Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Вода» — 3 класс
Технологическая карта урока окружающего мира
Предмет: окружающий мир, УМК «Школа России» А.А. Плешаков «Окружающий мир» Класс: 3. Тема урока: «Вода». Тип урока: урок-исследование. Место и роль урока в изучаемой теме: четвёртый урок по теме «Эта удивительная природа», одиннадцатый в курсе «Окружающий мир» 3-его класса. Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных) учащихся 3 класса в предметной области окружающий мир по теме «Вода».
Учебные задачи :
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: - формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров. Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы. Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: - познакомить учащихся со свойствами воды, актуализировать и расширить знания учащихся о значении воды в жизни человека и необходимости бережного отношения к ней. Межпредметные связи: математика, литературное чтение Базовая технология: технология деятельностного подхода. Ресурсы: - основные:
Учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир» с. 51-54, М. «Просвещение», 2013г
Рабочая тетрадь А.А. Плешаков «Окружающий мир» с.29-32, М. «Просвещение», 2013г
Инструкционные карты, карты «учёных-исследователей», карточки для парной работы, карточки для рефлексии, карточки для проверки домашнего задания.
Столики с необходимыми инструментами и материалами для проведения опытов (5). – дополнительные: компьютер, проектор, презентация. Литература:
Н.Ю. Васильева «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 3 класс», М. «Вако», 2013г.
№
Этап урока, его цели.
Содержание учебного процесса
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1
Самоопределение к деятельности.
(Организационный момент)
Цель:
Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.
- Добрый день!
Я рада видеть каждого из вас.
Пусть осень прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
1. Предлагаю всем встать в круг и урок начать с игры, которая называется «Поменяйтесь местами те,»
-Поменяйтесь местами те,
Кто готов к уроку;
Кто любит уроки окружающего мира;
Кто хорошо помнит, о чём вели речь на прошлом уроке;
Кто любит проводить опыты и эксперименты.
2. Прошу сесть на свои места
Руки?
Ноги?
Локти?
Спина?
3. Минутка погоды.
- Дежурные расскажите нам о погоде сегодняшнего дня.
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие, проводит игру
Мотивирует учащихся на работу.
Приветствуют учителя
Встают в круг, выполняют соответствующие действия.
Рассаживаются на свои места и отвечают хором:
На месте!
На месте!
У края!
Прямая!
Дежурный описывает погоду, опираясь на уголок наблюдений «Какая сегодня погода»
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.
Регулятивные:
Нацеливание на успешную деятельность.
2.
Актуализация знаний.
Цель:
А) Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.
Б) Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение.
В) Проверить знания по теме «Воздух».
Проверка д/з.
А) Отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем.
- Как вы думаете, почему данная загадка прозвучала?
-Давайте проверим наши знания по этой теме. Возьмите листочки и обозначьте цветом ваше настроение, а затем начинаем отвечать на вопросы:
- Перед взаимопроверкой отгадайте ещё одну загадку.
-Начинаем проверку работ друг у друга, сверяя её с эталоном.
Если работа выполнена верно, то должно получится слово, какое?
Организует проверку домашнего задания с помощью мини-теста, проводит параллель с ранее изученным материалом.
Выводит вопросы с помощью проектора на экран.
Загадывает загадку, подводит к теме предстоящего урока, организует взаимопроверку работ.
Отгадывают загадку.
- (воздух)
Обозначают цветом своё настроение.
Отвечают на вопросы теста
Отгадывают загадку.
- (вода)
Выполняют взаимопроверку работ, сравнивая с эталоном, оценивают.
Читают получившееся слово – вода.
Регулятивные:
Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.
Познавательные:
Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку)
Коммуникативные:
Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.
3.
Постановка учебной задачи.
Цель:
А) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель.
Б) Согласовать цель и тему урока.
А теперь подумайте, как связать отгадку со словом, получившимся при проверке домашнего задания
- Сформулируйте тему урока.
- Сформулируйте учебную задачу.
-Что же такое вода?
Многим кажется, что они хорошо знают воду. Ведь все ежедневно умываются, пьют воду, часто наблюдают, как идёт дождь, как течёт река.
Но оказывается, не так всё просто в природе. В ней ещё много тайн. Учёные стараются разгадать их. А мы пока начнём с простого. Сегодня мы отправимся в научную лабораторию и превратимся в учёных-исследователей.
Но прежде чем приступим к опытам, вспомним правила работы в группах.
Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи.
Уточняет понимание учащимися поставленной темы и
целей урока.
Напоминает обучающимся, как надо работать в группе
Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.
Вспоминают правила работы в группе.
Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям.
Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме.
Регулятивные:
Уметь формулировать цель и учебную задачу урока.
4.
Организация исследовательской работы.
Цель:
Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения свойств воды
Класс делится на 3 группы, каждая группа получает карту для фиксации результатов и направляются к столикам для проведения опытов (на столиках лежат инструкционные карты –
Опыт 1. Прозрачность.
Опыт 2. Цвет.
Опыт 3. Запах.
Опыт 4. Текучесть.
Опыт 5. Растворитель.
Демонстрационный опыт.
Опыт 6. При нагревании – расширяется, при охлаждении – сжимается.
Опыт 7. Фильтрование.
Самопроверка по эталону с использованием презентации.
Организует практическую работу, обеспечивает контроль за выполнением задания.
Организует демонстрацию опытов.
Организует коллективную проверку задания.
Выполняют опыты, руководствуясь инструкционными картами, наблюдают за водой.
Формулируют выводы наблюдений,
записывают выводы в соответствующие строчки своих карт.
Сравнивают свои выводы с эталоном с помощью презентации.
Личностные:
Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.
Регулятивные:
Умение действовать по плану и планировать свою деятельность. Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном)
Коммуникативные:
Развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли. Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, делать выводы, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль.
5.
Беседа-лекция «Вода в природе»
Цель:
Уточнить и расширить знания учащихся о значении воды в природе.
- Как вы думаете, много ли воды на Земле?
- Посмотрите на вид нашей Земли из космоса. Очень много на ней голубой краски. Голубым цветом изображают моря, океаны нашей планеты. Вода занимает ѕ поверхности земного шара. Вода повсюду. В воздухе (пар, облака, тучи). В земле (родники). В скоплениях льда на Южном и Северном полюсах.
Вода входит в состав любого живого организма: листья растений, в сок плодов и даже в сухих семенах.
Тело животных более половины состоит из воды, а в медузе – 90-95% воды. Даже тело человека на 2/3 состоит из воды.
Организует беседу, помогает сделать вывод.
Отвечают на вопрос, высказывают свои мнения и предположения
Уточняют и расширяют свои знания о воде.
Познавательные:
Классифицировать объекты.
Коммуникативные:
Проявлять активность в коллективной деятельности.
6.
Самостоятельная работа.
Цель:
Зафиксировать способ определения количества воды в организме человека с определённой массой тела.
- Как определить количества воды в организме человека вы узнаете из учебника, прочитав.
2. Посчитайте, сколько же кг воды содержит человек с определённой массой тела
Даёт задание, проводит инструктаж,
организует самопроверку.
.
Находят в тексте информацию по данному вопросу. Выполняют работу на карточках в парах, согласно сделанного вывода по материалу учебника.
Договариваются между собой, осуществляют проверку в паре, выступает делегат от пары.
Регулятивные:
Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
Формирование умения работать с информацией (отбирать, анализировать), Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.
Личностные:
Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости.
Коммуникативные:
Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии
7.
Закрепление «Роль воды в жизни человека и охрана вод».
Цель:
Показать значение воды для живых организмов.
1. Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни животные, ни люди. Вода не только поит, но и кормит – добывает электрический ток. Вода – это большая и удобная дорога. По ней плывут пассажирские и грузовые суда. Вода приводит в порядок не только наше тело, но и наводит чистоту на улицах городов. А надо ли охранять воду?
Вода – это одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нами, если исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязнения воды страдает всё живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду надо беречь.
Организует беседу, помогает сделать вывод.
Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение.
Уточняют свои знания по данному вопросу.
Регулятивные:
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным знанием
Познавательные:
Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.
Коммуникативные:
Оформлять мысли в устной форме.
8.
Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.
Цель:
А) Зафиксировать новое содержание урока.
Б) Оценить результаты учебной деятельности.
В) Согласовать домашнее задание.
- Наш урок подходит к концу.
1. А итог мы подведём необычно. Я предлагаю вам написать необычное стихотворение – синквейн по теме нашего урока. Возьмите памятки на столах и объединитесь в группах
Представление работ.
«Дерево успеха»
Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – выберите плод. 2. Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – цветок. 3. Если не разобрались в теме, было не очень интересно – жёлтый листочек.
Прикрепите свою самооценку на наше дерево успеха.
Лист самооценки
Заполните индивидуальный лист своего открытия-познания нового на уроке.
Домашнее задание:
1 группа: учебник с.52, ответить на вопросы;
2 группа: учебник с.52 задание 1, рабочая тетрадь с. 22 № 3, №4, №5 по выбору.
А теперь прошу, ребятки,
Быстро встаньте по-порядку.
И нетрудно всем понять,
Что урок пора кончать.
Все старались, не ленились
И многому научились.
Организует беседу, связывая результаты урока с его задачами.
Организует фиксирование содержания.
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.
Организует рефлексию.
Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке.
Организует самооценку учебной деятельности.
Даёт комментарий к домашнему заданию.
Выполняют задание творческого характера, составляют синквейн о воде.
Представляют свои работы.
Делают самооценку своей деятельности на уроке.
Отмечают основные позиции нового материала
и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)
Записывают домашнее задание, получают консультацию по его выполнению.
Убирают свои рабочие места.
Личностные:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).
Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Регулятивные:
Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.
Познавательные:
Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.
Коммуникативные:
Развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли. Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме
13PAGE \* MERGEFORMAT14115
15