Игра «Экологический эрудицион»

Игра «Экологический эрудицион».
Досуговое мероприятие для учащихся 4-6 классов

Цель: Выявление и расширение знаний о природе родного края.
Ведущий: Дорогие ребята!
Мы рады приветствовать вас на игре «Экологический эрудицион».
Природа русская моя –
Она чудесней всех.
Зимой – бела, весной – светла,
А летом краше всех!
Природа русская моя –
Луга, поля, холмы.
Прекрасней нет моей земли
С хорошими людьми.
Прекрасна и разнообразна природа нашего края, но много ли мы знаем о тех, кто живет рядом с нами и о том, как сберечь красоту природы? Наша игра устроена так, чтобы мы больше узнали о природе родного Подмосковья, Луховицкого края и научились жить по ее законам.
Играя, вы примите участие в четырех конкурсах. Вам предоставляется возможность заработать баллы, отвечая на вопросы заданий на станциях:
Зоологическая мозаика
Ботанический калейдоскоп
Экологический конкурс
Игровая экология

Командам раздаются маршрутные листы на прохождение 3-х станций.
Каждый правильный ответ жюри оценивает 1 баллом.
На станции «Игровая экология» задания выполняются всеми участниками игры одновременно.

Станция «Зоологическая мозаика»

Назовите самую маленькую птицу лесов Подмосковья. (Королек)
Каких птиц больше всего на Земле? / Птиц семейства Воробьиные /
Какие птицы наших лесов выводят птенцов зимой? (Клесты)
Какая птица леса всем свое имя называет? (Кукушка)
Какая самая крупная птица бывает на пролете на водоемах Луховицкого района? (Лебедь)
У какой птицы самый длинный язык? (У дятела)
Кто рождается дважды? (Птица – яйцо, затем птенец)
Какая птица на крыльях весну приносит? (Грач)
Что значит выражение «Волка ноги кормят»? (Он догоняет свою добычу, а не подкарауливает)
Косой ли заяц? (Нет. Его называют так, потому, что он бегает петляя)
Какие животные «вылезают из кожи»? (Змеи, ужи)
Отгадайте загадку:
С ветки на ветку прыгает, резвится,
Ловкая, проворная, а не птица. (Белка)
Назовите самое крупное млекопитающее наших лесов? (Лось)
Какое название носит самое крупное животное-грызун? (Бобер)
Что теряет лось каждую зиму? (Рога)
Назовите животное наших лесов, похожее на кошку? (Рысь)
Чем еж на медведя похож? (Спит зимой)
Какую пользу приносят дождевые черви? (Рыхлят землю)
След какого хищного зверя похож на человеческий? (Медведя)
Назовите загадки о животных.

Перевертыши
Расшифруйте названия птиц нашей местности:
Н А В О Р О – ворона
К А Р О С О – сорока
Я Л Т Е Д – дятел
О В А С – сова
В О Л Е Й С О – соловей
Л Е Г О Щ – щегол

Станция «Ботанический калейдоскоп».
* Ответьте на вопросы:
Дерево-символ нашей Родины? (Береза)
Дерево нашего города, зацветающее последним в году? (Липа)
Название какого растения связано со звоном? (Колокольчик)
Трава, которую знают даже слепые? (Крапива)
Соком какого растения выводят бородавки? (Чистотел)
Назовите «краснокнижное» растение Луховицкого края обитающее в старицах реки Оки ( Чилим)
Полосатая ягода. (Арбуз)
Комнатное растение, живущее по поверью 100 лет? (Столетник)
Под какими деревьями могут расти эти грибы:
Рыжик – ель, сосна
Груздь – береза, ольха, тополь
Подосиновик – осина, береза
Подберезовик – береза, осина
Моховик – сосна
Белый гриб – ель, сосна, дуб, береза
Масленок – сосна
10. Разберите корзинку «горе-грибника»: определите грибы /по муляжам/ и уберите из корзины не съедобные.

