Методическая разработка раздела «ПРИРОДА РОССИИ» образовательной программы «География. Россия» 8 класс


Методическая разработка раздела
«ПРИРОДА РОССИИ»
образовательной программы «География. Россия»
8 класс
Выполнила: Иванова Елена Александровна
учитель географии МБОУ «Красносельская СШ» Арзамасского района
Арзамас
Содержание
Пояснительная записка …………………………………………………..3
Цели и задачи изучения раздела …………………………………………4
Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и
освоения учебного материала учащимися в соответствии с
возрастными особенностями ……………………………………………..5
Ожидаемые результаты освоения раздела программы ………….. …….6
Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу
программы образовательных технологий, методов, форм организации
деятельности учащихся …………………………………………………...7
Система знаний и система деятельности ………………………………..10
Календарно-тематическое планирование ……………………………….13
Проект урока ………………………………………………………………20
Приложение………………………………………………………………..34
Список литературы ……………………………………………………….43
Пояснительная записка
Методическая разработка выполнена по теме «Природа России». Авторы УМК: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина, линия - «Полярная звезда».
Выбранная мной линия соответствует принятому решению районного методического объединения учителей географии.
На наш взгляд, сильной стороной линии является изучение предмета интегрировано. Это особенно прослеживается при изучении географии России. Учебники линии содержат разнообразный информационный материал, который значим в учебной деятельности, и позволяет учитывать индивидуальные способности обучающихся: фотографии и рисунки, отражающие объекты изучения; профили, схемы, отражают процессы и явления; мини-атлас в конце учебника. Важным, на мой взгляд, является, то, что программа предусматривает выбор учителем способов обучения: средств, методов, форм организации учебной деятельности. Все это способствует обучению школьников самостоятельно приобретать и применять полученные знания и нацеливает на усвоение обязательного минимума знаний и умений, что соответствует требованиям стандартам второго поколения.
С другой стороны, большой тестовой материал, включающий опыты, наблюдения практические и проектные работы не позволяет в рамках отведенного времени по программе, на отработку навыков работы с географическими источниками знаний. Кроме того, в программе практические работы заменены практикумами. Их число, как правило, соответствует количеству часам, отведенным для изучения темы в целом. Например, в 8 классе на тему «Россия в мире» отводится 4 часа, а практикумов по программе пять. По теме «Природа» из 17 часов, отведенных на изучение, практикумов 16. Учителю необходимо систематизация и корректировка тематического планирования, текста учебника, как правило, конкретно на каждый раздел программы.
В сравнение с другими программами, например с программой общеобразовательных учреждений авторов-составителей А.А. Летягин, И.В. Душина, издательства «Вентана-Граф» отличительной особенностью является отсутствие требований к номенклатуре единиц курса.
В программе линии «Полярная звезда» 8 класса на тему «Природа России» отводится 17 часов. Данной программе соответствует УМК:
учебник «География». Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Линия - «Полярная звезда» - М. «Просвещение» 2009 г.;
Мой тренажер. 8 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Автор Николина В. В - М. «Просвещение» 2010 г.;
Пособия для учителей и методистов. Автор Николина В. В.- М. «Просвещение» 2010 г.
Цели и задачи изучения раздела
Цель:
Вариант: развитие коммуникативных способностей и умений, обучающихся через создания природного образа России.
Задачи:
Обучающие:
знают/понимают
основные понятия и термины: выветривание; циклон и антициклон; минеральные ресурсы; природные ресурсы; природные условия; суммарная радиация и радиационный баланс; климатические условия жизни; коэффициент увлажнения и испаряемость; полюс холода; марикультура; почвенный профиль.
На основе, полученных знаний обучающиеся должны уметь:
Устанавливать по картам взаимосвязь: между рельефом, тектоническим строением территории и размещением полезных ископаемых;
Пользоваться климатической картой, климатической диаграммой для определения типов климата и формирования представлений об условиях жизни населения на отдельных территориях;
Анализировать почвенную карту и карту растительности с целью формирования представлений о взаимосвязях компонентов природы;
Планировать последовательность и способ действий при работе с картографической и текстовой информацией.
