Конспект по экологическому воспитанию на тему: «Весеннее пробуждение природы» (средняя группа)
Конспект по экологическому
воспитанию
на тему: «Весеннее пробуждение природы»
(средняя группа)
Составила:
воспитатель
МДОУ д/с №122
Широких Н.Н.
г. Сочи
2016г.
Познавательное занятие
Тема «Весеннее пробуждение природы»
Программное содержание:
Расширить представление детей о характерных признаках весны, учить
находить эти признаки самостоятельно.
Закрепить с детьми знания о деревьях, кустарниках, о жизни животных весной.
Развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Учить детей думать, описывать собственные суждения, уметь связно рассказывать, объяснять, сравнивать.
Воспитывать выдержку, умение выслушивать товарищей.
Словарная работа: логово, волчья стая, дупло, беличья семья, добыча, вожак, линька, потомство.
Предварительная работа:
чтение художественных произведений о птицах, животных, растениях, деревьях
В.В.Бианки «Лесные домишки»
М.Пришвин «Разговор деревьев»
Ю.Дмитриева «Необыкновенное путешествие в обыкновенный лес»
Г.Скребицкий «Еж»
Т.А.Шорыгина «Какие звери в лесу», «Деревья, какие они»
Энциклопедия «Я и мир вокруг»
б) рассматривание картин «Деревья», «Дикие животные», «Весна», «Птицы»
в) кратковременный проект «Из жизни животных нашего леса».
Подготовка к занятию:
Весенние картины, картинки с видами деревьев, веточки ели, сосны, березы,
осины, пленка с заданиями; игрушки – зайка, лисенок, медведь, белочка, волк,
еж; елки на поляне, волшебная палочка; картинки – загадки; пазлы из 15-20
деталей – белка, лиса, заяц; магнитофон (музыкальное сопровождение),
мультимедийный показ из серии «Весна в лесу» и «Жизнь зверей весной»
7. Ход занятия:
Под музыку Ф.Мендельсона «Весенняя песня» воспитатели загадывают загадку:
Светает рано по утрам,
Проталины и тут и там.
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят под крышами капели.
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко тепло ласкает Кто это время года знает?
(ответы детей).
В: Правильно, это весна.
- Мы сегодня поговорим о том, как у нас в сибирском крае просыпается природа, пробуждается весна, а поможет нам в этом разобраться «Волшебная палочка». Весна у нас какая? (до кого дотронется волшебная палочка, тот и отвечает)
(ответы детей: холодная, ветреная, веселая, красивая, светлая)
В: Да, весна у нас красивая, хорошая, а особенно необыкновенная она в лесу.
Хотите отправиться в весенний лес?
Игра «Эхо»
(Дети за воспитателем повторяют волшебные звуки, слоги и попадают в лес)
В: Я иду и пою Д: ю-ю-ю
В: Очень лес я люблю Д: лю-лю-лю В: Хороша наша земля Д: ля-ля-ля
В: Это родина моя Д: я-я-я
(дети входят в лес, представленный весенними картинами)
В: В весеннем лесу еще прохладно, земля холодная, сыро, но как красиво в весеннем лесу! Пахнет свежестью, зеленой травой. Давайте послушаем звуки леса.
Что вы чувствуете? (ответы детей)
В: Дети, а что это под кустиком? (игрушка зайчика и конверт)
- Что же в нем?
(воспитатель открывает конверт, а там разные виды деревьев: осина, береза,
сосна, ель)
В: Что бы это значило? (ответы детей)
В: Дети, «зайчик» хочет, чтобы мы узнали деревья и рассказали о них. (ответы детей)
В: Посмотрите, здесь лежит букет из веточек от этих деревьев. Давайте рассмотрим веточки и определим, от каких они деревьев.
(ответы детей)
В: Действительно, одна веточка ели, это хвойное дерево, у нее иголочки короткие и растут по одной, но очень часто. Другая веточка сосны, это тоже хвойное дерево, у нее длинные иголочки и растут они по две вместе. А веточка березы отличается от осины своей красотой, тоненькими маленькими веточками и березовым запахом. Дети, я вижу в лесу полянку, пойдемте туда, там мы полюбуемся весенней природой и отдохнем.
(дети вместе с воспитателем устраиваются на полянке и находят игрушку
«лисенок» и конверт с загадками)
- Лисенок просит отгадать вас кто у него друзья в лесу.
(воспитатель загадывает загадки о животных, дети изображают ответ в движении)
Игра «Превращение в зверей» (под музыку)
Загадки для игры
Он большой и косолапый,
Говорят, сосет он лапу,
Громко может он реветь,
Угадайте кто – медведь.
***
Посмотрите-ка какая – Вся горит, как золотая,
Ходит в шубке дорогой.
Хвост пушистый и большой. (лиса)
***
Под соснами, под елками,
Лежит мешок с иголками. (ежик)
***
День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит-бродит он молчком,
Уши серые торчком.
(волк)
***
На сучке висит грибок,
Кто его повесить мог?
Я раздвину ельник мелкий,
Затаюсь – увижу белку.
В: Молодцы дети, вы отгадали всех друзей нашего лисенка, которые живут в лесу. А вот что вы о них знаете? Давайте присядем на полянке, вам буду показывать иллюстрации животных, а вы будете рассказывать.
Что интересного вы можете рассказать о буром медведе, который живет в нашем лесу?
(показать иллюстрацию).
Когда просыпается медведь?
Что любит медведь?
Чему учат медвежат медведица и медведь? (ответы детей)
Весной медведь просыпается, и мама медведица выводит своих 2-3 медвежат из берлоги, учит их плавать, ловить рыбу, лазать по деревьям. Медведи любят мед,
ягоду.
А что вы интересного знаете о лисе? (показать иллюстрацию лисы)
Где живет лиса?
Чем питается лиса?
Когда у лисы появляются лисята? (ответы детей)
Лиса очень аккуратная и заботливая мама, ее нора всегда чистая и лисятам там уютно.
А что вы знаете о белочке?
(показать иллюстрацию белочки)
Когда у белочки появляются бельчата?
Как белка спасается от врагов?
Почему белку называют хорошей хозяйкой? (ответы детей)
Да! Белочка наполняет свои кладовые осенью – орешками, грибами, шишками.
Она очень шустрая, запасливая, аккуратная. (воспитатель показывает иллюстрацию волка)
Кто это?
Когда у волчицы появляются волчата?
Как волчицы растит волчат? (ответы детей)
Правильно, волк помогает волчице – ходит на охоту, приносит добычу для своей большой семьи. Мама-волчица следит за малышами, при опасности мама переносит их на другое место.
Что интересного вы можете рассказать о зайце?
(показать иллюстрацию зайца)
Чем питается весной заяц?
Кто кроме зайчихи кормит новорожденных зайчат?
Почему зайца в народе называют «косой»? (ответы детей)
Зайцы весной питаются корой, веточками от деревьев. Действительно у зайцев так заведено: покормит зайчиха новорожденных и оставит одних, чтобы своим запахом не привлекать врагов, знает, что детки голодными не останутся.
Кто расскажет о еже?
(показать иллюстрацию ежа)
Когда у ежихи появляются ежата?
Чем мама-ежиха кормит своих ежат?
Когда еж выходит на охоту? (ответы детей)
Дети, вы слышите как щебечут весенние птицы? Как вы думаете, кто так весело поет (воробьи, синицы, сороки, вороны). Отправимся за пением птиц.
Физминутка «Весна зовет, гулять пора»
Собирайся детвора!
Лес зовет: «Гулять пора!»
(дети хлопают в ладоши)
Будем по лесу гулять
(шагают на месте)
Свежим воздухом дышать
(останавливаются, поднимают руки вверх, разводят их в стороны, делают вдох через нос)
На носочках по тропинке
Друг за другом мы пойдем
(поворачивают вправо и идут друг за другом на носочках, держа руки на поясе)
В маленькие лужицы
Не наступим, обойдем.
(дети идут друг за другом, высоко поднимая колени и держа руки за спиной)
Встали елки на пути
Нам их надо обойти.
В: Дети, а что здесь лежит под елками?
(дети находят пазлы с изображениями диких животных: лиса, заяц, белка)
Так вот о чем спорили птицы, поможем им собрать картинки? (дети собирают картинки)
Молодцы! Слышите как снова весело запели птицы в лесу. Они вам говорят: «Спасибо»
Давайте прощаться с весенним лесом.
(под музыку , пение птиц, журчание ручейка, дети возвращаются в детский сад)
15