Станция «Экологическая»
*1. Прослушайте рассказ и найдите в нем экологические ошибки.
«Выходной в лесу».
С веселой музыкой мы вошли в лес.
/В лесу нельзя включать музыку, т.к. она может распугать птиц и зверей./
Мы встречали на своем пути много разных грибов – съедобные мы рвали, а ядовитые просто сшибали палками.
/Грибы нужно срезать, чтобы не повредить грибницу, а ядовитые трогать нельзя, т.к. ими питаются, лечатся животные./
И вот привал. Мы быстро наломали веток и разожгли костер.
/На костер собирают сушняк./
Пообедав, мы сложили остатки еды в полиэтиленовые пакеты и оставили под деревом – бактерии все разрушат.
/Полиэтиленовый пакет разрушается через 200 лет./
В кустах мы нашли гнездо с голубыми яичками. Они были теплыми на ощупь.
/Трогать яйца нельзя, т.к. птица может бросить кладку./
Набежали тучи, засверкала молния, но мы успели спрятаться под раскидистое, одиноко стоящее дерево.
/Под одиноко стоящим деревом нельзя прятаться от грозы, т.к. в него может попасть молния./
Переждав дождь, мы нарвали большие букеты красивых лесных цветов, и, довольные, пошли домой.
/ Большие букеты собирать нельзя, среди цветов могли быть редкие виды./

2. Какие насекомоядные зверьки, находящиеся под охраной в России, живут в Луховицком крае? - / выхухоль /
3. Из скольких томов состоит «Красная книга»? (из 5:
1 - Том млекопитающие
2 - Том птицы
3 - Том земноводные и пресмыкающиеся
4 - Том рыбы
5 - Том высшие растения)

4. Как называется Государственный заказник у поселка Белоомут? ( Озеро Сосновое и его окрестности).

Составьте из двух частей карточек народные приметы
(Начало фразы написано на одной карточке, конец – на другой)
Количество баллов начисляется по числу правильно составленных примет.
На выполнение задания дается 2 минутаы

Дым столбом к долгой мокрой весне
Длинные сосульки к грозе
Ласточки низко летают днем дождя не будет
Муравьи прячутся в муравейник дождь предвещают
Утром сильная роса к морозу

Станция «Игровая экология»
Игра «Ворота кленовые»
Для игры заготавливаются листья разных растений, плоды, семена, шишки хвойных пород и др. Двое ведущих, собрав букет из заготовленного материала, встают так, чтобы образовались ворота (подняв и соединив руки друг с другом). Все остальные участники встают в колонну, проходят (пробегают сквозь ворота).
Ведущие поют:
«Ворота кленовые,
Красиво разрисованные,
Всех ребят пропустим –
Одного не пустим!» (Ловят кого-либо).
Тот, кто попался, отвечает на вопрос «что это за ягода (растение)?» и др. Если он ошибся, его «превращают в столбик ограды» и он встает рядом с ведущими.
Если ответил правильно – идет в конец цепочки детей.

Игра «Чем река на человека похожа?»
Детям предлагается сравнить реку с человеком. Команды по очереди называют признаки сходства. Побеждает команда, назвавшая последний признак.
Например: У Человека есть имя, У Реки - название
По характеру: человек и река могут быть спокойными, а могут быть
шумными, быстрыми и др.
Человек имеет сосуды, по которым течет кровь, Река имеет берега,
«рукава» по которым движется вода.
Человек может быть разговорчивым или молчаливым. Река может быть
тихой или шумной и т. д.
Игра «Спой любимую песню голосом птицы»
Например, голосом снегиря «фьюи, фьюи,фьюи»
или воробья «чирик, чирик, чирик, чирик» на мотив выбранной песни.

Дорогие ребята!
Нам было очень приятно встретиться с вами, мы рады, что вы приняли участие в этой игре.
Проигравших в ней нет – в выигрыше все.
Мы надеемся, что вы еще больше будете любить природу родного края, проявлять к ней интерес, оберегать ее.
Сегодняшняя игра показала, что вы много знаете и наша задача – обогатить и расширить эти знания, но главное – воспитать бережное отношение к природе.

Спасибо всем за участие!


Заголовок 3 Заголовок 415