Пояснительная записка Соколовой Речь
Пояснительная записка
Адаптационная программа элективного курса «Речь» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы курса «Речь», составленного Т.Н. Соколовой. Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.
Цель:
- расширение знаний учащихся по русскому языку, развитие творческого мышления, речи;
Задачи:
- обеспечить правильное усвоение детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
- создать речевые ситуации, стимулирующие мотивацию развития речи учащихся;
- формировать речевые интересы и потребности младших школьников.
Внесённые изменения и их обоснование: изменения не вносились.
Общая характеристика курса «Речь»
Актуальность курса. Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Поэтому возникает потребность и необходимость поиска и разработки таких методических приемов и средств обучения, которые способствовали бы развитию устной и письменной речи, творческого мышления учащихся.
Пособие представляет собой методические рекомендации по работе с рабочими тетрадями для учащихся 1-4 классов. В нём даны подробные указания по проведению занятий по развитию речи, учащихся младшего школьного возраста, воспитанию у них интереса к языку. Разнообразный практический материал, содержащийся в данном пособии, также способствует развитию у детей любознательности, памяти, мышления, воображения.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.
Материал учебного курса «Речь» представлен в программе следующими содержательными линиями:
Слово
Предложение и словосочетание
Текст
Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.
Занятия построены следующим образом:
Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
Занимательные задания( игры-загадки. Игры-задачи, и пр.)
Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.
Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:
личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;
личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функций знаний, овладение культурой языка;
деятельно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.
Место курса в учебном плане
Элективный курс «Речь» проводится 1 час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа в год. Данный курс входит в состав вариативной части учебного плана.
Итоговая форма контроля: сочинение.
Ценностные ориентиры содержания курса «Речь»
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
Содержание разделов и тем учебного курса «Речь»
Раздел.1 Слово. (9 часов)
Тема 1.1 Анонимы, омофоны, омоформы, каламбуры. (1 час)
Анонимы, омоформами, омофонами и каламбуры; составлять с омонимами предложения, в которых раскрывался бы смысл слов.
Тема 1.2 Фразеологизмы.(1 час)
Объяснение фразеологизмов; исправление в тексте в нужной форме.
Тема 1.3 Фразеологизмы.(1 час)
Находение в тексте фразеологизмов; уместное употребление крылатых слов в речи.
Тема 1.4 Диалектизм.(1 час)
Различие разных типов диалектизмов, использование диалектизмов в литературной лексике.
Тема 1.5 Сравнение, эпитеты, олицетворение.(1 час)
Изобразительно- выразительные средства языка: эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Тема 1.6 Метафора.(1 час)
Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, Умение выделять их в тексте,
Тема 1.7 Пословицы и поговорки. Афоризмы.(1 час)
Разбор содержания и структуры пословиц, поговорок и афоризмов, применение их в разных жизненных ситуациях.
Тема 1.8 Сочинение по пословице.(1 час)
Знакомство с новыми пословицами. Сочинение пословиц.
Тема 1.9 Анализ сочинений по пословицам.(1 час)
Редактирование текста. Исправление орфографических, пунктуационных ошибок.
Раздел.2 Текст. (4 часов)
Тема 2.1 Художественный стиль. Общее понятие. (1 час)
Определение стилистической принадлежности текстов, составление текста в заданном стиле.
Тема 2.2 Сочинение - пейзажная зарисовка. (1 час)
Составление художественного описания природы с элементами оценки действительности.
Тема 2.3 Анализ сочинения пейзажная зарисовка. (1 час)
Редактирование текста: исправление порядка слов, замена неудачно употреблённых слов, устранение лишних и восстановление недостающих слов.
Тема 2.4 Рифма. (1 час)
Произнесение стихотворных строк с различными смысловыми оттенками, с различными намерениями (с разным подтекстом): с осуждением, похвалой, одобрением.
Раздел.3 Культура речи (3 часа)
Тема 3.1 Диалог и монолог. (1 час)
Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме. Умение инсценировать диалог.
Тема 3.2 Драматические импровизации. (1 час)
Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения.
Тема 3.3 Драматические импровизации. (1 час)
Умение импровизировать.
Раздел.4 Композиция текста. (18 часов)
Тема 4.1 Композиция текста. Основные элементы композиции.(1 час)
Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры.
Тема 4.2 Композиция. Работа с деформированным текстом. (1 час)
Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
Тема 4.3 Творческая работа.(1 час).
Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.
Тема 4.4 Сочинение - миниатюра в художественном стиле. (1 час)
Тема 4.5 Творческая работа. (1 час)
Тема 4.6 Публицистический стиль. (1 час)
Сфера употребления публицистического стиля речи. Жанры публицистики (газетный, телевизионный, коммуникативный, рекламный). Лексические особенности публицистического стиля.
Тема 4.7 Газетно - публицистический стиль. (1 час)
Лексические особенности газетно – публицистического стиля.
Тема 4.8 Деловая игра «Верстка газеты» (1 час)
Виды игр. Игра «Словесный мяч».