Отстаивать свою позицию, учитывая интересы всех участников, при решении проблемных ситуаций.
Развивающие (метапредметные):
Организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию;
Овладеть навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организация учебной деятельности;
Планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
Ставить вопросы, выдвигать гипотезы, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно- следственные связи, аргументировать свою точку зрения.
Воспитывающие:
Способствовать формированию чувства долга, ответственности за результаты своей работы, воспитание доброжелательности, чувства взаимопомощи.
Убеждения в необходимости сохранения природных объектов своей страны.
Воспитание личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями
Восьмой класс совпадает с подростковым возрастом обучающихся, для которого характерен ряд особенностей, оказывающих сильное воздействие на учебную деятельность. Позитивное здесь – готовность подростка к тем видам деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах. В этом возрасте возникают новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, идеала, своего места в будущем, профессиональных намерений. Знания становятся той ценностью, которая обеспечивает подростку значимое место среди сверстников. Эрудированный подросток пользуется авторитетом у сверстников, что побуждает его приумножать свои знания.
Однако если подросток не видит значения определённых знаний, то у него исчезает интерес, может возникнуть отрицательное отношение к учебному предмету. Большое значение имеет также успех или неуспех в учении. Успех вызывает положительные эмоции, позитивное отношение к предмету и стремление развиваться в этом отношении.
В возрасте 12-15 лет мыслительная деятельность детей характеризуется высоким уровнем общения, увеличивающей тенденции к причинному объяснению явлений, умению аргументировать. Делать выводы, связать изучаемые объекты. Это позволяет осуществлять анализ материала, вскрывать закономерности, усваивать общие законы познания природы и общества. Их умственная деятельность приобретает все более активный характер. Обращает на себя внимание достаточная зрелость познавательных процессов. Познавательная деятельность (восприятие, мышление, память, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность, и обеспечивает ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать цели предстоящей деятельности, предвидеть результаты, управлять ими.
Уровень развития познавательных процессов обучающихся 8 класса позволяет им выполнять некоторые виды умственной работы. В подростковом возрасте активно идет процесс познавательного развития. Обучающиеся могут мыслить логически, заниматься теоретическим рассуждением, самоанализом. У них отмечается способность делать общие выводы на основе частных предпосылок и напротив, перейти к частному умозаключениям на базе общих посылок, то есть способность к индукции и дедукции.
Обучающиеся этого возраста способны к целеполаганию, которое представляет собой процесс прохождения новых целей в мышление и деятельности. Возраст с 12 по 15 является по Пиаже, периодом рождения гипотетико-дедуктивного мышления. Способности абстрагировать понятия от действительности, формировать и перебивать альтернативные гипотезы и делать предметом анализа собственные мысли. Склонность к абстрактному мышлению типично, главным образом, для юношей. Хотя девочки в этом возрасте лучше учатся и превосходят мальчиков по успеваемости, их познавательные интересы менее определены и дифференцированы и они лучше решают конструктивные, чем абстрактные задачи. Вподростком возрасте происходит важнейший процесс, связанный с перестройкой памяти. Активно начинается развиваться логическая память и скоро достигает того уровня, что ребенок переходит к преимущественному использованию этого вида памяти. У подростка процесс запоминания сводится к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание заключается в восстановлении материала по этим отношениям. В этот период происходит формирование обобщающегося теоретического материала.
Все эти особенности можно использовать при внедрении в практику проблемного обучения, которое предполагает самостоятельное полное или частичное решение посильных для подростков проблем. В результате обучающиеся усваивают способы работы со знаниями. Уровень развития психологических процессов (мышления, памяти, внимания) позволяет восьмиклассникам ставить проблемы и предлагать пути их решения.
