Конспект занятия Весеннее пробуждение природы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15 «Сказка»
города Шумерля Чувашской Республики














Конспект совместной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста

«Откроем тайны весенней природы»













Старший воспитатель
Лушина Галина Станиславовна










г. Шумерля

2015г.



Цели:
Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе (прибавление светового дня, количество солнечных дней, цвет неба, повышение температуры воздуха, таяние снега, сосульки, капель, проталины, конец спячки у зверей, линька, забота о потомстве, появление насекомых, прилет птиц, строительство гнезд, весеннее состояние деревьев, появление травы, цветов, цветущих растений).
Продолжать формировать умение находить связи между изменениями в живой и неживой природе: увеличение количества осадков, много света и тепла, следовательно, бурно растут растения, проснулись насекомые – прилет птиц
Развивать умение сравнивать различные периоды весны.
Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к природе.
Развивать логическое и системное мышление.
Материал:
Иллюстрации, картины с изображением весны, животных, птиц, гнезда птиц, «модели « весны, гигроскоп, бруски дерева (липа и дуб)
Предварительная работа:
Наблюдения в природе, опыты, беседы о весне, чтение художественной литературы, загадки о природе.
Ход:
Ход:
Воспитатель: ребята! Сегодня я нашла письмо в детском саду и не успела посмотреть, кому оно адресовано. Давайте проверим вместе. В каком городе мы живем?
Дети: город Шумерля
Воспитатель: здесь указан наш город. А какой номер нашего детского сада?
Дети: № 19
- Все верно. А в какую группу мы ходим? (ответы детей). Значит письмо адресовано нам. Давайте прочитаем.
( читает письмо)
«Здравствуйте, ребята детского сада «Родничок»! Метеорологическая служба города Шумерля объявляет конкурс «Лучшие знатоки природы». Мы знаем, что вы очень любите играть, поэтому к нашему письму прикладываем игры- задания, которые вы сможете выполнить. Будем ждать от вас информации!
С уважением
директор центра метеорологической службы города Шумерля
Погодин И.М.»
Воспитатель: примем участие в конкурсе? (да).
Для того, чтобы нам было легче справиться с заданиями, предлагаю отправиться в увлекательное путешествие в мир природы. Закройте глаза и представьте, что мы оказались в лесу. Здесь тихо и спокойно. Дует свежий ветерок, поют птицы. (звучит музыка).
Воспитатель: я вижу, что настроение у вас замечательное. Давайте выпрямим спинку, расправим плечи, сделаем глубокий вдох – вдохнем свежесть весеннего леса, а потом сделаем выдох – выдохнем. Теперь подойдем к столу и узнаем, какое же первое задание нам прислали из метеорологической службы?
Посмотрите, на конвертах нет номеров. Какого же цвета конверт нам открыть первым? (красный).

1 задание Красный конверт
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня
Теплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня,
Солнце , землю согревая,
Гонит с нашей речки лед.
Тает баба снеговая
И ручьями слезы льет.
О каком времени года говорится в этом стихотворении? Какие признаки весны названы в стихотворении? (Дети объясняют свой ответ, используя модели «весна». Какие еще приметы весны вы знаете?
Мы справились с этим заданием, посмотрим , что в следующем конверте.

2 задание Оранжевый конверт
Воспитатель: Ребята, сколько месяцев длится весна? Назовите их.

В конверте лежат иллюстрации с весенними признаками. Нам нужно разместить их по месяцам .
(Показывает изображение проталины с первыми цветами). Ребята, когда у нас появляются первые проталины? Начинается ледоход. Ребята, можно ходить весной по льду? (в марте)
2 изображение: когда прилетают скворцы? (в апреле)
3 изображение: когда цветут деревья?(в мае)
Вы хорошо знаете про весенние месяцы. Перейдем к следующему заданию.
3 задание. Желтый конверт
Расскажите, знаете ли вы, как изменилась жизнь животных весной?
Медведь, еж, барсук просыпаются после зимней спячки.
Белка и заяц меняют окрас .

