Конспект урока литературы Подготовка к сочинению «Гимн русской зиме» (по картинам И. И. Шишкина и К. Ф. Юона)


Подготовка к сочинению «Гимн русской зиме» (по картинам И. И. Шишкина и К. Ф. Юона)
Цели урока:
1) организовать наблюдение за использованием причастных и деепричастных оборотов в искусствоведческом тексте и тренировать учащихся в использовании изобразительно-выразительных возможностей причастий и деепричастий в собственной речи;
2) формировать умение создавать сочинение-описание на основе сопоставления произведений пейзажной живописи.
Ход урока:
Организация начала урока: подготовленный ученик читает под музыкальное оформление стихотворные строчки Ф.И.Тютчева:
И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь окутан, весь окован
Легкой цепью пуховой….
Учитель: ребята, я приглашаю вас в художественную мастерскую. Но сегодня наше пребывание в ней будет необычным: мы побываем в гостях одновременно у двух мастеров. Подготовленные учащиеся рассказывают краткие сообщения о художниках.
(Дети рассматривают репродукции картин)
- Вы прослушали чтение поэтических строк Ф. И. Тютчева, подходят ли эти строки для описания картины И.И. Шишкина «Зима»? (учащиеся отмечают, что произведение пейзажной лирики и произведение живописи объединяет тема зимнего оцепенения природы.)
Беседа по восприятию полотен:
•Какой пейзаж предстаёт перед зрителем на картине И. И. Шишкина «Зима»? (На картине изображён зимний лес. Могучие сосны, покрытые снегом, застыли в зимнем оцепенении. Вдали возвышаются белоснежные ели.) •Какое время суток изображено на картине? (Художник изобразил холодный зимний день: лес наполнен светом солнца, пробивающегося сквозь кроны сосен. Небо вдали чуть розовеет, световая полоса словно разделяет картину на две части.)
• Опишите первый план картины. (На первом плане изображены только нижние части стволов вековых сосен, у их подножия лежат поваленные стволы, занесённые снегом, вырисовываются заснеженные силуэты молодых ёлочек.)
•Как художнику удалось передать зимнее оцепенение природы? (Ощущение неподвижности разлито в пейзаже. Стволы сосен кажутся скованными морозом. Словно в оцепенении замерли под снежным гнётом ёлочки. Неподвижен воздух, и тёмный силуэт одинокой птицы не оживляет картину зимнего оцепенения. Сосновый лес предстаёт погрузившимся в долгий зимний сон.)Предложим ученикам сравнить картину И.И. Шишкина «Зима» с картиной К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво» и поможем им в этой работе.
•Что изображено на картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво»? Опишите общий план картины. (На картине изображён ясный солнечный зимний, сияющие белизной заснеженные холмы и равнины, покрытые пушистым снегом деревья, домики с засыпанными снегом треугольными крышами. Художник изобразил также спешащих куда-то оживлённо беседующих ребят, а вдали – мальчишек, увлечённых зимними забавами.)•Сопоставьте картины И.И. Шишкина и К.Ф. Юона по общему настроению. Какой предстаёт зимняя природа на картинах? (И.И. Шишкин изобразил природу в зимнем оцепенении, она словно скована тяжёлым белоснежным покровом, погружена в долгий зимний сон. На полотне К.Ф. Юона царит радостное оживление. Яркий свет заливает картину, воздух прозрачен и чист, и только лёгкая морозная дымка окутывает небо. Снег кажется лёгким и пушистым, он не отягощает, а украшает ветви деревьев сияющим кружевом.)3.Орфографический и пунктуационный анализ текста (упр.176)
Попросим учащихся сопровождать запись предложений текста подробными объяснениями выбора написания и постановки знаков препинания. После того как будут выполнены задания 2, 3 упражнения, предложим ребятам выразительно прочитать восстановленный текст и отметить те высказывания автора искусствоведческого текста, в которых нашли отклик их собственные мысли.
Работа в малых группах: составление плана сочинения «Гимн зимней природе» (по картине И.И. Шишкина «Зима» и картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво») -Примерный план может быть следующим.
I.И.И. Шишкин и К.Ф. Юон – замечательные русские художники-пейзажисты.
II.Зимний пейзаж в изображении И.И. Шишкина и К.Ф. Юона.
1.Описание картины И.И. Шишкина «Зима»
2.Описание картины К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво»
3.Сходства и различия в изображении русской зимы на картинах И.И. Шишкина и К.Ф. Юона.
III.Картины И.И. Шишкина и К.Ф. Юона – гимн русской зиме.
Рефлексия.
Домашнее задание: написать сочинение.