конспект занятия Весеннее пробуждение природы

МОУ Якшур-Бодьинская сельская гимназия









конспект занятия по познавательному развитию детей
старшего дошкольного возраста

Тема «Весеннее пробуждение природы»







Выполнила:
Иванова И.А. воспитатель дошкольного звена
первая квалификационная категория












с.Якшур-Бодья, 2011год

Цель: обобщить и систематизировать представления детей о сезонных изменениях в природе.
Задачи:
Образовательная: учить детей самостоятельно определять признаки весны; закреплять знания о птицах, первоцветах, деревьях и животных.
Развивающая: развивать внимание, способность наблюдать, размышлять, описывать, устанавливать причинно-следственные связи, творческие способности, мелкую моторику рук.
Воспитывающая: воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе, экологическую культуру.
Предварительная работа: прослушивание музыкального произведения П.И.Чайковского «Апрель. Подснежник» из фортепианного цикла «Времена года» на музыкальном занятии
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, магнитофон, аудиозапись.
Ход занятия:

(Слайд 1) Ребята, в течение всего года мы с вами встречаем четырех гостей, которые приходят друг за другом. И никогда не бывает так, что один из них приходит раньше другого. Все они со своими дарами, забавами, праздниками. Кто с лукошком, полным овощами и фруктами, кто с метелью и новогодним праздником. Еще один гость приходит с веселыми ручейками и звонкой капелью, а четвертый гость с жарким солнышком и пением птиц.
- Ребята, скажите, что же это за гости такие? (Времена года) Назовите их. А кто же сейчас у нас гостит? (весна) Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем беседовать на занятии?
(Слайд 2)Давайте посмотрим на картинки и узнаем где же наша гостья. (Выбор слайда)
-как вы догадались, что это весна? (определяем признаки весны, обращая внимание на наряд)
весна- солнце - птицы, первоцветы-деревья- животные.
(Слайд 3) С приходом весны просыпается вся природа
-А кто из вас вспомнит стихотворение о весне?
х/с: Зима недаром злится,
Прошла ее пора-
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит зиму вон-
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лищь шумит
(Слайд 4) Давайте полюбуемся красотой весеннего леса, послушаем весну: шелест листвы на ветру, пение птиц(музыка)
вдохнем полной грудью «живой воздух леса». Вспомните, почему мы так называем воздух в лесу?
(слайд 4 продолжение) - А теперь скажите, кто же разбудил нашу природу? (солнце)
Чтобы оно засветило еще ярче, давайте прочитаем и о нем стихотворение
х/с: вышло солнце из-за тучи
и нагрело снег скрипучий.
снег задумался чуть-чуть,
и ручьи пустились в путь.

(Слайд 5) - А теперь, когда солнце светит ярко, природа оживает нам пора встречать пернатых друзей. Кого мы называем пернатыми друзьями? (птицы) А сейчас посмотрите на эти картинки и скажите, кто же из этих птиц вам знаком? А кто прилетит первым? (грач.) А для чего же они к нам снова вернулись? (построить гнезда, вывести птенцов)
Дидактическая игра «Перелетные птицы» с использованием интерактивных слайдов для закрепления знаний о перелетных и неперелетных птицах
А сейчас давайте мы посмотрим, знаете ли вы перелетных птиц.
Для этого вы должны зимующих птиц поместить в квадрат со снежинкой, т.к. они не боятся снежной зимы, а перелетных птиц в квадрат с солнышком. Скажите мне, снегиря в какой квадрат мы можем поселить - к перелетным или зимующим птицам? (Снегирь от нас никуда не улетает, он только перебирается в лесную чащу, где более прохладно и свежо и опять вылетает ближе к людям, когда вновь приходит зима)
Молодцы, вы замечательно справились с заданием. Я думаю, что птицы будут очень рады встрече с вами.
(Слайд 6) - Солнце пригрело не только деревья, но и землю. Изменилась ли как-то земля с приходом весны? (появилась трава, первоцветы)
-Где в первую очередь появляется трава? (Где больше солнца)
Появляются и первые цветы. А какие первоцветы вы знаете? Если вы их назовете правильно, то засияет яркое солнышко. (интерактивный слайд) Молодцы! И с этим заданием вы справились.
Скоро вся земля покроется этими цветами. И вы захотите их сорвать и подарить кому-нибудь. А можно ли это делать? Нет, потому что эти цветы не умеют стоять в вазе. Они сразу умирают. А в земле же они будут очень долго нас радовать своей красотой.
И вот весна все больше вступает в свои права. Давайте мы с вами покажем, как мы ей рады.
Ф/м: ушла зима, пришла весна, (ходьба на месте)
Нас очень радует она! (хлопки в ладоши)
Небо синеет и солнышко греет. (сводят и разводят руки над головой)
Подснежник цветет (упр. «Цветок»)
И трава зеленеет (наклон)
Скворцы поют, (показ клювиков)
Все птицы дружно гнезда вьют.(обхватить все пальцы одной руки ладонью
другой и шевелят ими)
Идет весна, весна красна,
Она прекрасна и ясна! (хоровод)

(Слайд 7) Теплое солнце растопило снег и лед, во что же они превратились? (ручьи, талую воду)
Весенние талые воды напоили деревья, кусты, травы. Что же с ними произошло после этого? (набухли почки, зазеленели листья, появились первые цветы на деревьях)
Посмотрите, какие деревья растут в наших лесах.
Интересно, сможем ли мы найти наших старых знакомых, ведь с приходом весны они поменяли свой наряд? (назвать деревья, просматривая слайд) Ребята, а на какие группы можно разделить деревья, которые мы узнали? (лиственные и хвойные)
(Слайд 8) - Лес проснулся после долгой суровой зимы. А как же встречают весну животные? Давайте посмотрим на них и расскажем, что же изменилось в их жизни. (рассказы детей об изменении в жизни зверей)
Природа пробудилась от зимнего сна. А теперь скажите, о чем мы с вами сегодня говорили? (Составление схемы)
Ребята, давайте вспомним, чем же нам дорог лес. (ответы детей)
Мы с вами должны заботиться о природе, беречь ее. И я вам предлагаю нарисовать схематичное изображение, которое бы подсказало нам правила поведения в природе, чтобы мы смогли рассказать об этом малышам.





Используемая литература и интернет ресурсы:
Г. Н. Метельская «100 физкультминуток на логопедических занятиях»
Образовательная система «Школа 2100», «Детский сад 2100»
А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова, Ю.А. Акимова, И.К.Белова «Здравствуй, мир!»
Наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей, родителей «Цветы в картинках»
Образовательная система «Школа 2100», «Детский сад 2100» Наглядный и раздаточный материал (для самых маленьких) Лесные истории: «По дороге к азбуке» Издательство Баласс.
Образовательная система «Школа 2100», «Детский сад 2100» Наглядные материалы для составления предложений и устных рассказов (пособие для дошкольников) «По дороге к азбуке» Издательство Баласс.
Образовательная система «Школа 2100», «Детский сад 2100» Наглядные материалы по теме «Предлоги» (пособие для дошкольников) «По дороге к азбуке» Издательство Баласс.
Тематический словарь в картинках по теме «Мир животных» Издательство «Школьная пресса»
Тематический словарь в картинках по теме «Мир растений и грибов»
Аудиозапись CD П.И.Чайковский «Апрель. Подснежник» из фортепианного цикла «Времена года»
http: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] imglanding- картинки природы и зверей
http: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] images
Аствацатуров Г.О. «Перетаскивание объектов в MS PowerPoint». [Электронный ресурс]. Режим доступа:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]