Ожидаемые результаты освоения раздела программы
Предполагается, чтов ходе изучения раздела программы «Природа России» произойдёт дальнейшее развитие познавательных, информационно-технологических и коммуникативныхумений. Обучающиеся научатся организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), приводить доказательства и устанавливать причинно-следственные связи, использовать инструменты и технические средства информационных технологий, оценивать свое поведение в окружающей среде; выполнять в практической деятельности и в повседневной жизни экологические требования.
К личностным результатам относятся:
Осознание социально-ответственного поведения в географической среде - среде обитания всего живого и человека;
Способность к определению своей гражданской позиции россиянина и ответственному поведению в окружающей среде и современном обществе;
Осознание доброжелательного отношения к человеку, его мнению и мировоззрению;
Способность соблюдения норм речевого этикета и правил устного общения.
Метапредметные результаты должны быть выражены в развитии следующих качеств:
Умения работать со схемами (строение платформы, тектонические структуры, образование и залегание полезных ископаемых, холодный и теплый фронт, циклон и антициклон, почвенный профиль), климатограммами (климатические области России) и графиками (годовые амплитуды температуры воздуха);
Умения организовывать учебную деятельность с целью самостоятельного приобретения новых знаний;
Умения сотрудничать с одноклассниками, освоения основ взаимодействия в школе и социальном окружении;
Создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
Умения оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Предметные результаты:
Работать с картой: уметь показывать основные тектонические структуры, месторождения полезных ископаемых, климатические области, моря, реки, озера, морские и речные порты.
Различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов: внешние процессы, влияющие на формирование рельефа; стихийные и неблагоприятные климатические явления.
Оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий:полезные ископаемые, климатические, агроклиматические, водные и почвенные ресурсы.
Объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны: взаимосвязь между особенностями литосферы, жизнью и хозяйственной деятельности населения России; изменение количества солнечной радиации от географической широты и сезонов года; влияния соседних территорий на климат.
Описывать по тематическим картам основные формы рельефа, моря, реки, озера.
Уметь использовать географические знания для выявления экологических проблем природных объектов на территории России.
Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся
При изучении раздела программы 8 класса «Природа России»в арсенале учителя географии огромное количество средств формирующих гражданственность молодых людей, осознания выдающейся роли и места России как части мирового географического общества: научное и публицистическое слово, географические факты, социальное проектирование – их системное и логично встроенное в уроки использование не оставляет равнодушными детей. Именно в возрасте восьмиклассников (13-14 лет) повышается уровень развития познавательной деятельности. У них вырастает потребность к сотрудничеству, работе в мини-сообществах или группах. Они активно выражают свои мысли, представления, высказывают свою точку зрения. Тема географии «Природа России» позволяет им получить знания, способные формированию жизненного опыта, гражданской позиции и практической значимости.
Проблемное обучение. На этапе введения проблемной ситуации создаётся мотивация к активной и познавательной деятельности на уроке; на этапе выдвижения гипотезы вырабатывается географическое и логическое мышление; на этапе проверки произведённого решения получение новых и прочных знаний. Формулировка проблемы должна быть максимально понятна и принята обучающимися, а в некоторых случаях ими же и сформулирована.
Проблемные вопросы при изучении темы: «Внутренние воды»: Какие знания о внутренних водах необходимы при строительстве дома? Как вода попала под землю? Россия богата водными ресурсами. Почему жители некоторых регионов испытывают недостаток пресной воды? Проблемный вопрос при изучении темы «Наши моря»:Почему Черное море, хотя и теплое, бедно биоресурсами?
В качестве проблемного вопроса или ситуации можно использовать загадки, пословицы и поговорки. Изучая тему «Реки» можно использовать в качестве проблемной ситуации пословицы: «Нельзя переходить реку в половодье», «На берегу реки жить круглый год маяться», «Река, хоть и бурная, течет в берегах; люди, хоть их и много, живут по законам», «Вода чиста у истока», «Сколько река не петляет, все равно попадает в море».
Для решения проблемы обучающиеся работают с тематическими картами, анализируют их, сравнивают между собой, формулируют выводы. Развивают навыки работы с наглядностью, анализируют схемы, климатограммы и графики.
При этом проблемный подход к обучению предполагает формирование у школьников умений: синтеза, анализа, сравнения, обобщения, установление причинно-следственных связей, прогнозирования, т.е. логические операции, необходимые для выбора правильного решения. Все вышеуказанные умения способствует развитию самостоятельности у обучающихся, а это позволит им стать конкурентно способными во взрослой жизни.
Метод проектов. Обязательным условием проектной работы является её практическая значимость и полезность, то есть работа должна содержать конкретные предложения, например, отношение обучающихся к природе, пропаганда эколого - географического образования среди родителей или детей младшего школьного возраста, изготовление буклетов или плакатов и т.п
Изучая раздел «Природа России» школьники на уроках работают над краткосрочными проектами: «Россия – снежная страна», «Проблемы малых рек», «Питьевая вода - мое здоровье».
Дифференцированное обучение. Один из главных условий успешного обучения. Принцип дифференцированного подхода к обучающимся предполагает оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого школьника. Если предъявлять учащимся одинаковые требования, то процесс обучения станет для них не только трудным, но и неинтересным. Поэтому на уроках учитываются как положительные интересы учащихся, так и индивидуальный темп их развития. Технология уровневой дифференциации дает возможность учесть познавательные интересы всех учащихся, оценивать каждого в меру его сил и способностей. Например, при изучении темы «Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы», составляются задания на «5» баллов: Подумайте, как влияет климат на набор наиболее популярных видов спорта – например, в Якутии и на черноморском побережье.Представителем, каких профессий важно знать прогноз погоды на день? Неделю? Месяц? И почему? Задания на « 4» балла: Почему в России не выращивают хлопок? Менее сложными задания составляются на «3» балла: Какие климатические явления наиболее неблагоприятны для работы транспорта?
Эвристическое обучение. В эвристическом обучении учебный материал играет роль среды, которая используется для другой цели – создания учеником собственного содержания образования в виде его личных продуктов творчества. Педагогическим инструментарием учителя служат эвристические методы обучения: методы гипотез, символического и образного видения, взаимообучения, самооценки, конструирования понятий, прогнозирования, «мозгового штурма» и др.
Здоровье сберегающие технологии используются на каждом уроке с целью воспитания потребности в здоровом образе жизни, развития чувства ответственности за свое здоровье и здоровье близких людей. Это доброжелательная обстановка на каждом уроке, вопросы по выбору, физкультминутка.Информационно-коммуникационные технологии используются на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. Привлечение компьютера позволяет сделать любой урок привлекательным, эмоциональным, эффективным. Дети успешнее и охотнее усваивают и познают то, что им интересно, а компьютер сам по себе является мощным мотивационным толчком. Эти уроки интересны и современны, на них рациональнее используется рабочее время.
При изучении данного раздела на уроках используются: групповая форма обучения, которая позволяет решать познавательную задачу, непосредственно связанную с учебной ситуацией; коммуникативно - развивающая, направленная на выработку основных навыков общения внутри и за пределами группы; социально- ориентационная, подразумевающую воспитание гражданских качеств, необходимых для адекватной социализации учащихся в сообществе.
Здоровье сберегающие технологии используются на каждом уроке с целью воспитания потребности в здоровом образе жизни, развития чувства ответственности за свое здоровье и здоровье близких людей. Это доброжелательная обстановка на каждом уроке, вопросы по выбору, физкультминутка.Информационно-коммуникационные технологии используются на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. Привлечение компьютера позволяет сделать любой урок привлекательным, эмоциональным, эффективным. Дети успешнее и охотнее усваивают и познают то, что им интересно, а компьютер сам по себе является мощным мотивационным толчком. Эти уроки интересны и современны, на них рациональнее используется рабочее время.
При изучении данного раздела на уроках используются: групповая форма обучения, которая позволяет решать познавательную задачу, непосредственно связанную с учебной ситуацией; коммуникативно - развивающая, направленная на выработку основных навыков общения внутри и за пределами группы; социально- ориентационная, подразумевающую воспитание гражданских качеств, необходимых для адекватной социализации учащихся в сообществе.
Система знаний и система деятельности
Система знаний:
Картография: физическая карта; тектоника и минеральные
ресурсы; климатическая; природные зоны; почвенная.
ПРИ Математика: уклон и падение реки; коэффициент Р увлажнения.ОГеология история: эры и периоды; эпохи складчатости;Д А История России: исследователи С.Дежнев; В.Беринг;
А.Чириков; Х. и Д. Лаптевы; С.Макаров; В.В. Докучаев.
РОбществознание: воспитание гражданской позиции.
О
С Краеведение: особенность природы Нижегородской области
С
И Экология: последствия хозяйственной деятельности человека,
И влияющие на природные объекты (почву; реки; озера; моря и
т.д.)
Литература и МХК: культурологический подход
(художественные произведения)
В результате изучения раздела «Природа России» обучающиеся должны знать:
Номенклатуру:
Геосинклиналь, платформа, щит
Основные формы рельефа: Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнина; Среднесибирское плоскогорье (плато Путорана); Кавказ (Большой Кавказ, г. Эльбрус); Урал ; Алтай (г. Белуха); Западные и Восточные Саяны, Становой хребет; Верхоянский хребет; хребет Черского; Чукотское нагорье; Сихотэ-Алинь.
Моря бассейна СЛО: Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское; Тихого океана: Берингово, Охотское, Японское; Атлантического океана: Балтийское, Черное, Азовское; внутреннего стока - Каспийское море-озеро.
Реки бассейна СЛО - Енисей, Лена, Обь и Иртышом, Енисей, Индигирка, Колыма, Анадырь, Печора; бассейна Тихого океана - Амур (притоки Зея, Уссури); бассейна Атлантического океана – Нева Дон, Кубань, Днепр; внутреннего стока - Волга (притоки Кама и Ока).
Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Селигер, Валдай.
Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское.
Каналы: Волго-Балтийский, Беломорско-Балтийский, Волго-Донской.
Портовые города: Калининград, Санкт-Петербург Мурманск, Архангельск, Магадан, Владивосток, Находка, Новороссийск.
Факты:
Высшая точка России гора Эльбрус 5642 м.
Оймякон (полюс холода, самая низкая температура -71°С).
Реки: Обь с Иртышом и Лена – самые длинные.
Самый большой бассейн реки у реки Обь.
Самое голубое озеро мира Байкал (1637 м.), в него впадает более 300 рек, а вытекает одна Ангара.
Самое большое море-озеро мира Каспийское (0,4 млн. кв. км.)
Самое крупное болото мира Васюганское 54 тыс. кв. км, мощность торфа до 11 м.
Крупнейшие ледники: на Кавказе Безенги (длина17,6 км.) на Камчатке Богдановича (длина17, 1 км.)
Ф.И. исследователей и учёных:
Александр Иванович Воейков — русский метеоролог, климатолог и географ.
Семен Дежнев; Витус Беринг; Алексей Чириков; Харитон и Дмитрий Лаптевы; Семен Челюскин; С. О. Макаров – мореплаватели исследовали северные моря.
В.В. Докучаев - русский почвовед.
Понятия:выветривание; циклон и антициклон; минеральные ресурсы; природные ресурсы; природные условия; суммарная радиация и радиационный баланс; климатические условия жизни; коэффициент увлажнения и испаряемость; полюс холода; марикультура; почвенный профиль.
Закономерности и связи:
Зависимость между тектоническим строением, рельефом и размещением минеральных ресурсов.
Закономерность распределения солнечной радиации по территории страны.
Закономерности возникновение циклонов и антициклонов.
Закономерности распределения климатических показателей от климатических поясов.
Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом по тематическим картам.
Основные факторы почвообразования и распространения типов почв на территории страны.
Система деятельности:
Познавательная: Развитие мыслительной и аналитической деятельности:
сравнения (определение различия между морями двух бассейнов);
анализ (карт плотности населения и климатической карты; графика годовых амплитуд температуры воздуха);
установление закономерностей (распределения солнечной радиации и климатических показателей в зависимости от климатических поясов; между режимом и характером течения реки);
причинно-следственные связи (рельефа, тектонического строения и размещения полезных ископаемых);
оценивать (климатические условия отдельных регионов страны с точки зрения их комфортности для жизни и хозяйственной деятельности населения; агроклиматические ресурсы своего региона для развития сельского хозяйства);
выдвижение гипотез;
формулировка вывода.
Преобразующая находить:
противоречия, решать задания и проблемные вопросы (например, между богатством топливных ресурсов и недостатком их в отопительный сезон в приморском крае и на п-ве Камчатка; богатством внутренних вод и недостатком качественной питьевой воды в крупных городах);
пути решения проблем (например, предлагают выход из топливной проблемы на Д. Востоке, используя альтернативные источники энергии);
способы проектирования - на уроках работают над краткосрочными проектами: «Россия – снежная страна», «Проблемы малых рек», «Питьевая вода - мое здоровье»
Общеучебная деятельность направлена :
работать со схемами, климатограммами и графиками;
составлять описание географических объектов по карте
(рельефа, моря, рек, озер)
проводить краткосрочные проекты (например, «Питьевая вода - мое здоровье»);
развивать навыки дискуссии и общения, учитывая интересы всех участников, при решении проблемных ситуаций.
Самоорганизующая деятельность включает:
Коммуникативныеумения:
строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе решение проблемных вопросов;
учится правильно задавать вопросы;
Регулятивные умения:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (при работе над проектами, выполнение презентаций, решение проблемных вопросов);
выбирать инструменты и технические средства информационных технологий;
оценивать правильность выполнения действия на уровне
Познавательныеумения:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
анализировать тематические карты;
проводить сравнение, обобщать и устанавливать причинно-следственные связи;
Календарно-тематическое планирование
№ Уро-ка Тема раздела,
урока Практические работы Основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности
Изучаемый
материал
1. Тема: Природа России (17ч) Геологическое летосчисление История развития земной коры. Геологическое летосчисление. Геохронологическая шкала. Эпохи складчатости. Геологическая карта. Определять основные этапы формирования земной коры на территории страны по геологической карте и геохронологической таблице. Определять по карте возраст наиболее древних участков. Определять по карте, в какие эпохи складчатости возникли горы России. Уметь планировать последовательность и способ действий при работе с картографической, табличной и текстовой информацией. Строить логическое рассуждение и устанавливать связи и обобщения. §14 в. 1-6
2. Особенности рельефа России. « Описание рельефа по плану» Рельеф: тектоническая основа. Платформы и геосинклинали. Щиты и плиты. Основные формы рельефа и особенности их распространение на территории страны. Тектонические структуры. Связь рельефа с тектоническим строением территории. Описание рельефа по карте. Определять особенности рельефа России по физической карте. Наносить на контурную карту основные формы рельефа страны. Определять основные тектонические структуры на территории страны по тектонической карте России. Выявлять зависимость между тектоническим строением и рельефом по физической и тематической картам. Составлять описание рельефа по карте. §15 в.1-6