Тема 4.9 Официально деловой стиль. (1 час)
Средство общения. Подвиды официально делового стиля.
Тема 4.10 Тезисы. Конспекты (1 час)
Кратко формулировать основные мысли в одном предложении. Виды конспектов: тематический, текстуальный, свободный, план – конспект. Составление тезисов, конспектов.
Тема 4.11 Аннотация. (1 час)
Давать краткую характеристику текста. Писать аннотацию по плану и образцу.
Тема 4.12 Я пишу письмо. (1 час)
Письмо другу, родителям. Деловое письмо, шуточное.
Тема 4.13 Личный дневник. (1 час)
Разделы дневника. Оформление дневника. Представление дневника.
Тема 4.14 Сочинение «Мои любимые стихи». (1 час)
Написание отзыва о прочитанном произведении.
Тема 4.15 Редактирование текста. (1 час)
Совершенствование (исправление, редактирование) своей речи, работа над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.
Тема 4.16 Сочини сценарий для мультфильма. (1 час)
Мультфильмы о животных, детях. Составление собственного сценария к мультфильму.
Тема 4.17 Конкурс на лучшее название конфет. (1 час)
Виды конфет: шоколадные, карамель, ирис, леденцовая. Создание дизайна обёртки для конфеты.
Тема 4.18 Обобщение. Проверочная работа. (1 час)
Выявление уровня усвоения изученного материала.
Учебно-тематический план
№ п/п Темы занятий Количество часов
1 Анонимы, омофоны, омоформы, каламбуры 1
2 Фразеологизмы 1
3 Фразеологизмы 1
4 Диалектизмы 1
5 Сравнение, эпитеты, олицетворение 1
6 Метафора 1
7 Пословицы и поговорки. Афоризмы 1
8 Сочинение по пословице 1
9 Анализ сочинений по пословицам 1
10 Художественный стиль. Общее понятие 1
11 Сочинение - пейзажная зарисовка 1
12 Анализ сочинения пейзажная зарисовка 1
13 Рифма 1
14 Диалог и монолог 1
15 Драматические импровизации 1
16 Драматические импровизации 1
17 Композиция текста. Основные элементы композиции 1
18 Композиция. Работа с деформированным текстом 1
19 Творческая работа 1
20 Сочинение - миниатюра в художественном стиле 1
21 Творческая работа 1
22 Публицистический стиль 1
23 Публицистический стиль 1
24 Деловая игра «Верстка газеты» 1
25 Официально деловой стиль 1
26 Тезисы. Конспекты 1
27 Аннотация 1
28 Я пишу письмо 1
29 Личный дневник 1
30 Сочинение «Мои любимые стихи» 1
31 Редактирование текста 1
32 Сочини сценарий для мультфильма 1
33 Конкурс на лучшее название конфет 1
34 Обобщение. Проверочная работа 1
Требования к уровню подготовки обучающихсяЛичностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Речь»
Личностными результатами изучения курса «Речь» является формирование следующих умений:
осознавать роль речи в жизни людей;
объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметными результатами изучения курса «Речь» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
реализовывать простое высказывание на заданную тему;
самостоятельно работать с некоторыми заданиями, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного,
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
получить информацию для высказывания, интересно раскрыть тему и главную мысль в сочинении,
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Предметными результатами изучения курса «Речь» является формирование следующих умений:
различать устное и письменное общение;
отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
находить по абзацным отступам смысловые части текста;
выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления,
использовать языковые средства, соответствующие целям высказывания, его типу и стилю.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 — 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.Сочинение
Оценка «5» логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1–2 исправления.
Оценка «4» незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки,1–2 исправления.
Оценка «3» имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден словарь, 3– 6 орфографических ошибки и 1–2 исправления.
Оценка «2» имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7–8 орфографических ошибок, 3–5 исправлений.
Перечень учебно-методического обеспечения курса «Речь»
Основная литература
Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие. М.: Росткнига, 2012,80 с.
Вакуленко Ю.А. Весёлая грамматика: разработки занятий, задания, игры. В.: Учитель, 2011. 135 с.
Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Рабочие тетради для детей. М.: Росткнига, 2012. 54 с.
Соколова.Т.Н. Учимся писать сочинение и изложение. Рабочая тетрадь в 2-х ч. Рост 2013. 78 с.
Дополнительная литература
Григорьян Л.Т. Язык мой – друг мой. М.: Просвещение, 2010. 46 с.
Грызлова М.Л. Внеклассная работа по русскому языку. М.: Учпедгиз, 2010. 78 с.
Евлампиева Е.А. Русская фразеология. Вопросы издания. – Чебоксары, 2010. 123 с.
Родари Д. Грамматика фантазии: введение в искусства придумывания историй. М.: Просвещение, 2010. 167 с.
Социальная сеть работников образования nsportal.ru http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2013/10/10/rabochaya-programma-po-fakultativnomu-kursu-uroki (16.05.2015)
Перечень материально – технического обеспечения курса «Речь»
Технические средства обучения:
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
мультимедийный проектор
компьютер: