Тема: «ВСТАВАЙ, СТРАНА ОГРОМНАЯ…»
Цели для ученика:
расширить первичные представления о Великой Отечественной войне, понять разрушительные последствия распространения фашизма в Германии, воспитывать чувство личного сопереживания к тем, кто отстоял Родину, чувство гордости за свою страну , формулировать цель урока с помощью учителя, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, высказывать свои предположения , работать с различными источниками информации, анализировать, обобщать, делать выводы, развивать коммуникативные способности.
Цели для учителя:
-образовательная:
расширить первичные представления учеников о Великой Отечественной войне, показать разрушительные последствия распространения фашизма в Германии , образ народа, который сплотился ради спасения Отечества и спас не только свою Родину, но и весь мир от ужасов фашизма
-воспитательная:
воспитывать чувство личного сопереживания к тем, кто отстоял Родину, чувство гордости за свою страну и жившие в ней поколения наших предков.
- развивающая :
-уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, высказывать свои предположения , работать с различными источниками информации, анализировать, обобщать, находить ассоциации и пользоваться ими, вести познавательную деятельность в коллективе, продолжить развивать умение делать выводы, развивать коммуникативные способности.
Тип урока:
Урок «открытия» нового знания.
Технологии:
проблемное обучение;
проектная технология;
информационно-коммуникативные технологии;
Опорные понятия, термины
День Победы ,Великая Отечественная война, Родина.
Новые понятия
1939 г. – гитлеровцы начали Вторую мировую войну.
22 июня 1941 г. Фашисты напали на Советский Союз, началась Великая Отечественная война.
Сентябрь-декабрь 1941 г. – битва за Москву.
1942–1943 гг. Сталинградская битва.
9 мая 1945 г. – День Победы в Великой Отечественной войне.
Сентябрь 1945 г. – окончание Второй мировой войны.
Ресурсы для урока:
1 Презентация к уроку,интерактивный тест.
2. Ноутбуки-8 шт., проектор,интерактивная доска
3.Учебник «Окружающий мир», А.А.Вахрушев,2часть,«Баласс»,2012г
4.Методическое пособие для учителя
«Русский язык»,«Баласс»,2012. Домашнее задание
Учащиеся выбирают одно из предложенных заданий.
1. Узнай у своих родителей, кто в вашей семье участвовал в Великой Отечественной войне. Составь об этом рассказ.
2. Найди открытки, плакаты, посвящённые Великой Отечественной войне. Постарайся узнать, какие события на них изображены.
3. Вспомни строки из песен, стихотворений, посвящённых Великой Отечественной войне. Сделай иллюстрации к этим строкам.
Этапы урока Ход урока Деятельность учителя Деятельность ученика Используе-мые методы, приемы, формы Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Ι. Мотивация.
413
ΙΙ. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
334 – Какие ваши любимые праздники? (День рождения, Новый год и др.)
-Какие чувства у вас вызывает слово «праздник»? (Радость, удовольствие и т.д.)
-С каким настроением люди идут на праздник? (С хорошим, веселым.)
Проект «Мой дедушка"(Слайд )
-У меня есть дедушка. Его зовут Хаджимурат Муссаевич. Ему 91 год. Он ветеран Великой Отечественной войны.Он участвовал в боях за Ростов,….9 мая, в День Победы мы всей семьёй собираемся , поздравляем дедушку, но очень часто в этот праздник у моего дедушки слёзы на глазах…
-Какое вы заметили противоречие?(Почему праздник со слезами на глазах?)
На доске появляется запись:
Праздник – это радость, веселье, воспоминания о хороших событиях.
День Победы – «праздник со слезами на глазах»
– Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? (Праздник должен быть весёлый, а праздник День Победы – «со слезами на глазах».)
– Какой возникает вопрос?
Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Почему День Победы (9 Мая) называют «праздником со слезами на глазах»?(Слайд )
-В какой войне участвовал Галин дедушка?
-Почему эта война получила такое название – «Великая» и «Отечественная»?
-В этой войне решалась судьба нашей страны. Для спасения Отечества должны были объединиться все люди, которым дорога их Родина, так же, как это было в
1812 г.
– Кто одержал победу в Великой Отечественной войне? (Советский Союз.)
– Составим план урока.
Что должны узнать?
1..Когда и как началась ВОВ?
2.Когда закончилась?
3.Какие основные события происходили во время войны?
– Как вы думаете, что могут вспоминать люди, прошедшие войну?
Возможно, среди них встретятся и такие:
– страх за себя, своих близких, свою Родину
– погибших родных, товарищей
– разрушенные дома и т.д.
От проблемы урока провести стрелки, под которыми ключевыми словами записать основные версии.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность
Мотивирует учащихся к изучению темы.
Стимулирует желание помочь ребятам.
Учитель помогает составить план урока. Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место.
Рассказывает ученица о дедушке.
Ученики высказывают свои мнения.
Проект уч-ся. (презентация)
Обмен информацией. Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре
ΙΙΙ. Совместное открытие знаний.
Поиск решения проблемы.
2147334 1..Начало Великой Отечественной войны.
На доске обозначить участок ленты 1939г.–1945 г.
Проект ученика «Горит и кружится планета».(Презентация)
Более 60 лет назад власть в Германии захватили фашисты во главе с Адольфом Гитлером. Они внушили немецкому народу, что он будет господином мира. Вскоре они захватили почти всю Европу. 22 июня 1941 года без объявления войны гитлеровская Германия напала на Советский Союз. На нашу страну обрушился удар невиданной мощи: 190 дивизий (до 5 млн. человек), свыше 4 тыс.танков, более 47 тыс.орудий и миномётов, около 4,3 тыс.самолётов, до 250 кораблей. Тысячи людей шли добровольцами в армию. Все народы Советского Союза сплотились перед лицом страшной опасности. В рядах Красной армии плечом к плечу сражались русские и казахи, украинцы и грузины, белорусы и узбеки и многие, многие другие. По радио объявили о начале войны и зазвучали слова великой песни...(звучит песня"Вставай,страна,огромная...")
22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война. Более 110 тысяч сынов и дочерей Осетии были призваны в действующую армию. Вся жизнь в Северной Осетии перестроилась на военный лад - заводы и фабрики осваивали производство необходимой фронту продукции, 35 тысяч человек участвовали в строительстве оборонительных сооружений.
Новая запись на ленте времени
1939 г. – гитлеровцы начали Вторую мировую войну.
-22 июня 1941 г. Фашисты напали на Советский Союз, началась Великая Отечественная война.
-Что такое фашизм?
-Послушаем лингвиста.
Фашизм-это……
-.Поработаем в парах. Задание на стр. 102
2. Основные события 1941–1945 гг.
-На странице 104-105 прочтите текст«Позади – Москва» Перед текстом вопрос, на который вы должны ответить. Для помощи у вас на партах план.
1.Чтение самостоятельное.(2 мин)
2.Обсуждение.
3 Ответы.
-Оцените ответы.
Сообщение ученика о нападении фашистов на Северную Осетию.(Презентация)
27 сентября 1942 г. немцы заняли Эльхотово, надеясь развернуть наступление на Орджоникидзе (Владикавказ). Путь к столице Северной Осетии лежал через Эльхотовские ворота (Арджинараг) - естественные "ворота" между невысокими хребтами, ограждающими с севера Владикавказскую равнину. Однако здесь немцев ждало разочарование. Несмотря на перевес в живой силе, танках и авиации, им не удалось пройти через Эльхотовские ворота. В октябре 1942 г. фашисты предприняли обходной маневр. Форсировав Терек и пробившись в направлении Нальчик-Чикола-Дигора, германские войска начали массированное наступление на Алагир и Ардон. 2 ноября 1942 г., прорвав линию обороны севернее с. Дзуарикау, немцы заняли с. Гизель и оказались на подступах к г. Орджоникидзе. Город был переведен на осадное положение. В его предместьях шли ожесточенные бои, в которых с обеих сторон участвовали крупные воинские силы и большое количество техники.?Столица Осетии выстояла.В конце июля 1942 г. германская армия вышла на Северный Кавказ и приступила к осуществлению плана "Эдельвейс" - крупномасштабной военной операции по овладению Кавказом. Вначале наступление немцев было успешным.
По ходу прочтения текста на ленте времени появляются таблички:
Сентябрь-декабрь 1941 г. – битва за Москву.
1942–1943 гг. Сталинградская битва.
9 мая 1945 г. – День Победы в Великой Отечественной войне.
Сентябрь 1945 г. – окончание Второй мировой войны.
-На стр. 104 учебника прочтите текст:
«С войной покончили мы счёты»
-Что нового узнали?
Работа по иллюстрациям и карте «Великая Отечественная война"
-Современные последователи фашизма продолжают оставаться угрозой миру.
Учитель помогает правильно оценить ответы учащихся.
Учитель на ленте времени выставляет таблички
Учитель помогает учащимся находить новую информацию с помощью иллюстраций и схем.
Работа лингвиста с толковым словарём.
Проверка,оценива-ние ответа пары.
Ученики работают в группах.
Проверка, оценива-ние ответов.
Сообщение ученика
Самостоятельное чтение.
Учащиеся учатся работать с картой.
Проект уч-ся.
Работа в парах.
Работа в группах.
Информация.
Индивидуальная работа.
Фронтальная работа
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
ΙV. Самостоятельное применение знаний.
1 3 5 3 4
V. Рефлексия.
3212
– Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Почему День Победы (9 Мая) называют «праздником со слезами на глазах»?)
– Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?
«Праздник со слезами на глазах» – особенный день, который напоминает сегодняшним поколениям о людях, переживших страшные события Великой Отечественной войны.
Тест интерактивный.
-Сейчас проверьте полученные знания с помощью интерактивного теста.
-Оцените работу каждой группы. Где вы зафиксировали затруднения?
Работа в рабочей тетради.
Выполнение заданий № 1, 2 по выбору.
Проверка по эталону.
Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Побуждает к высказыванию своего мнения.
Учитель контролирует выполнение теста.
Учитель задаёт вопросы ученику.
Учащиеся высказывают свои мнения.
Учащиеся выполняют тест за ноутбуками.
Самостоятельно проверяют по эталону на слайде.
Ученик отвечает на вопросы учителя. Фронтальная работа
Работа в группах
Подводятся итоги совместной деятельности.
СамостоятельнаяработаУчитель формирует у ученика алгоритм самооценки
Фронтальная работа.
ТОУУ
ТОУУ
VI. Домашнее задание. -Дома постарайтесь выполнить одно из творческих заданий.
Задания записаны на карточках.
1. Узнай у своих родителей, кто в вашей семье участвовал в Великой Отечественной войне. Составь об этом рассказ.
2. Найди открытки, плакаты, посвящённые Великой Отечественной войне. Постарайся узнать, какие события на них изображены.
3. Вспомни строки из песен, стихотворений, посвящённых Великой Отечественной войне. Сделай иллюстрации к этим строкам. VII. Итог урока. – Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому пока было трудновато?
– Кто или что вам помогло справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Какую бы отметку вы себе поставили?
– Что нового узнали?
– Что показалось особенно интересным сегодня на уроке?