3. Внешние процессы, формирующие рельеф. Скульптура поверхности. Влияние внешних внутренних сил на формирование рельефа. Выветривание. Эрозия. Древние и современное оледенение. Многолетняя мерзлота. Влияние человеческой деятельности на рельеф и ее последствия. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности. Выявлять внешние процессы, оказывающие влияние на формирование рельефа страны. Определять взаимосвязь внешних и внутренних процессов, формирующих рельеф. Определять по карте центры оледенения, районов многолетний мерзлоты. Объяснять влияние человеческой деятельности на рельеф. Использовать инструменты и технические средства информационной технологии. §16 в.1-6
4. Полезные ископаемые России. Закономерности размещения. «Определение по картам закономерностей размещения основных месторождений полезных ископаемых» Полезные ископаемые России. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Основные месторождения полезных ископаемых и проблемы их рационального использования. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых. Стихийные природные явления на территории страны, связанные с земной корой: землетрясения, извержение вулканов, оползни, снежные лавины. Выявлять зависимость между тектоническим строением, рельефом и размещением минеральных ресурсов на основе сравнения и сопоставления физической карты и карты строения земной коры. Наносить на контурную карту месторождения полезных ископаемых. Анализировать и систематизировать информацию о полезных ископаемых России. Формулировать экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых. Определять территории распространения стихийных природных явлений. §17 в. 2-7
5. Солнечная радиация. «Описание по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории России» Солнечная радиация. Суммарная радиация. Радиационный баланс. Зависимость поступления солнечной радиации от широты местности. Изменения солнечной радиации по сезонам года. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации по территории страны
Выявлять факторы, определяющие климат России. Выявлять закономерностираспределения солнечной радиации по территории России. Определять по карте количество суммарной солнечной радиации и радиационного балансадля разных районов и городов России. Анализировать карту «Высота Солнца над горизонтом на разных широтах». Объяснять изменение количества солнечной радиации в зависимости от географической широты и сезонов года. §18 в.1-7
6. Циклоны и антициклоны. Атмосферный фронт. Атмосферная циркуляция. Воздушные массы над территориейРоссии, их типы. Западный перенос воздушных масс. Влияние соседних территорий на климат России. Атмосферный фронт. Тёплый и холодный атмосферные фронты Циклон и антициклон. Выявлять типы воздушных масс, влияющих на климат России. Наблюдать за изменениями воздушных масс в своём регионе и своей местности. Объяснять влияние соседних территорий на климат России. Объяснять причинно-следственные связи возникновения циклонов и антициклонов. Наблюдать за изменениями погоды в своём регионе при приближении и прохождении тёплых и холодных фронтов, циклонов и антициклонов. §19 в.1-6
7. Влияние на климат России её ГП. Особенности зимнего и летнего сезонов. Климатические особенности зимнего и летнего сезонов года. Определение по картам закономерностей распределения средних температур января и июля, среднегодового количества осадков. Синоптическая карта. Выявлять факторы, определяющие климат России. Раскрывать влияние географического положения и морских течений на климат России. Определять по картам климатические показатели (атмосферное давление, средние температуры января и июля, среднегодовое количество осадков) для разных населенных пунктов. §20 в.1-6
8. Климатические пояса и типы климата России. Влияние на климат России ее географического положения и морских течений. Климатические особенности зимнего и летнего сезонов года. Определение закономерностей распределения средних температур января и июля, осадков. Синоптическая карта. Выявлять факторы, определяющие климат. Анализировать карту климатических поясов и областей России, климатодиаграммы для разных населённых пунктов России. Выявлять закономерности распределения климатических показателей в зависимости от климатических поясов. Определять по карте районы распространения разных типов климата на территории страны. Обозначать на контурной карте границы климатических поясов. Составлять характеристику одной из климатических областей по плану. Анализировать график годовых амплитуд температуры воздуха. §21 зад.