4 задание. Зеленый конверт
Птицы весной. Каких птиц мы называем перелетными, а каких зимующими?
Распределите картинки с изображением птиц на две группы. Какова главная причина того, что птицы улетают от нас осенью? (отсутствие пищи, насекомых).
Что делают птицы весной? ( строят гнезда, откладывают яйца, высиживают птенцов). Но у каждой птицы свое гнездо. Найдите среди картинок гнезда птицам.
Игра «Где чье гнездо?»
Какова роль человека в жизни птиц? Что может сделать человек для птиц?
5 задание. Голубой конверт
Отгадайте загадку:
Белая морковка весной растет. (сосулька)
Давайте ребята представим, что мы сосульки:

Капли звонко капали (прыжки на месте),
Все сосульки плакали (качаем головой, прижав руки к щекам).
Солнце светит ярко (руки вверх, потягиваемся),
Нам, сосулькам, жарко (обмахиваемся).
С нас течет уже вода (наклон вниз),
Мы растаем навсегда (выпрямляемся).
6 задание. Синий конверт
Нужна ли помощь природе весной? Надо ли соблюдать правила, чтобы сберечь природу?
Возьмите таблички с правилами и объясните каждый свое правило и подберите световой сигнал к этому правилу
Правила поведения в лесу
Экологический светофор
Красный- запрещено в природе.
Желтый – внимание.
Зеленый – что можно в лесу?

Давайте будем соблюдать эти правила и подсказывать другим, как надо себя вести, и тогда природа отблагодарит нас.
Деревья, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

7 конверт. Фиолетовый конверт.
Чем занимается человек весной? Крестьянину было важно вовремя сделать посевы. Но в старину не было приборов, чтобы определить, какая будет погода. Поэтому наши предки научились определять погоду, наблюдая за поведениями животных, растений, объектами неживой природы. Так же они придумали прибор, чтобы определить влажность воздух.(показывает гигроскоп).
- хотите узнать, как этот прибор работает?
Сделать его было очень просто. Поэтому он был почти в каждом доме. Брали два вида дерева, дуб и липу одинаковых по весу.
- как вы думаете, почему кусок дуба короче липы?
Взвешивает одинаковые куски дерева. Дуб тяжелее липы, поэтому он короче.
Их скрепляли и на месте их соединения просверливалось отверстие для крючка. На стене чертили линию (показывает) и вешали на гвоздь в сенях – не отапливаемом помещении.
- почему брали дуб и липу?
Дуб плотный и впитывает плохо, а в липе поры большие, он хорошо впитывает влагу. В сухую погоду он сохранял равновесие, а при приближении дождливой погоды отрезок липового дерева впитывал больше влаги, поэтому перевешивал дубовый отрезок. Так чуваши узнавали наступление дождливой погоды.
Сомневаетесь? Давайте проверим. Возьмите брусок дуба. Как вы отличили дуб от липы?
Дети: дуб темнее, чем липа.
Воспитатель: опустим ее в емкость с водой. Теперь возьмите брусок липы и тоже опустите в воду.
-что мы видим?
Дети: выходят пузырьки.
Воспитатель: что это за пузырьки?
Дети: воздух
Воспитатель: где пузырьков больше? (у липы пузырьков больше, поэтому там больше пор, а поры дуба мельче.
Теперь отпустим эти бруски посмотрим, какой из брусков утонул быстрее?
Дети: дуб утонул быстрее, значит он тяжелее липы.
Воспитатель: это принцип работы нашего прибора- гигроскоп.
Что означает слово гигроскоп?
Дети: « гигро» – влажность, «скоп» – наблюдаю.
Воспитатель: правильно, получается наблюдаю за влажностью.
- где мы можем повесить чувашский народный гигроскоп? (в коридоре перед входом).
- что мы узнаем с помощью этого прибора? (будет ли дождь?).
Анализ. Что нового мы узнали сегодня?
(Анализ)
Мы справились со всеми заданиями в конвертах цветов радуги.
Наши ответы о тайнах природы весной мы отправим в метеорологическую службу.

15