стр. 103
9. Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. Комфортность климата. Влияние климатических условий на жизнь и здоровье человека. Способы адаптации к различным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Влияние климата на сельское хозяйство. Неблагоприятные климатические явления. Оценивать климатические условия отдельных регионов страны с точки зрения их комфортности для жизни и хозяйственной деятельности населения. Выявлять по карте «Влияние природных условий на жизнь человека» территории с наиболее и наименее благоприятными для проживания людей условиями. §22 в. 1-7
10. Наши моря. «Описание одного из российских морей по типовому плану» Россия — морская держава. Отличие моря от океана. Принадлежность российских морей к бассейнам трёх океанов — Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого и области внутреннего стока. Особенности российских морей. Ресурсы морей и их использование человеком. Рекреационное значение морей. Экологические проблемы морей. Северный морской путь. Выявлять особенности морей России. Наносить на контурную карту моря, омывающие берега России, Северный морской путь, крупные порты. Составлять описание моря по плану. Сравнивать моря на основе физической карты. Подготавливать и обсуждать презентации о природе российских морей и об их экологических проблемах, о значении для России Северного морского пути. §23 в.1-7
11. Реки России. « Определение падения и уклона одной из российских рек (по выбору)» Виды вод суши на территории страны. Водоносность реки. Важнейшие характеристики реки: расход воды, годовой сток, падение и уклон. Зависимость падения и уклона реки от рельефа. Реки России и их особенности. Типы питания рек. Режим реки. Выявление зависимости питания и режима рек от климата. Характеристика крупнейших рек России. Опасные явления, связанные с водами (сели, наводнения, паводки), и их предупреждение. Определение падения и уклона реки. Определять состав внутренних вод на территории страны. Определять типы питания, режим, годовой сток, принадлежность рек к бассейнам океанов по тематическим картам. Наносить на контурную карту речные системы и их водоразделы. Выявлять зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом по тематическим картам. Составлять описание одной из рек по типовому плану. Определять падение и уклон рек России (по выбору). §24 в.1-8
12. Озёра, болота, подземные воды, ледники. Водные ресурсы Озёра России и закономерности их размещения. Крупнейшие озёра России, их происхождение. Болота. Распространение болот. Верховые и низинные болота. Значение болот. Подземные воды. Артезианские бассейны. Ледники. Значение ледников. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона.
Определять типы озёр по происхождению озёрных котловин, солености, размерам. Наносить на контурную карту крупные озёра России. Определять по физической и тематическим картам и наносить на контурную карту основные районы распространения болот, горного и покровного оледенений многолетней мерзлоты. Составлять описание одного из наиболее крупных озёр по плану. Уметь планировать последовательность и способ действий при работе с картографической и текстовой информацией. §25 в.1-7
13. Значение рек в жизни общества. Морские пути Описание одной из российских рек с использованием тематических карт; выявление возможностей её хозяйственного о использования. Значение рек в жизни общества. Использование рек человеком. Охрана речных вод. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Оценка обеспеченности водными ресурсами. Оценивать обеспеченность водными ресурсами страны и ее отдельных территорий, своего региона. Определять особенности использования внутренних вод. Наносить на контурную карту крупнейшие речные порты. §26 в.1-9
14. Учимся с Полярной звездой» Решаем проблему: преобразование рек. Преобразование рек человеком. Водохранилище. Строительство ГЭС. Экологические проблемы. Систематизировать информацию о преобразовании рек человеком. Устанавливать причинно-следственные связи. Формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. §27 мини -проекты
15. Почва - особое природное тело. Почва - особое природное тело.Строение почвы. Механическийсостав и структура почвы. Определять механический состав иструктуру почв, их различие.
Выделять на типовой схеме почвенного профиля основные слои. §28 в.1-6
16. Почвообразующие факторы. Типы почв. Земельные и почвенные ресурсы «Анализ земельных и почвенных ресурсов по картам атлас". Факторы почвообразования. Основные типы почв, их свойства, различияв плодородии. Зональность почв. Размещение основных типов почв на территории страны. Выявлять основные факторы почвообразования. Определять по тематической карте главные зональные типы почв и закономерности их распространения. Наносить на контурную карту основные типы почв. Определять почвенные горизонты, свойства почв. §29 в.1-4
17. Обобщение по теме природа России Обобщение и систематизация знаний по разделу. Систематизировать информацию о природе России. Уметь планировать последовательность и способ действий при работе с картографической и текстовой информацией по теме раздела. Стр. 140 составить географическую справку